Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, детям для решения проблем нарушения речи, необходима помощь не только логопеда, но и всех участников образовательного процесса. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Объектом реферативного исследования является организация логопедической работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.
Предметом исследования – взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей, как важного условия для коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.

Оглавление

Введение

Основная часть

Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.
Разграничение функций логопеда и воспитателя по отдельным формам работы.
Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.


Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ)

 

Факультет профессиональной переподготовки работников образования

 

Кафедра дефектологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями  и родителями.

 

 

 

                                                         Выполнила:

слушательница курсов по программе 

«Логопедия»

Удальцова Инна Николаевна

АОУ детский  сад № 24 г. Долгопрудный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

План.

 

Введение

 

Основная часть

 

  1. Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
    1. Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.
    2. Разграничение функций логопеда и воспитателя по отдельным формам работы.
  2. Взаимосвязь в работе логопеда с родителями.

 

 

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с  проблемами в речевом развитии.

Дошкольное образовательное  учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему  общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и  коррекционным группам детских  садов общеразвивающего типа принадлежит  ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них  речевого недоразвития и вторичных  психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

Поскольку успех ранней коррекции  речевых нарушений у детей  дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации  эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается  в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Ведущая роль принадлежит учителю-логопеду. Она, в педагогическом процессе, объясняется тем, что как специалист он лучше знает речевые и психологические особенности, возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы, средства, формы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

Воспитатели и родители – это ближайшее окружение ребенка, которое может оказать помощь ребенку в повседневной жизни в четкой взаимосвязи с логопедом.  

Семья – это первая ступень  овладения ребенком родным языком –  средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его  гармоничной личности.

Педагоги, работающие по проблемам  воспитания и обучения детей с  речевыми нарушениями (Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что  участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные  условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное  влияние языковой среды, то есть недостаточное  речевое общение ребенка с  матерью. Исследования показывают, что  возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения  у ребенка: не замечают недостатков  в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом  все исправится.

Эффективность коррекционно-развивающей  работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.

Таким образом,  актуальность выбранной темы заключается в том что, детям для решения проблем нарушения речи, необходима помощь не только логопеда, но и всех участников образовательного процесса. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей ребенка.

Объектом реферативного  исследования является организация логопедической  работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.

Предметом исследования –  взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей, как важного условия  для коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями.
    1. Функции и основные задачи в совместной работе логопеда и воспитателя.

Успех коррекционно-развивающей  работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Совместная коррекционная  работа в речевой группе предусматривает  решение следующих задач:

– логопед формирует  первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель  закрепляет сформированные речевые  навыки.

Исходя из этих задач, следует  разделить функции логопеда и  воспитателя следующим образом:

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатель,  совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое  и др.). Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа, осуществляется под руководством и контролем  логопеда.

    1. Разграничение функций логопеда и воспитателя.

В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию:

- речевая карта на каждого  ребенка;

- тетрадь для связи  работы учителя-логопеда и воспитателей;

- рабочая тетрадь учителя-логопеда  для ежедневных и еженедельных  планов занятий;

- тетрадь записи домашних  заданий для каждого ребенка;

- тетрадь-дневник на каждого ребенка, где учитель-логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год.

По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю  группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа), в параметры которой включаются: произношение звуков речи, их восприятие; воспроизведение слоговой структуры слова; состояние словарного запаса и грамматического строя; сформированость связной речи; уровень внимания, памяти, воображения (психолог); состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач: представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения; запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики; учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.

Важность контакта, преемственности  в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе.

Воспитатель так же проводит обследование: выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.

Некоторые качества дошкольника  воспитатель может оценить в  ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.

Причем, как и у логопеда, у воспитателей, должен отдельно храниться материал по обследованию.

На  основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы; отборе программных и коррекционных задач; создании предметно-развивающей среды; организации подгрупповой и индивидуальной работы.

Совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит Совет педагогов и родительские собрания.

После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и этапность коррекционно-развивающей логопедической работы.

Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями