Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, детям для решения проблем нарушения речи, необходима помощь не только логопеда, но и всех участников образовательного процесса. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Объектом реферативного исследования является организация логопедической работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.
Предметом исследования – взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей, как важного условия для коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.

Оглавление

Введение

Основная часть

Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.
Разграничение функций логопеда и воспитателя по отдельным формам работы.
Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.


Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Полезно включить ту или  иную консультацию в повестку дня  родительского собрания.

К некоторым консультациям  готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Узнать, как родители распорядились этой информацией, можно из материалов последующей выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке продемонстрировать только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

Фронтальные открытые занятия. Полезно объединить занятие с собранием, и с применением полученных знаний родителей на практике занятия.

Видеотека. Можно снять занятия с детьми, консультации, практикумы на видео и предложить родителям просмотреть дома.

Библиотека игр  и упражнений. Родители могут воспользоваться подбором практического материала и использовать его дома для индивидуальных занятий с детьми.

Речевые праздники. Театральные миниатюры. Педагоги являются организаторами, но родители являются активными участниками в подготовке и разыгрывании сценок.

Индивидуальная  работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование родителей.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях  можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии получают советы, рекомендации.

Индивидуальные  практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий.  Тетрадь заполняется логопедом и отдается родителям в пятницу, для того, чтобы занятия проводились в семье систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

В понедельник тетрадь  приносится в детский сад.

Наглядная форма  работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Это могут быть ширмы, папки-передвижки и т.п.

Работу с родителями целесообразно  проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть  преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме  требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое  условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие  результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй”  нельзя путать с понятием “работа  с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение  задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В дошкольных учреждениях  создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу должны привлекаться родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях , а педагоги должны работать над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Обеспечение тесной взаимосвязи  между родителями, логопедом и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Развитие речи детей осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе воспитания и обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

 

 

Удальцова Инна Николаевна.

Список литературы:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009
  2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни), М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
  3. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. М., 2009
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детсада с ОНР 4-7 лет. М. Детство-Пресс, 2006
  5. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. М., 2010.
  6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989
  7. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной, М., 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Московской области «Академия социального  управления» 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями