Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель исследования: выявить положительное значение технологии «Развития критического мышления» при изучении культуры XX века на уроках МХК.
Объект исследования: методика проведения урока МХК по разделу культура ХХ века
Предмет: использование технологии на уроках МХК при изучении культуры XX века.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры ХХ века на уроках МХК в общеобразовательной школе…………………………….
Особенности изучения культуры ХХ века школьниками
Характеристика технологии развития критического мышления
Глава 2. Организация педагогического эксперимента по изучению курса культуры ХХ века
2.1. Использование технологии развития критического мышления при изучении культуры XX века на уроках Мировой художественной культуры.
2.2. Ход и результаты эксперимента
Заключение.
Используемая литература
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
Образовательное
Учреждение Высшего
Профессионального
Образования
«Российский
Государственный
Педагогический Университет
имени А.И. Герцена»
Факультет
философии человека
Кафедра теории и методики философско-культурологического
образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Значение технологии «Развития критического мышления» в формировании представления о культуре ХХ века на уроках МХК»
студента 4 курса
очного
отделения
специальности
«Этнокультурология»
Евсеева Д.В.
Руководитель:
кандидат педагогических наук
Кузьмина
Г.А.
Рецензент:
Санкт-Петербург
2011
Введение
Глава
1. Теоретические основы изучения
культуры ХХ века на уроках МХК в
общеобразовательной школе……………
Глава 2. Организация педагогического эксперимента по изучению курса культуры ХХ века
2.1. Использование технологии развития критического мышления при изучении культуры XX века на уроках Мировой художественной культуры.
2.2.
Ход и результаты эксперимента
Заключение.
Используемая литература
Приложение
Введение.
Предмет «Мировая художественная культура» занимает особое место в системе гуманитарного образования школьников. Его главная цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в основной школе на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, помочь учащимся в старшей школе освоить основные закономерности развития культуры и цивилизаций разных народов и стран через художественно-образную специфику искусства.
«Мировая
художественная культура» помогает
понять и освоить богатство
Культура XX века имеет довольно противоречивый характер. На протяжении всего столетия можно наблюдать повсеместные изменения социальных систем, динамику культурных процессов, поэтому давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно.
Из
этого следует, что изучение данного
периода на уроках МХК также не
может иметь привычный
Для достижения этого мы предлагаем использование технологии «Развития критического мышления», котрая ведет не к суммированию знаний, а в вооружению учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Что же означает понятие «критическое мышление»? В психологии этот термин известен уже давно из работ Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготского, однако в языке педагогов в России понятие «критическое мышление» стало использоваться совсем недавно. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Таким образом, проблемой нашего исследования является: применение технологии «развития критического мышления» при изучении культуры XХ века на уроках МХК как способа формирования субъектной позиции в отношении культуры XX века у учащихся.
Гипотеза: мы предполагаем, что если при изучении культуры ХХ века будут использваны приемы данной технологии, а именно:
и др.
то
это будет средством
Цель исследования: выявить положительное значение технологии «Развития критического мышления» при изучении культуры XX века на уроках МХК.
Объект исследования: методика проведения урока МХК по разделу культура ХХ века
Предмет: использование технологии на уроках МХК при изучении культуры XX века.
Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа и заключения. Первая глава рассматривает теоретические основы заданной темы, вторая — использование конкретных приемов и методов на практике.
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры ХХ века на уроках МХК в общеобразовательной школе.
Мы не так давно простились с XX веком, возможно потому изучение его культуры представляется нам довольно сложным. Ее главные стороны и тенденции еще не закончены, она в движении, развитии, в процессе своего раскрытия. Современные школьники еще сами в некоторой степени участники этой культуры — кто-то по личным наблюдениям, кто-то по опыту родственников — поэтому они могут в достаточной мере судить о ее аспектах.
Наше исследование построено на применении технологии «Развитие критического мышления», суть которой в заключается в том, чтобы школьники оказались заинтересованы в получении знаний, сами ставили цели своего обучения, включались в процесс самообразования, самовоспитания и саморазвития. Особенности этой технологии как нельзя более кстати подходят для изучения такого раздела курса Мировой художественной культуры как культура XX века.
В своем исследовании мы опирались на программу курса 11-го класса Л.А. Рапацкой. В этом пособии рассматривается и сопоставляется культура XX века России и Запада (разделы I-IV). Программа курса 11-го класса рассчитана на 68 часов. Цель курса — сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.
Задачи курса:
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX — начала XX в.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» .
Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм).
Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусствеконца XIX — начала XX в.
Раздел II, Художественная культура России XIX — начала XX в.
Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в.
— фундамент национальной классики.
Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре
«серебряного века»: открытия символизма.
Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное.
Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX в.
Тема 10.
Полюсы добра и зла: литературная
классика XX в
Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Тема 12. Тчеатр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость.
Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости.
Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: Ощ эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам
Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры
Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.
Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве.
Тема 17.
Противоречия в отечественной художественной
культуре последних десятилетий XX в1
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Технология реализуется с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять чужие точки зрения.2
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Следует подчеркнуть, что в данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Данная технология осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.