Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель исследования: выявить положительное значение технологии «Развития критического мышления» при изучении культуры XX века на уроках МХК.
Объект исследования: методика проведения урока МХК по разделу культура ХХ века
Предмет: использование технологии на уроках МХК при изучении культуры XX века.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры ХХ века на уроках МХК в общеобразовательной школе…………………………….
Особенности изучения культуры ХХ века школьниками
Характеристика технологии развития критического мышления
Глава 2. Организация педагогического эксперимента по изучению курса культуры ХХ века
2.1. Использование технологии развития критического мышления при изучении культуры XX века на уроках Мировой художественной культуры.
2.2. Ход и результаты эксперимента
Заключение.
Используемая литература
Исследованиями в области критического мышления и методов его развития у учащихся занимались многие специалисты, как западные ( К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл,С.Уолтер), так и Российские ( М.В.Кларин, С.И.Заир – Бек, И.О.Загашев). Именно благодаря активному исследованию роли критического мышления в образовании, технология развития критического мышления стала рассматриваться как наиболее актуальная образовательная технология. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. В то же время фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
Стратегия технологии позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность и механичность. Это скорее открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельной, критически мыслящей личности.
Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, нацеленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызова, реализации смысла (осмысление), рефлексии.
Часто
отсутствие результативности обучения
объясняется тем
Обычно лучше всего мы запоминаем информацию по теме, о которой имеем некоторое представление. Если дать учащемуся возможность проанализировать то, что он уже знает по теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки целей. Эта задача решается на первой стадии вызова.
Далее
следует пробуждение
Следующий
этап фазы вызова — самостоятельное
определение учащимися
Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у школьников возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
Вторая фаза – фаза реализации смысла или осмысления содержания. На второй фазе необходимо реализовать содержание темы в определенной учебно – познавательной деятельности. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе изложения преподавателем, либо — в процессе чтения, просмотра видео материалов и т.д.
Важно заметить, что отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом является одним из условий технологии развития критического мышления.
Так же как на стадии вызова, в фазе осмысления содержания продолжают конструировать цели своего учения.
При этом школьники самостоятельно сопоставляют изученный материал с уже известными данными и мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. Он является важной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Так подходит подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного и наступает третья фаза – фаза рефлексии.
Рефлексия — особый вид мышления. Рефлексивное мышление значит фокусирование внимания. Оно значит тщательное взвешивание и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой становится присвоенной, т.е. превращается в собственное знание. Рефлексия в данном случае понимается как встраивание нового опыта и знаний в систему личностных смыслов. Для этого необходимо:
1.
Самостоятельно
2.
Определить направления для
Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что рефлексивный анализ и самооценка пронизывают все этапы работы.
И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек отмечают, что важной для развития критического мышления является письменная рефлексия. Они приводят следующие принципы использования письменной рефлексии:
Глава 2. Организация педагогического эксперимента по изучению курса культуры ХХ века.
Применяя технологию развития критического мышления в учебном процессе мы работаем по стадиям — фазам (вызов, осмысление, рефлексия), анализ которых был представлен выше. Для каждой фазы разработаны отдельные методы и приемы, использование которых обеспечивает реализацию данных фаз. На наш взгляд наиболее целесообразно использовать следующие приемы, облегчающие работу преподавателя и предоставляющие ему возможность действовать в рамках технологии.
Первая стадия (стадия вызова) – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого можно использовать метод мозгового штурма. Цель – активизация имеющихся знаний. Учащиеся записывают все, что они знают по данной теме за короткий промежуток времени. Далее – обмен информацией. Выявление различных точек зрения, различия не обсуждаются, а только фиксируются.
Следующий метод — разделения на кластеры — это графический способ организации учебного материала, он выглядит следующим образом: в центре – тема, а вокруг крупные смысловые единицы. У каждой крупной смысловой единицы есть менее крупные и т.д. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
Например, при изучении темы «Социалистический реализм» просим учащихся предположить, по каким направлениям мы будем изучать это явление. Так в изучаемой теме школьники могут предложить следующие вопросы: политизация искусства, романтические образы революции, рождение официальных творческих союзов (писателей, художников, композиторов), трагедия личности в условиях тоталитарного искусства, оптимистический пафос киноискусства и т.д. Работа может вестись в группах с применением мозгового штурма, затем полученные кластеры выслушиваются, записываются и объединяются (см. приложение 1). Использование данного приема позволяет мотивировать учащихся на изучении учебного материала. Осуществить целеполагание, быстро включить в работу учащихся.
Большой популярностью у приверженцев технологии развития критического мышления пользуется таблица «З-Х-У» («Знаем-Хотим узнать-Узнали»). Данная стратегия была разработана профессором Д. Огл в 1986 году. Она хороша при работе с текстами, имеющими большую информативность. Форма этой таблицы отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс, использующий технологию критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Учащийся заполняет таблицу до знакомства с новым материалом, по ходу ознакомления и во время подведения итогов.
I. Фаза вызова
Заполняя графу «Знаем», ученики актуализируют полученные ранее знания и смыслы. После обсуждения преподаватель обобщает и уточняет их высказывания. Заполняя графу «Хотим знать», ученики формулируют свои познавательные запросы, которые порождают мотивацию к их удовлетворению. А обсуждение своей работы с одноклассниками делает работу лично значимой для каждого.
Происходит активное восприятие информации, ученики отбирают те знания, которые им были необходимы для удовлетворения познавательных запросов. Это обуславливает активность на уроке.
Затем новые и старые знания сопоставляются, есть возможность корректировать записи в графе «З». В графу «Узнали» записывается новая информация.
На стадии осмысления мы рекомендовали использовать следующие приемы.
1) Эффективная лекция.
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление – рефлексия».
Вызов – подготовительная деятельность, представление темы, постановка проблемного вопроса. Осмысление – дается информация по обсуждаемым вопросам. Рефлексия – подведение итогов. Повторный вызов – проблемный вопрос, осмысление, рефлексия. Итоговая рефлексия – обсуждение версий, общий вывод по материалу.
2) Толстые и тонкие вопросы.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
Толстые ? | Тонкие ? |
Дайте
3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? |
Кто ?
Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? |
3) Дискуссии.
Данный вид деятельности вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности. Дискуссия «совместный поиск» затрагивает один из аспектов текста. «Перекрестная дискуссия» позволяет анализировать текст в целом, его идею и основные проблемы.
Процесс чтения всегда индивидуален. Тем не менее мы привыкли читать текст «по диагонали». Это приводит к потере порой очень важных деталей. Поэтому в нашем случае для стимулирования внимания можно использовать предмет ИНСЕРТ (Intractive Noting Sistem for Effective Reading and Thinking – Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«-» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.