Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа
Цель курсового исследования – на основе изученного научного материала и практических наблюдений предложить оптимальные мероприятия по закаливанию для детей среднего дошкольного возраста в д/с.
Предмет исследования – общепринятая методика закаливания дошкольников 4-5лет в условиях д/с.
Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основные механизмы закаливания………………………………….. 3
1.1.Основные правила и принципы закаливания………………………… 3
1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы……... 5
1.3. Специальные методы закаливания…………………………………… 7
1.4. Физические упражнения и закаливание. …………………………….. 9
Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания…………. 10
2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур на детский организм……………………………………………………………………. 10
2.2. Использование солнечного излучения в закаливании……………. 12
2.3. Необходимые условия для закаливания детей. Средний дошкольный возраст……………………………………………………………………… 15
2.4. Оздоровительная работа в детском саду…………………………… 18
2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы……………………………………………. 23
Заключение……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные механизмы закаливания………………………………….. 3
1.1.Основные правила и принципы закаливания………………………… 3
1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы……... 5
1.3. Специальные методы закаливания…………………………………… 7
1.4. Физические упражнения и закаливание. …………………………….. 9
Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания…………. 10
2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур на детский организм…………………………………………………………
2.2. Использование солнечного излучения в закаливании……………. 12
2.3. Необходимые условия для закаливания детей. Средний дошкольный возраст……………………………………………………………
2.4. Оздоровительная работа в детском саду…………………………… 18
2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы……………………………………………. 23
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Воспитание здорового поколения - важнейшая общегосударственная задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Программа воспитания и обучения в детском саду (далее - д\с) предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полноценного физического воспитания.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Цель курсового исследования – на основе изученного научного материала и практических наблюдений предложить оптимальные мероприятия по закаливанию для детей среднего дошкольного возраста в д/с.
Предмет исследования – общепринятая методика закаливания дошкольников 4-5лет в условиях д/с.
Объект – значение закаливания для общего оздоровления детей.
Задачи:
Систематизировать основные виды закаливания, дать им характеристику;
Рассмотреть работу по закаливанию и оздоровлению детей на примере конкретного д/с.;
Разработать предложения по оптимизации и совершенствованию системы закаливания в д/с.
Глава 1. Основные механизмы закаливания.
1.1. Основные правила и принципы закаливания.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
1. Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.
2. Систематичность – это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.
3. Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих процедур. В соответствии с этими особенностями познается закаливающая нагрузка.
4. Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а величина холодного или теплового воздействия в них не сопровождалась негативными реакциями, и воспринимались в виде приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.
5. Многофакторность – обязывает использовать при закаливании несколько физических факторов: холод, тепло, облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое воздействие воздухом, воды и другие факторы. Например, сочетание в системе закаливания водных процедур с применением обливаний, охлаждение воздушным потоком, с солнечными ваннами.
6. Полиграционность – основан на необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе временного действия охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному диапазону перепадов t, а вырабатывалась готовность организма без повреждения воспринимать различные естественные – воздействия, встречающиеся в его повседневной жизни. Например, применение контрастных ножных ванн с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с применением хождения босиком, где охлаждение более длительное и постепенное.
7. Сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местами, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница). Например, полоскание горла водой, обливание стоп, общее обливание.
8. Необходимо выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма, для повышения его устойчивости к температурным воздействия, как в покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время физкультурных занятий на открытом воздухе в облегченной одежде, при согревании организма во время движения.
9. Учет предшествующей деятельности, состояние организма – предусматривает уменьшение дозы охлаждения после воздействия выраженных физических, психо - эмоциональные нагрузок и необходимых раздражений, которые негативно влияют на процесс термовостановления. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в д\с требует уменьшение дозы охлаждающих факторов.[1]
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:
1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;
2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
3. занятия должны осуществляться систематически;
4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;
5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);
6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;
7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.[2]
Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость в 2 – 3 раза.
1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы.
Постоянных противопоказаний нет. Ограничивается только доза закаливающей процедуры и площадь закаливающих воздействий.
Временным противопоказанием является: все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсиноинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной системы, сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем.
Как только острое патологическое состояние миновало, необходимо приступать к закаливанию, сначала с использованием местных и далее -общих процедур.
При прекращении закаливания по каким-либо причинам на 10 дней и более его продолжают по дозировкам первого начального режима. При перерыве от 5 до 10 дней величины холодных воздействий ослабляются на 2-3° С по сравнению с последующей процедуры.
Целесообразно разделить всех детей на 2 группы (для удобства контроля эффективности мероприятий). В основную группу входят здоровые дети и дети, имеющие только функциональные отклонения в здоровье, а так же при условии, что они закаливались раньше. В ослабленную группу входят: здоровые дети, впервые приступившие к закаливанию, а так же часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания и вернувшиеся после длительной болезни.[3]
По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, дети могут быть переведены в основную группу. Критерием для этого следует отсутствие в этот период острых заболеваний, отрицательных внешних воздействий на Холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения появление "гусиной кожи") и положительная реакция на саму процедуру.
Для детей основной группы целесообразно снижать - воды и воздуха на 2-4° С каждые 2-3 дня.
Для детей ослабленной группы t воздуха и воды (на основании рекомендации врача ДУ) может быть выше на 2° . Температуру воды следует снижать медленнее - через 3-4 дня при местном воздействии через 5-6 дней при общем или уменьшить время воздействия закаливающего фактора.
Закаливание детей можно разделить условно, на 2 режима: первый (начальный), в котором происходит становление Холодовой (тепловой) устойчивости организма при постепенном усилении воздействия закаливающего фактора;
Второй, - в котором поддерживается приобретенная готовность ребенка воспринимать температурные и другие воздействия внешней среды без функциональных нарушений.
В начальном периоде закаливающие нагрузки в процедурах увеличиваются соответственно схеме выбранных методов закаливания; во втором они колеблются соответственно сезону и должны характеризоваться качественным разнообразием.
1.3. Специальные методы закаливания
Это группа закаливающих процедур осуществляется с учетом всех принципов закаливания. Подбор их проводится исходя из конкретных условий ДУ, в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой возрастной группы и продолжают выполняться родителями в домашних условиях.
Специальные закаливающие процедуры различаются по силе воздействия:[4]
Местные (обтирание, обливание. ванны),
Общие (обтирание, обдувание воздушным потоком, обливание, ванна, купание),
По продолжительности,
По действующему фактору (воздух, вода, солнце).
Начинают закаливание с местных воздействий. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливание водой и солнцем.
Воздушные ванны. Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну - при смене белья. Во время дневного и ночного сна.
Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5° С. При t выше 22° С воздушные ванны не являются Холодовым раздражителем. Воздушные ванны проводятся при t 18-20° С, а на открытом воздухе, в местах защищенных от ветра, в тени при t выше 18° С, в пределах 19-20° С. Длительность - 3-5 минут. С каждой последующей процедурой время увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. Воздушные ванны целесообразно принимать не раньше чем через 1,5 ч. после еды, а заканчивать через 30 минут до еды.
Воздушные ванны могут осуществляться как в покое. Так и в движении.
Регулирование воздуха в помещении.
Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.
Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими".[5] Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4° С до 4-5° С, т.е. t воздуха может опускаться до 14 - 16° С.
Проветривание проводят:
Утром перед приходом детей,
Перед занятием,