Баллады о Робин Гуде как исторический источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Задача работы — рассмотреть баллады о Робин Гуде как исторический источник, опираясь при этом на другие документы того времени, чтобы иметь максимально объективный взгляд на ситуацию.
Актуальность данной работы в том что произведения о Робин Гуде являются ценном источником как с исторической и культурной, так и с психологической точки зрения, т.к. в них отражается пример того как ущемленные слои населения сами создают себе героя, который их защищает, или что тоже интересно приписывают эти свойства одному человеку.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 45.78 Кб (Скачать)

«Англия при трех Эдуардах Плантагенетах  — Эдуард I (1272-1307), Эдуарде II (1307-1327), Эдуарде III (1327-1377) имела много войн и восстаний баронов, потому что Англия продолжала удерживать Гасконь и Гиень, но торговля с Фландрией продолжала успешно развиваться, росли города. Правление Эдуарда I особенно отличалось решительными усилиями по консолидации правительственных учреждений и обеспечению ведущего положения на Британских островах5». Войны стали в Англии катализатором общественных перемен. В XIV в. Англия как и вся остальная Европа переживала экономические подъемы и спады, колебания численности населения, что усугубляло напряженность и неуверенность общества в завтрашнем дне. В результате страна пережила серию кризисов, показавших насколько зыбко были сбалансированы отношения между королем и его подданными. Например в 1290 — 1297 гг. с купцов, с собственников, и особенно с духовенства взимали налоги, превышающие обычные в четыре раза, чт о вызвало большие возмущения в обществе. Эдуард II был упрямым как и его отец, но менее талантливыми, он увяз в гражданской войне (1321 — 1322), борьбе с магнатами, так же на его время пришлись болезни скота, неурожай и бедность. В результате всего этого в 1327 г. его смещают с должности короля, этот случай был прецедентным. Наследником становится принц Эдуард III. Когда он пришел к власти, ему было всего пятнадцать лет. Однако он вскоре сам стал отцом, и показал себя более способным к власти, чем его отец. Он разделял мнения и желания своих подданных, он был воспитан в духе рыцарских обязательств и аристократического общества. Однако когда дело дошло до Франции, и походов на нее, он пошел по пути своего отца и деда: увеличение налогов, причем в таких размерах, которые превышали последние годы правления Эдуарда I. Однако он показал себя разумным и прагматичным монархом, а его самоуверенность не превращалась в заносчивость. Он назначил министров, приемлемых для магнатов, соглашался с мнением Парламента и достиг согласия с подданными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

В общественной жизни тем временем так же происходили  значительные перемены. Контроль над экономическими ресурсами, военными, перешел в руки очень немногочисленной группы чужеземцев, причем этот процесс захватил не только верхушку землевладельческой элиты, но и ее среднюю часть. Для примера можно привести цитату из Книги Страшного Суда «Зарегистрировано более 280 тысяч человек, французы - 5%, однако контролируют около 80% земли6». Что касается английского крестьянства, то ему было не привыкать к смене своих хозяев. Отношения с ними складывались не на этнической, а на социальной основе. Например там где не было особого произвола, и местный лорд обеспечивал своих людей надлежащей защитой, вопрос о его национальности не стоял. Ксенофобия охватывала главным образом потерявшим свое положение элитные слои. Ощущение утраты высокого правового статуса, богатства, социального престижа, властных функций искало компенсацию в виде морального и культурного превосходства. Норманское завоевание, сопровождавшееся резким понижением прав традиционных элитных групп создало ситуацию временного совпадения этнического и социального разделения в обществе, что сделало их более зримыми, труднее преодолимыми и менее терпимыми. Однако время не стоит на месте, общая территория проживания, смешанные браки сделали свое дело, и в течении века после завоевания, например к середине XII в. норманская знать воспринимала старую английскую литературу, историю, как свою собственную. Таким образом, через 100 лет после битвы при Гастингсе, противопоставление англичан и нормандцев потеряло всякий смысл. Таким образом социальное неравенство было преодолено, крестьяне поддерживали короля во время его войн с баронами, но тогда откуда такое отношение крестьян к своим хозяевам в балладах о Робин Гуде? Известный английский поэт XIV в. Дж. Чосер в своих рассказах оставил нам притягательный образ Англии того времени, где богатое сельское хозяйство, процветающие города, добродушные йомены и предприимчивые купцы. Реальность же была несколько иной, в это время в Англии бушевала «Черная Смерть», или чума. Эпидемия была настолько сильной, что унесла с треть населения, наступает экономический кризис, выйти из которого король решает путем увеличения налогов на крестьян. Тогда же и произошло крестьянское восстание под предводительством У. Тайлера (1381 г). Оно было исключительным по накалу, длительности и широте охвата населения. Причин восстания было несколько, однако новый подушный налог, который увеличился, и стал равен 1 шилинг с человека. Народ ответил уклонением от налогов, насилием по отношению к сборщикам налогов и судьям, которые занимались расследованием этих дел, и наконец в июне 1381 г. произошло восстание. К сельскохозяйственным рабочим Восточной и Юго — Восточной Англии присоединились жители расположенных там городов, а так же лондонцы. Восточная Англия, производившая зерно и шерсть, в полной мере испытала на себе экономический спад и социальные противоречия устаревшей феодальной системы. Кроме того восставшие были разочарованы политическими просчетами 70-х годов XIV века, поражениями последних лет во Франции, они боялись нападений врага на побережье. «Главным средством исправления положения считалось давление на правительство и обращение к молодому монарху, а потенциальным источником поддержки — население Лондона. Соответственно восставшие устремились из Эссекса и Кента в Лондон, где они открыли тюрьмы, разграбили дома королевских министров, опустошили Тауэр и пытались припугнуть самого Ричарда II, добиваясь от него серьезных уступок. Если бы эти перемены были осуществлены, исчезли бы последние оковы личной зависимости и произошла настоящая революция в системе церковного и государственного землевладения7». Но восстание было плохо спланировано и организовано, не было общей цели, оно носило скорее характер спонтанного взрыва недовольства. 15 июня восставшие были рассеяны и вернулись к своим домам. Восстание, естественно, было разгромлено, но даром оно не прошло. Палата лордов была вынуждена принять постановление об отмене крепостного права, о смягчении законодательства о наемном труде, о свободе торговли и т.п. крестьяне из зависимых вилланов превратились в свободных арендаторов земельных наделов. Надо сказать ,что это привело к расслоению крестьянства и увеличению богатства его зажиточной части. Но в это время это было прогрессивным явлением. Таким образом, неудивительно что именно XIV в. неизменно ассоциируется с Робин Гудом, поскольку именно в это время, баллады о вольных стрелках, которые живут в Шервудском лесу, становятся особенно популярны в народе. «После эпидемии бубонной чумы выморочные наделы можно было сдать в аренду только за низкую плату. Если лорд или его бейлиф предъявляли высокие требования, то бессемейные, т.е. молодые, сильные крестьяне убегали, так как в те годы хорошему работнику давали высокую зарплату и не спрашивали, откуда он явился. Крепостные в этих условиях стали нанимать безземельных работников, разводить овец и скапливать средства, достаточные для выкупа себя и своего участка земли. Эти крестьяне со временем образовали слой йоменов, которые арендовали дополнительные участки у лордов. Так еще в XIV в. крепостное крестьянство расслоилось на зажиточных йоменов и батраков8»  
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Исходя  из ситуации в Англии, можно сделать  вывод что во многих балладах можно узнать черты именно этого времени - антифеодальные настроения крестьянской массы, острую ненависть к высшим церковным властям, провинциальной администрации  и т.д. Социально-историческая обстановка XV столетия, с ее продолжающимися 
вспышками крестьянских восстаний, феодальными войнами, растущими военными налогами и т. д. способствует дальнейшему развитию тех же преданий, окончательно кристаллизует их, завершает процесс эпической идеализации главного действующего лица. В XVI в. возникают попытки объединить и закрепить некоторые баллады в цельном сюжетном своде, рассказав всю жизнь Робина Гуда и дополнив, повествование новыми эпизодами, необходимыми для последовательности и законченности изложения. Именно в этот последний период развития цикла появляются в нем новые баллады: о смерти Робина Гуда, о защите его "королевой Катериной" (женой Генриха VIII); возникают первые попытки сделать его внуком графа или вообще знатным лицом. Около 40 баллад, образующих самостоятельный цикл, привязаны к легендарным подвигам Робин Гуда. Сложность анализа этих произведений заключается в том что баллады были созданы на протяжении почти 300 лет, и события баллад зачастую не совпадают с временем их создания. Народный мститель, Робин Гуд скрывается в Шервудском лесу с ватагой вольных стрелков, грабит богачей, защищает обиженных и отдает деньги бедным. Благородные разбойники во главе с «Добрым Робином» воюют с притеснителями крестьян — «гордым шерифом», надменным епископом, «жирными монахами». Происхождение Робина Гуда – одна из загадок английской литературы и истории. «Многие поют о Робин Гуде, но немногие знают, где он родился
9». В некоторых балладах его часто называют свободным крестьянином или «йоменом», сам Робин называет себя так же. Есть баллада в которой описывается что его отец был лесничим, и выделялся мастерством в стрельбе из лука. Есть версия что он был незаконным сыном дочери знатного графа. Дочь, боясь гнева своего отца ушла рожать сына в лес. Согласно еще одной балладе Робин Гуд – граф Хантингтонский, жил в царствование Ричарда I, но из-за происков своих врагов лишился имущества. Однако эта версия под сомнением, потому что первые упоминания о нем появились значительно позже, и скорее всего связь Робина и Ричарда I – не более чем народная попытка «очеловечить» образ короля. Тем не менее у ряда исследователей складывалось мнение что Робин Гуд – собирательный образ, основанный на желании простых людей видеть то что их судьба хоть  кому-то небезразлична, и поэтому они вначале приписывали происходящие грабежи в то время Робин Гуду, а в дальнейшем времени последующие поколения идеализировали его, приписывая ему высшие человеческие ценности и идеалы. «Но все же некоторые исследователи считают, что в балладах отразилась память о завоевании Англии норманнами в XI веке. Завоеватели жестоко притесняли местное население — англосаксов, относясь к ним с откровенным презрением. Достаточно сказать, что более века ни один из английских королей Нормандской и Анжуйской династий ни слова не знал из языка народа, которым управлял (первым стал Ричард Львиное Сердце)10».Бывало, что англосаксы, не желающие покоряться завоевателям, уходили в леса и создавали нечто вроде партизанских отрядов, — возможно, и Робин Гуд был предводителем именно такой дружины. Еще одним примером может стать то что влачившие голодное  существование крестьяне не всегда могли противиться искушению  поохотиться в заповедном королевском лесу. За убийство "королевского оленя" человека либо вешали, либо  кастрировали  и  ослепляли11. Заподозренным в браконьерстве оставалось одно: бежать в лес и  скрываться  в его глуши. по крайней мере сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд просто символизирует определенный тип героя-разбойника, который прославлялся в передаваемых из поколения в поколение легендах по крайней  мере уже с начала XIII века. Таким образом можно сделать вывод что происхождение Робин Гуда – еще одна загадка в истории средневековья, однако люди видели в нем своего кумира. Память его еще широко отмечалась в Англии XVI века. «Жители деревень  и провинциальных городков вроде Стрэтфорда, родины Шекспира,  посвящали  Робин Гуду майский праздник  (May-day),  праздник  весны.  В  этот  день  молодежь плясала вокруг "майского  шеста"  (may-pol),  распевая  песни  о  знаменитом народном герое. Некоторые любители,  надев  зеленые  куртки  и  вооружившись луками, разыгрывали в лесу перед собравшейся толпой приключения Робин  Гуда, Маленького Джона и других "веселых людей"12». Как становится ясно из вышесказанного, Робин Гуд не был гордым одиночкой, с ним часто описываются его верные друзья -  Малыш Джон, (Малютка Джон, Крошка Джонни) который малышом назывался скорее из сарказма, так как он имел исполинские размеры и силу. Маленький  Джон  -  верный  друг  и сподвижник Робин Гуда, готовый пожертвовать жизнью ради него, вместе  с тем  он шутник  и  балагур. Брат Тук – беглый монах, так же Мач, сын мельника, жена Робина – Мэриан. Её образ слабо очерчен, но известно что она пошла за мужем в лес, и ее часто вспоминают во время танцев у майского шеста, внешне она выглядела довольно привлекательно. Как должно быть в жизни, иногда у них возникают ссоры. Однажды Робин и Джон решили устроить соревнования по стрельбе из лука, и Джон выиграл 5 шилингов. Когда он спросил с Робина свой долг, тот ответил отказом, и между ними произошла ссора, Робин отправился в Ноттингэм один, и там попал в руки шерифа, Джон позабыв обиду пришел к нему на помощь, выручил его. Робин предложил ему руководство над всеми его людьми, однако Джон отказал, сославшись на то, что не видит себя на этом месте, и хочет быть тем, кем он есть. Вообще у Робина было много причуд. Однажды он решил стать рыбаком, и отправился в Скарборо. Там в него влюбилась жена богатого человека, и подарила ему рыболовное судно, но Робин оказался очень плохим рыбаком, его высмеяли все матросы. Но через какое то время на них напал французский пиратский корабль, и Робин перестрелял всех пиратов из лука, чем заслужил доблесть и почет среди моряков. Золото которое он взял с пиратского корабля, пошло на строительство жилья для бедняков. Эта история отражает настроения того времени — жители побережья всегда опасались французских бандитов, и зачастую это имело под собой веские основания. Можно привести еще несколько примеров подобных случаев, дошедших до нас из баллад. Робин Гуд всегда старается исправить несправедливость. Однажды он встретил старую женщину, которая рассказала ему о своей беде. Её сыновей собирались казнить за то что они охотились на оленей в королевском лесу. Он решает помочь ей. По пути он встречает старика – пилигрима, покупает у него одежду за 40 шилингов. В образе старика, запутанный в старый плащ, он предлагает себя шерифу в качестве палача. Палач обещает ему 30 шилингов, и новую одежду. Перед самим моментом казни Робин проклинает любого кто захочет стать палачом, трижды трубит в свой рог, и из леса выбежали его люди, освободили сыновей старухи, а шерифа повесили в лесу. Как то раз увидел он в лесу юношу, одетого в ярко красные одежды, и в прекрасном настроении. Когда его увидели на следующий день, он был уныл и тяжело вздыхал. Робин Гуд решил с ним разобраться, и вежливо попросил у него денег, на что юноша ответил что денег у него нет, все что у него было – 5 шилингов и обручальное кольцо, которое он хранил 7 лет до свадьбы, вчера  он  должен  был  жениться  на любимой девушке. Но ее отняли  у  него. Ей  суждено быть  усладой  старого рыцаря. Вот почему убито мое бедное сердце. Робин Гуд поспешил  в  церковь, где епископ ожидал жениха с невестой. Он  назвался  странствующим  певцом  и арфистом, епископ сказал что музыка ему по душе, и попросил сыграть. Но Робин отказался, сказав что играть не будет пока не придут жених и невеста. Когда они зашли, Робин сказал что этот брак неравный. Робин  Гуд трижды протрубил в рог, и тотчас же из лесу явились его товарищи, а  с  ними молодой жених. Возмущенный епископ заспорил. Тогда Робин Гуд сорвал  с  него облачение и надел его  на  своего  верного  приспешника,  Маленького  Джона. В другой  раз,  переодетый  нищенствующим  монахом, Робин Гуд шел по дороге. Навстречу ему попались два  священника.  одетые  в черное с головы до ног, они ехали на своих конях. Робин Гуд попросил у них милостыни. Они отвечали, что у них нет с собой  денег.  Тогда Робин Гуд стащил их с коней, и предложил им помолиться для того чтобы Бог послал им денег. Перепуганные священники не смогли сопротивляться. Они упали на колени и начали молиться,  Робин  Гуд заставил их молиться целый час, а потом обыскал и нашел деньги. Отношения Робин Гуда и церкви – в балладах в проявляется ненависть обычных людей к церковной власти. Робин Гуд не любил священников. Однажды он  захватил епископа Герфордского. Угостив его,  по  своему  обычаю, ужином и напоив вином, пивом и элем, Робин  Гуд,  также  по  своему  обычаю, отнял у него деньги, но не сразу  отпустил.  Он  сначала  заставил  епископа пропеть мессу, потом плясать под музыку и, наконец,  посадил  его  на  коня, лицом к хвосту, и всунул ему в руки конский хвост.     Робин Гуд погиб  от  вражеской  руки.  Его  убила  его  родственница - настоятельница монастыря. Он, больной, пришел однажды  к  ней  в монастырь, с просьбой «пустить» ему кровь. Она, с виду ласковая и приветливая, вскрыла  Робин Гуду вены, и стала ждать чтобы он истек кровью.  Потом  она  вышла  из  комнаты  и заперла за собою дверь. Тогда Робин Гуд понял, что его родственница - предатель. Он хотел выпрыгнуть в окно, но не в силах был до него  добраться.  Тогда  он трижды слабо протрубил  в  свой  рог.  Маленький  Джон  услыхал  зов  своего начальника и тотчас же явился к нему, но застал его умирающим.  "Положи  мой лук рядом со мной в могилу, - оказал Робин Гуд, - он был  для  меня  сладкой

музыкой. Могилу мне сделай как следует: из  зеленой  травы  и  из  камней. Вырой ее достаточно широкой и длинной. Под голову положи  мне  кусок  дерна. Пусть скажут люди, когда меня не будет в живых: "Здесь лежит храбрый  Робин Гуд". Таков в нескольких чертах  образ  героя  английской  народной  легенды. Дошедшие до нас баллады, воспевающие его подвиги - фрагменты  из  обширного эпоса, представляют  собой  памятники  большой  художественной  ценности. Нетрудно объяснить причину столь долгой популярности Робина Гуда. Гордый и независимый, он противостоял тем, кто, пользуясь своим положением и богатством, обманывал и угнетал простых людей. Но он хранил верность королю и не отвергал религию — среди его сторонников был даже один бродячий монах, веселый толстяк брат Так. Личность Робина Гуда настолько привлекательна, что историки уже давно ищут прототип легендарного героя. С определенностью о Робине Гуде можно утверждать только одно: предание о нем постоянно пополнялось все новыми деталями. Так, в ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века. Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды, а брат Так появляется в значительно более поздней версии. Сначала Робин — просто фермер, но со временем он превращается в благородного изгнанника. Таким образом можно сделать вывод что существовал ли Робин Гуд в реальности – вопрос уже не столь важный, так он был символом народного единства, объединял человеческие души в едином нежелании терпеть гнет от многочисленных налогов, церковного бюрократизма, иногда невыносимых условий жизни, и тотальному неуважению со стороны власти. 
 

                              Заключение

Данная  работа – попытка отразить английское общество XI – XV веков, в котором социальные неравенства, войны, боле 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Источники

Баллады Робин Гуде. СПб., 1994.

Английские  средневековые источники. М., 1979 
 

Литература

Социальная  идентичность средневекового человека/[отв ред А.А. Сванидзе]; Ин-т всеобщ. Истории РАН.-М. : Наука, 2007

Истрия  и память: Историческая культура Европы до наччала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной.-М.: 2006.

Проблемы  средневековой народной культуры, А.Я. Гуревич, М.1981 

1История и память. М., 2006 с 369.

2История Великобритании.М.,2008 с 111.

3Краткая история средних веков. СПб.,2008 С.176

4Баллады о Робин Гуде, Спб., с 456

5История Европы.М.,2004. С 298

6Социальная идентичность средневекового человека. М., 2007. С. 238

7Историчческий лексикон, Т. 5, М., 2001 с 468

8Исторический лексикон. Т. 5 М., 2006 с. 341

9Баллады о Робин Гуде. СПб., 1994 с. 436

10History illustrated №4 2007. С 41

11Баллады о Робин Гуде.СПб., 1994. С 450

12 Проблемы средневековой народной культуры. Гуревич А. Я. М., 1981 с. 268


Информация о работе Баллады о Робин Гуде как исторический источник