Закаливание детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – на основе изученного научного материала и практических наблюдений предложить оптимальные мероприятия по закаливанию для детей среднего дошкольного возраста в д/с.
Предмет исследования – общепринятая методика закаливания дошкольников 4-5лет в условиях д/с.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основные механизмы закаливания………………………………….. 3
1.1.Основные правила и принципы закаливания………………………… 3
1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы……... 5
1.3. Специальные методы закаливания…………………………………… 7
1.4. Физические упражнения и закаливание. …………………………….. 9
Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания…………. 10
2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур на детский организм……………………………………………………………………. 10
2.2. Использование солнечного излучения в закаливании……………. 12
2.3. Необходимые условия для закаливания детей. Средний дошкольный возраст……………………………………………………………………… 15
2.4. Оздоровительная работа в детском саду…………………………… 18
2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы……………………………………………. 23
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

 

                                                                                                

 

                                                                                                 Таблица № 2

Виды одежды при различной температуре воздуха в помещении

Температура воздуха

Виды одежды

и выше

1 – 2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье с короткими рукавами, носки, босоножки.

2-х слойная одежда: х/б белье, х/б или полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4-х летних детей, гольфы для 5 – 7 летних, туфли

2-х слойная одежда: х/б белье, плотное х/б или полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4 летних, туфли.

                                                                                              

                                                                                                  Таблица №3

Снижение температуры воды при обливании ног каждые два дня на два градуса.

Возраст

Начальная температура

Конечная температура

2 – 3 года

4 – 7 лет

В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте 4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура (дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод: использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных закаливающих мероприятиях.[11]

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении, легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцовокислого калия (розового цвета).

Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению закаливание нужно проводить осторожно.

 

2.4.  Оздоровительная работа в детском саду

 

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

        Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения;

        Рациональную неперегревающую одежду детей;

        Соблюдение режима прогулок  во все времена года;

        Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

 

Комплекс оздоровительных мероприятий. Средняя группа

1.      Приём детей на улице (при температуре до -15°)

2.      Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

3.      Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»

4.      Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

5.      Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

6.      Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

7.      Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

8.      Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30

9.      Оптимальный двигательный режим

10. Сон без маек и подушек

11. Дыхательная гимнастика в кроватях

12. Закаливание: рижский метод

13. Обширное умывание, ходьба босиком

14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

15. После полдника полоскание полости рта отварами трав

 

Некоторые приёмы закаливания.

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

      Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

      Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

      Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

      Намочить обе ладошки и умыть лицо.

      Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

      Примечание.

      Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

3. Сухое растирание.

После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.

Рижский метод закаливания.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод проводится после дневного сна или после проведения зарядки.

Физические упражнения на свежем воздухе являются важным фактором укрепления здоровья детей, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Поэтому летом и в теплые дни весной и осенью физкультурные занятия проводим на участке. Более тщательно стали работать воспитатели над качеством выполнения всех движений. Широко используются игры с элементами спортивных упражнении: баскетбол, волейбол, городки, бадминтон и др. Первое время летом дети занимались в чешках, теперь занимаются босиком, для чего спортивную площадку засеяли травой.

В зависимости от температуры воздуха меняется построение занятия, его содержание. В прохладную погоду стремимся на каждом занятии предусмотреть большую двигательную активность детей. Новые физические упражнения и игры, которые предполагалось изучить с детьми, заменяем знакомыми, а вместо игр с малой подвижностью включаем те, в которых бег чередуется с ходьбой и т. д. В соответствии с погодой изменяется одежда детей.

Низкая температура воздуха, резкие и частые ветры создают крайне неблагоприятные условия для организации прогулок и физкультурных занятий на воздухе. Однако мы решили зимой одно занятие в неделю проводить на улице. Тщательно обсудили этот вопрос с медицинскими работниками, с воспитателями. Продумали варианты построения занятий при разной температуре воздуха, а соответственно и одежду детей.
На общем собрании рассказали родителям о наших замыслах, и они нас поддержали. Было решено проводить занятия на воздухе в лыжных костюмах при температуре не ниже —18°.

Структура занятий в целом традиционная, но при температуре ниже —10° несколько изменяем ее. Энергичную ходьбу чередуем с легким бегом, от упражнений в основных видах движений дети переходят к подвижным играм. При выполнении основных движений используем как фронтальный, так и групповой способ организации, заканчиваем занятие энергичной ходьбой. Длительность занятия — в соответствии с нормой.

В конце занятия дети выполняют несколько упражнений на восстановление дыхания и уходят в помещение, чтобы надеть пальто. Затем выходят на прогулку. Перед физкультурным занятием на улице зимой медсестра проверяет одежду детей, во время занятия контролирует их дыхание, проверяет, как нагрузка влияет на организм ребенка.
Зимой, а также в холодную погоду весной и осенью занятия проводим в хорошо проветренном зале, дети занимаются в спортивной одежде.

Систематическое проведение специальных закаливающих процедур начали с проведения воздушных и солнечных ванн в летний период. В комплекс упражнений во время воздушных ванн включали знакомые детям движения, подвижные игры, корригирующие упражнения. После сна дети всех возрастных групп в трусиках, босиком выбегали на участок, а затем выполняли разные виды ходьбы (на носках, пятках, на внешней стороне стопы и т. д.). После ходьбы проводилась подвижная игра (повторяли 4—5 раз), а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания. Иногда подвижные игры и упражнения заменяли играми с элементами спортивных упражнений. Заканчивали воздушные ванны спокойной ходьбой.
Зимой воздушные ванны проводили в зале. Зал хорошо проветривали, доводя температуру воздуха до + 18°С. Дети занимались в спортивной форме. Продолжительность воздушных ванн в первые месяцы была не более 5—7 мин, постепенно время воздушной ванны увеличили до 15 мин. При выполнении физических упражнений широко использовали мячи, обручи, гимнастические палки и др.

Информация о работе Закаливание детей в ДОУ