Закаливание детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – на основе изученного научного материала и практических наблюдений предложить оптимальные мероприятия по закаливанию для детей среднего дошкольного возраста в д/с.
Предмет исследования – общепринятая методика закаливания дошкольников 4-5лет в условиях д/с.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основные механизмы закаливания………………………………….. 3
1.1.Основные правила и принципы закаливания………………………… 3
1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы……... 5
1.3. Специальные методы закаливания…………………………………… 7
1.4. Физические упражнения и закаливание. …………………………….. 9
Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания…………. 10
2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур на детский организм……………………………………………………………………. 10
2.2. Использование солнечного излучения в закаливании……………. 12
2.3. Необходимые условия для закаливания детей. Средний дошкольный возраст……………………………………………………………………… 15
2.4. Оздоровительная работа в детском саду…………………………… 18
2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы……………………………………………. 23
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Контрастное закаливание водой — физиологически обоснованный метод воспитания устойчивости организма к резким изменениям температуры воздуха. Применять его разрешается детям с полутора лет в любое время года. Оно удобно тем, что его можно проводить с детьми всей группы и сразу подключать тех, кто пришел в детский сад в середине года. Однако при проведении этого вида закаливания необходим строгий учет индивидуальных особенностей детей. Для проведения процедур обливания ног (местного) мы делили детей на две группы: здоровых и ослабленных. Детей первой группы обливали теплой водой +38°С, затем прохладной + 18, чередуя обливание дважды. При обливании детей ослабленной группы использовали воду температурой + 38, 28, 38°С, т. е. заканчивали процедуру теплым обливанием. На каждого ребенка использовалось 1,5 - 2 л. воды.

В группе ставили три бачка с водой разных температур - + 38, 28, 18°С. Сначала обливали ноги ослабленным детям, затем остальным. После обливания ноги хорошо растирали до покраснения кожи (начинали со стопы, затем переходили на голень). В младших группах при обливании большую помощь оказывала медсестра. Этот вид закаливания особенно строго контролировался медицинскими работниками. Без их разрешения процедура не проводилась. Постепенно воспитатели, няни и сами дети научились строго выполнять все требования по проведению контрастного обливания ног. Через некоторое время оно стало для детей привычной процедурой.

 

2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы.

 

Примерная схема распределения процедур при закаливании.

 

Теплый период года.

1. В утренние часы – полоскание горла прохладной водой, утренняя гимнастика на открытом воздухе с оздоровительным бегом.

2. Во время занятий – физкультурные занятия на воздухе в облегченной одежде. Хождение по горячему и холодному песку, солнечные ванны.

3. Прогулки днем – спортивные упражнения в облегченной одежде.

4. После прогулки перед обедом – полоскание горла прохладной водой.

5. После обеда до сна днем – полоскание горла прохладной водой.

6. После сна днем – комплекс дыхательной гимнастики, контрастные ножные обливания, хождение босиком во время гимнастики.

Холодный период года.

1. В утренние часы –полоскание горла прохладной водой, утренняя гимнастика на открытом воздухе с оздоровительным бегом.

2. Во время занятий – физкультурные занятия на открытом воздухе в облегченной одежде, хождение босиком во время физкультурного занятия в зале.

3. После прогулки перед обедом –полоскание горла прохладной водой.

4. После обеда перед сном - полоскание горла прохладной водой.

5. После дневного сна - обливание ног, хождение босиком во время гимнастики.

 

Очень трудно детям дошкольного возраста пробудиться от дневного сна и включиться активно в рабочий ритм. Предлагаю ряд мероприятий, которые не только закаливают детей, но и помогают “проснуться”.

Дети просыпаются под тихую спокойную музыку - музыка для релаксации. Дети выполняют ряд упражнений лёжа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”. Сидя “по-турецки” выполняем дыхательную гимнастику: “Сдуваем пёрышки”, “Нюхаем цветочек”, “Надуваем шарик”, затем точечный массаж. В группе установлена “спортивная стенка”, на которой дети выполняют такие упражнения: вис, подтягивания, лазание по лестнице и канату.

Следующий этап: ходьба по “дорожке здоровья”, которая в себя включает:

а) Подлезание под дугу

б) Ходьба зигзагом между кеглей

в) Ходьба по ребристой поверхности

г) Ходьба по скакалке

д) Прыжки на двух ногах из круга в круг

Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того, создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам.

Необходимым считаю применение индивидуального подхода при выборе закаливающих процедур. Выбирая закаливающие воздействия для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребенок, имеют не менее важное значение для правильного суждения о возможных его реакциях на закаливание.

Как показали специальные исследования, закаливание проходит быстрее и эффективнее у здоровых, правильно развивающихся детей, обладающих чертами сильного и уравновешенного типа высшей нервной деятельности.

К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, надо подходить очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно, прежде всего, необходимо для здоровья.

Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, не выдерживают спокойных занятий, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами (прохладный душ, общее обливание) противопоказано и может принести лишь вред, для них полезны только успокаивающие процедуры, например обтирание, теплая ванна перед сном.

Противоположная индивидуальная особенность, выражающая в преобладании процессов торможения, проявляется в том, что ребенок все или почти все время проводит в спокойных занятиях, не интересуется подвижными играми, много спит и пробуждается медленно, оставаясь сонливым некоторое время. Такому ребенку полезно использовать бодрящие процедуры, чтобы одновременно с закаливанием усиливались процессы возбуждения. В этих случаях целесообразно дать общее обливание или душ после сна — тогда ребенок активнее включается в игру или какую-либо другую деятельность, с большим аппетитом ест.

Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, воспитывающегося в детском коллективе, необходимо также учитывать и домашние условия, в которых он живет: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. п. Не каждому ребенку, поступающему в ясли или детский сад, можно сразу назначать весь комплекс закаливания. Если дома температура воздуха в комнате чрезмерно высокая (+24, +25°), помещение редко проветривается или если родители слишком тепло одевают ребенка — он в помещении находится в валенках и в шерстяном костюме, то в первые дни пребывания в детском учреждении правильный режим проветривания и правильная одежда уже сами по себе будут оказывать закаливающее воздействие. В таких случаях к специальным мероприятиям приступают после того, как ребенок привыкнет к новым условиям (примерно через 1—2 недели).

 

Заключение.

 

Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма, что в конечном итоге повышает иммунитет и приводит к общему оздоровлению организма.

Несомненным плюсом является благоприятное воздействие закаливающих процедур на весь организм. Повышается тонус нервной системы, улучшается кровообращение и обмен веществ.

На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или прием душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях д\с необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.

С давних времен использовались и сейчас остаются самыми действенными средствами закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ.

Говоря о закаливании как средстве оздоровления детей, подразумевает под эти целую систему мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, его способность быстро адаптироваться к различным климатическим условиям. И все это должно проходить абсолютно без вреда для здоровья.

Оздоровительное значение воздушных и солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. У них выше интеллектуальный тонус и стрессоустойчивость, а значит подготовка, а затем адаптация к школе проходит эффективнее.

Литература.

1.      Аркин, С.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1998.- 214с.

2.      Вильчинский, Е.М. Основные аспекты здоровья. - СПб.: ПИТЕР, 2000.- 316с.

3.      Воробьев, В.И. Оздоровление. - М.: Медицина, 1992.- 247с.

4.      Горбунов, В.В. Вода дарит здоровье. - М.: Спорт, 1990.- 74с.

5.      Гурвич, М. Как быть здоровым. - М.: ФиС, 1991.- 130с.

6.      Гутерман, В.А. Закаливание естественными силами природы. - М.: Просвещение, 1987.- 246с.

7.      Закаливание дошкольников./Под. ред. А.А.Сорцева-М.: Просвещение, 1986.-300с.

8.      Запорожец, А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного возраста. - Л.: Знание, 1980.- 250с.

9.      Колгушкин, А.М. Целебный холод воды. - М.: ФиС, 1986.-186с.

10. Лаптев, А.П. Берегите здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.- 295с.

11. Маршак, М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека. - Л.: Медицина, 1985.- 328с.

12. Подшибякин, А.К. Закаливание человека. – Киев: Здоровье, 1996.- 411с.

13. Попов, С.В. Валеология в школе и дома. - СПб.:ПИТЕР, 1998.- 574с.

14. Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. - М.: Медицина, 1988.-362с.

15. Празников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991.- 296с.

16. Студеникин, М.Л. Книга о здоровье детей. - М.: Медицина, 1996.-386с.

17. Поздняк, Л.В., Бондаренко, А.К.Организация работы детского сада.—М.: Просвещение, 1995.- 405с.

18. Шеврыгин, Б.В. Если малыш часто болеет… - М.: Просвещение, 1990.- 184с.

28

 



[1] Празников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.:, 1991.- С.156.

 

[2] Попов, С.В. Валеология в школе и дома. - СПб, 1998.- С.74

[3] Гурвич, М. Как быть здоровым. - М., 1991.- С.54-56

[4] Закаливание дошкольников./Под. ред. А.А.Сорцева-М., 1986.-С.98-99.

[5] Поздняк, Л.В., Бондаренко, А.К.Организация работы детского сада.—М., 1995.- С.45.

 

[6] Горбунов, В.В. Вода дарит здоровье. - М., 1990.- С.56.

 

[7] Колгушкин, А.М. Целебный холод воды. - М., 1986.- С.18-20.

[8] Гутерман, В.А. Закаливание естественными силами природы. - М., 1987.- С.115-116.

 

[9] Маршак, М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека. - Л., 1985.- С.28.

 

[10] Там же.- С. 85-86.

  1. [11] Колгушкин, А.М. Целебный холод воды. - М.:, 1986.-С. 54

 


Информация о работе Закаливание детей в ДОУ