Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, детям для решения проблем нарушения речи, необходима помощь не только логопеда, но и всех участников образовательного процесса. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Объектом реферативного исследования является организация логопедической работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.
Предметом исследования – взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей, как важного условия для коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.

Оглавление

Введение

Основная часть

Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.
Разграничение функций логопеда и воспитателя по отдельным формам работы.
Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.


Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Основными  направлениями  коррекционной  работы  воспитателя являются:

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз. Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  • Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п. Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Содержание данных занятий определено программой: проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе; повторение лексико-грамматических упражнений; упражнение на развитие внимания, памяти, мышления. В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года логопед  отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все  изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

  • Фронтальные занятия по программе  (в соответствии с календарным  планом     логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.
  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Поэтапная  работа  логопеда  и  воспитателя по  лексической  теме:

  1. этап.
  • Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков.
  • Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой.
  1. этап.
  • Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов.
  • Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.).
  • Целенаправленная работа над предложением.
  1. этап.
  • Продолжение работы над предложением;
  • Отработка различных моделей словоизменения.
  • Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по теме.

4 этап.

  • Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.
  • Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

Разграничение  функций  логопеда  и  воспитателя в  процессе  работы  по  лексической  теме:

Логопед:

- на групповых занятиях  знакомит детей с каждой новой  лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми  необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу  на индивидуальных логопедических  занятиях;

- руководит работой воспитателя  по расширению, уточнению и активизации  словарного запаса дошкольников  на занятиях и в свободное  от занятий время.  

Воспитатель:

- проводит занятия по  развитию речи, ознакомлением с  окружающим и с художественной  литературой с учетом лексических  тем;

- пополняет, уточняет  и активизирует словарный запас  детей в процессе большинства  режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую  правильность речи детей в  течение всего времени общения  с ними.

Таким образом, логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Работа  воспитателя  и  логопеда при  коррекции  звукопроизношения:

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

На подготовительном этапе:

Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

На этапе появления  звука:

Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

На этапе усвоения звука (правильное произношение звука):

Логопед  автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

При проведении логопедом  занятий воспитатель присутствует на них, делает записи, используя эти  данные при работе с детьми в вечернее время, а так же планируя коррекционную  работу с детьми.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода  всего педагогического состава  группы к речевой коррекционной  работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты  и участка – это широкая  наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение  дня воспитатель имеет возможность  многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может  происходить их введение в самостоятельную  речь. Идет обогащение и активизация  словаря, упражняется в грамматически  правильном оформлении предложений.

В плане воспитатели выделяют специальную графу «Коррекционная работа» со следующими направлениями работы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, формирование фонетического восприятия, формирование лексико-грамматических представлений, развитие психических процессов, связная речь, формирование навыков звукового анализа, контроль за звукопроизношением.

Индивидуальная коррекционная  работа планируется на месяц. Здесь  же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.

Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов: по сенсорике; развитию общей моторики; развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.); развитие графических навыков (обводка, штриховка); формирование пространственных представлений; работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед  проводит итоговое занятие. Воспитатель  – итоговое комплексное занятие  с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп  или руководителя МО.

  1. Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.

Значимость форм работы с  родителями трудно переоценить. Необходимость  их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для  родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных  родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых  скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей  разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и  обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно  в логопедической группе, так как  родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные  знания, которые они могут применить  дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную  работу можно представить в следующих видах:

Групповые родительские собрания.  В логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, семинары.  Логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей могут стать:«Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Выполнение домашнего задания», «Развитие внимания и мышления»,  
«Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и другие. 

Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями