Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:22, реферат
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, детям для решения проблем нарушения речи, необходима помощь не только логопеда, но и всех участников образовательного процесса. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Объектом реферативного исследования является организация логопедической работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.
Предметом исследования – взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей, как важного условия для коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.
Введение
Основная часть
Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.
Разграничение функций логопеда и воспитателя по отдельным формам работы.
Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.
Заключение
Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Содержание данных занятий определено программой: проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе; повторение лексико-грамматических упражнений; упражнение на развитие внимания, памяти, мышления. В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме:
4 этап.
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме:
Логопед:
- на групповых занятиях
знакомит детей с каждой новой
лексико-грамматической
- руководит работой воспитателя
по расширению, уточнению и активизации
словарного запаса
Воспитатель:
- проводит занятия по
развитию речи, ознакомлением с
окружающим и с художественной
литературой с учетом
- пополняет, уточняет
и активизирует словарный
Таким образом, логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения:
Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.
Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.
На подготовительном этапе:
Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.
На этапе появления звука:
Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
На этапе усвоения звука (правильное произношение звука):
Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь).
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
При проведении логопедом
занятий воспитатель
Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода всего педагогического состава группы к речевой коррекционной работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.
Раздевалка, умывальная комната,
спальня, уголок природы, игровой уголок
и другие места групповой комнаты
и участка – это широкая
наглядная база для формирования
словарного запаса у детей. В течение
дня воспитатель имеет
В плане воспитатели выделяют
специальную графу «
Индивидуальная коррекционная работа планируется на месяц. Здесь же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.
Планируются виды работ по
восполнению имеющихся
В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Коллективную работу можно представить в следующих видах:
Групповые родительские собрания. В логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, семинары.
Логопеду важно построить так
, чтобы они не были формальными, а по возможности
привлекали родителей для решения проблем,
развивали дух плодотворного сотрудничества,
так как современный родитель не захочет
слушать долгих и назидательных докладов
педагога. Консультации должны быть предельно
чёткими, содержать только необходимый
родителям конкретный материал и проводиться
не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее
актуальные темы для консультаций, которые
интересовали родителей могут стать:«Артикуляционная
гимнастика», «Развитие мелкой моторики»,
«Выполнение домашнего задания», «Развитие
внимания и мышления»,
«Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией
звука в домашних условиях» и другие.
Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями