Взаимосвязь школы и семьи в профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Оглавление

Введение
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
3. Методология профориентации
3.1. Профессиональное просвещение
3.2. Изучение школьников в целях профориентации
3.3. Профессиональная консультация учащихся
3.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
3.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
3.6. Профессиональное воспитание учащихся
4. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации
5. Заключение

Файлы: 1 файл

папапапрапап.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

К идее методологического характера  относится идея дифференцированного  подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает  предварительную классификацию  учащихся по группам в зависимости  от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а  следовательно, и более эффективно.

В социологии получила распространение  идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность  выбора профессии не столько  ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском  путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения  и развития  системы профориентации.

Прежде  чем сформулировать общее определение  системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:

“1. Профориентация представляет собой  системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие  элементы.

2. Система профориентации школьников  является подсистемой общей системы  трудовой и профессиональной  подготовки.

3. Система профессиональной ориентации - это часть общей системы социальной  ориентации личности в сложившейся  структуре производительных сил  и производственных отношений.

4. Профориентация относится к социальным  системам, которые функционируют  в обществе, она затрагивает различные  проблемы, и в том числе связанные  с развитием человеческого фактора  общественного производства; уже  по одной только этой причине  профориентацию можно считать  общественной проблемой. Она может  быть названа так и по другой  причине. Для решения проблем  профориентации недостаточно усилий  одного министерства (Министерства  просвещения) или одной науки  (например, педагогики). Для того  чтобы система профориентации  стала эффективной необходима  скоординированная деятельность  ряда (если не большинства) министерств  и ведомств, а также ученыхразличныхспециальностей.

 

18+

Тренинг "Говори свободно!"

Голос, речь, движение, коммуникации

speak-up.ru • Москва

Похудеть  с помощью воды просто

Избавиться  от лишнего веса, американские диетологи  рекомендуют.

aquaphor.ru • Москва


begun


5. На эффективность профориентации  влияет множество различных объективных  и субъективных факторов. Это  система трудно поддается организации  и управлению. Эти и другие  причины позволяют назвать систему  профориентации сложной” [10; 33].

Из сформулированных выше пяти исходных положений вытекает определение  системы профориентации школьников.

“ Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества” [10; 33].

На каждом этапе общественного  развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии  сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда.

“ Общая цель системы  профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят  следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” [10; 33].

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени  остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе  или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

“В настоящее время  система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим  направлениям:

1.   Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2.   Предварительная профессиональная диагностика, направленная на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3.   Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии  со стороны специалистов-профконсультантов.

4.   Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить  данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

5.   Социально-профессиональная адаптация.

6.   Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.” [10; 34]

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Несколько сложнее обстоит  дело с методами научного исследования вопросов профориентации. Выделение  профориентации в качестве самостоятельной  науки предполагает среди прочих важных признаков наличие собственных  методов. Но в научных исследованиях  по профориентационным проблемам используются методы психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины. Поэтому нельзя пока утверждать, что профориентация представляет собой самостоятельную  науку. Это междисциплинарное научное  направление, призванное решать прикладные задачи оптимального регулирования  процесса профессионального самоопределения  личности в ее интересах и в  интересах общества. Поскольку система  знаний, понятийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, то возникает проблема интеграции необходимых  для профориентации знаний.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся  и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно добиться разными  средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической  точек зрения. И если это показатель становиться главной целью и  самоцелью профориентации, притом без  серьезной диагностической и  воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает  своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий  доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов  и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего  как их личным склонностям, так и  потребностям города, района, села, в  котором они живут, общества в  целом.

Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии  рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как  личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число  учащихся избирают рекомендованные  им профессии, тем выше действенность  профориентационной работы педагогов, школы.

Успешность выбора профессии  означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере  труда с планами профессионального  и личностного развития учащихся. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре  требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального  выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации.

Если учащиеся заранее  наметили и согласовали свои планы  жизненного и профессионального  самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности  профориентации при условии, что  намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и  на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или  других учебных заведений, связанных  с профориентацией, служат еще одним  важным критерием успешности выбора профессии.

Наиболее важным психологическим  критерием успешного выбора профессии  и места работы является удовлетворенность  человека сделанным выбором. Для  оценки уровня удовлетворенности профессией, местом и характером выполняемой  работы, зарплатой используются тесты  и анкеты.

Таким образом, “главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом” [10; 37].

Вопрос об определении  эффективности профориентационной деятельности школ и педагогов говорит  о важности профориентации как для  общества, так и для личности. То есть профориентация является проблемой  не только педагогической, но и социальной, проблемой, от решения которой зависит  развитие общества.

 

3.1. Профессиональное  просвещение

Важным компонентом системы  профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” [10; 68].

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые  и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению  включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками  знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками  знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной  привлекательности одних профессий  и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед  школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача –  исправить идущие вразрез с потребностями  экономики страны и общества отношение  к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую  называют профпропагандой. Однако всю  работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только  к пропаганде профессий.

“Планировать работу по профессиональному просвещению  в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует  в соответствии с предварительной  профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую  работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения  к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение  – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного  участия школьников в самом процессе получения информации” [10; 69].

Чтобы работа по профпросвещению  имела положительные результаты, она должна проводиться умело  и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых  страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как  неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

·    Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

·    В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

·    Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

·    Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” [10; 69-70].

Урок – основная организационная  форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока  должна стать работа по профпросвещению.

Составной частью профпросвещения  является профпропаганда, а основными  формами ее проведения – встречи  с представителями различных  профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.

Значительное место в  работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. Такие беседы можно посвящать  ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного  выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

“Ознакомление учащихся с  профессиями в процессе беседы можно  проводить по такому плану:

1.   Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли  народного хозяйства, где применяется  профессия, краткий исторический очерк  и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные  с  данной профессией.

2.   Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии  в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации  труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3.   Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим  и психологическим особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные  условия: влияние профессии  на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4.   Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью  в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых  для получения начального квалификационного  разряда по данной профессии; перспективы  профессионального роста; где можно  продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”. [10; 75-76]

3.2. Изучение школьников  в целях профориентации

Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так  же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти  и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.

“Психофизиологические особенности  человека – это особенности его  психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек  обладает определенными психофизиологическими  качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим  природным данным более или менее  подготовлен к успешному овладению  профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти  особенности и свойства личности? Ведь вся трудность состоит именно в том, что особенности психики  школьника не могут быть полностью  определены учителем, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной  деятельности учащихся можно создать  условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально  важные особенности могут быть полностью  проявлены” [10; 82-83].

С другой стороны, трудность  состоит в том,  что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).

Изучение учащихся в целях  профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов  профориентации школьников. На этом этапе  следует изучить характерные  особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты  характера, темперамент, состояние  здоровья.

Рассмотрим подробнее  те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

Ценностные ориентации. “Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями” [10; 84].

Источником активности личности служат потребности, под которым  понимаем “состояние личности, вызванной  необходимостью вступать в связи  с окружающей средой для того, чтобы  обеспечить свое существование, функционирование и развитие” [10; 83]. Удовлетворение таких  потребностей, как потребность в  профессиональном самоопределении  или самоутверждении, происходит в  процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято  говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях  личности можно определить следующим  образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все  эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится  к усвоению тех ценностей, которые  наиболее соответствуют ее целям  и интересам. “Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

·    Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

·    Авторитет в трудовом коллективе;

·    Признание родных, знакомых, друзей;

·    Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

·    Применение своих знаний, умений, способностей;

·    Творческий характер труда;

·    Материально-практические, утилитарные ценности -  хороший заработок;

·    Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе” [10; 84].

Иногда можно встретиться  с отождествлением понятий “интерес”  и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что  интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность –  долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей  имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

“ По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

·    Общая мотивировка;

·    Романтика профессий;

·    Мотивы познавательного характера;

·    Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

·    Ссылка на пример;

·    Немотивированный выбор.

По характеру  все мотивы можно разделить на четыре группы:

·    Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

·    Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

·    Мотивация неуверенная, неаргументированная;

·    Никак неаргументированная мотивация” [10; 85].

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы  без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому  в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор  обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что  именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это  в свою очередь, дает возможность  выяснить отношение личности к объективным  ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика  предполагает выявление таких качеств  человека, как склонности. Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту” [10; 85].

Как правило, на занятия, к  которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек  при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно  говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и  определенными профессиями.

Способности – “это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности” [10; 85].

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности  человека выступают как некоторая  возможность. Будут ли приобретены  человеком эти знания, умения и  навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как  его будут обучать, как будет  организована его трудовая деятельность и т. д.

“Такой подход к данному  вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных  условиях могут развиваться у  человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает    окружающая среда” [10; 85].

Таким образом, составление  прогноза успешности овладения человеком  профессией состоит в выявлении  наличия и степени развития природных  задатков. (см. методики “На распутье”, “Самооценка коллективизма”, “Самооценка скромности”).

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и  устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте” [10; 86-87].

Типы нервной системы  лежат в основе четырех типов  темперамента.

“Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами” [10;87].

Человек может иметь любое  сочетание силы, уравновешенности и  подвижности нервной системы (общий  тип) и принадлежать к любому из типов  высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам” [10; 87]. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

“ Психологи различают  четыре системы свойств характера:

·    Свойства, выражающие отношение к  коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

·    Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);

·    Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или  небрежное отношение к вещам и т.п.);

·    Свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)” [10; 87].

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик  личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися  имеет большое значение для выявления  наиболее оптимальных вариантов  выбора “человек – дело”, для определения  наибольшей пригодности человека к  тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера  школьника в целях профдиагностики  и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его  как исполнителя определенных видов  трудовой деятельности, но и как  будущего организатора, командира производственного  процесса в различных областях физического  и умственного труда.

3.3. Профессиональная  консультация учащихся.

В широком смысле  слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности” [10; 94].

“Можно выделить три этапа  в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей  профконсультации -  оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая  профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.” [10; 95].

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной  профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность  подростку самостоятельно подойти  к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и  других медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют  повышенные требования к психологическим  особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям  профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к  заболеванию.

В том случае, если после  сопоставления медицинского и психолого-педагогического  обследования учащегося с его  профессиональной направленностью  обнаружатся противопоказания, профконсультант  должен тактично и доказательно объяснить  ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать  ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая  профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а  определенным образом соответствовала  ему.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Итак, профконсультация - “это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии”

[10; 100].

3.4. Профессиональный  отбор (подбор) учащихся.

“Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить  данную профессию и выполнять  связанные с нею трудовые обязанности”

[10; 101].

В процессе профессионального  отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и  интеллектуальных различий.

“Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает  доступность человеку одних видов  труда и одновременно трудность  или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что  природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями”

[10; 102].

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых  врожденных задатков - психофизических  предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в  свете последних достижений микробиологии  и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия  тайн генетического кода природных  задатков, но и активного воздействия  на “биологическую галактику” человека в желательном направлении.

“Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям” [10; 102]. Если эти качества и особенности  не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.


 

 

18+

Тренинг "Говори свободно!"

Голос, речь, движение, коммуникации

speak-up.ru • Москва

Сиделка с проживанием.

Профессиональный  уход за больными. Квалифицированные  сиделки.

mosmedpatronage.ru • Москва


begun


“Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский  процесс, цель которого - выявить и  определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность  психофизиологической и социально-психологической  пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям” [10; 102].

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. “Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить  и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест” [10; 103].

Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью  психологов, физиологов, медиков.

С усложнением труда в  процессе научно-технического прогресса  в условиях ускорения возможен  рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с  данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности  развития методики его применения. Например, при отборе  абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих, поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь необходимы научно обоснованные храктеристики-рекомендации школы, диагностические методы профотбора (подбора).

3.5. Социально-профессиональная  адаптация молодежи.

Профессиональная  адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная  адаптация - это “процесс приспособления учащихся к будущей профессии  в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в  результате чего происходит закрепление  кадров в народном хозяйстве” [10; 111].

Многие исследователи  считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно  на  производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также “социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии”

[10; 112]. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две  взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

“Профессиональная адаптация  включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением  быстро ориентироваться в различных  производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [10; 112].

“Социально-психологическая  адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с  целями и задачами коллектива, его  традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [10; 113].

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно  выделить три стадии:

·ознакомление с новой  ситуацией;

·стадия приспособления к  этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой  системы ценностей, но у него сохраняются  в качестве равноценных многие прежние  установки”

·стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

3.6. Профессиональное  воспитание учащихся.

“В процессе профессионального  становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко  выраженных периода:

1. Период поступления  в профессиональное учебное заведение  (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в  профессиональном учебном заведении  (овладение соответствующими теоретическими  знаниями, практическими умениями  и навыками, предварительная апробация  правильности выбора, развитие профессиональных  способностей).

3. Начало трудовой деятельности(профессиональная  адаптация в период прохождения  производственной практики, закрепление  и развитие полученных в школе,  профтехучилище, техникуме, вузе  умений и навыков, приобретение  опыта работы, окончательное утверждение  в избранной профессии)” [10; 119].

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и  составляет сущность процесса профессионального  воспитания.

Все формы профессионального  воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта  общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

4. Взаимосвязь  школы и семьи в профориентации.

Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более  того, личность ребенка формируется  под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают  его жизнь и деятельность. На уровень  трудовой подготовки  детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.

Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог  А. С. Макаренко. В статье “Воспитание  в труде” он подробно анализирует  смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности  должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового  общества, следовательно его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии  будет принимать участие в  общественном труде, насколько он будет  к этому подготовлен. Но от этого  будет зависеть  и его благосостояние, материальный уровень его жизни”. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С.57-58).

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое  воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: “Тот ребенок, который получил в семье правильное  трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку”. ( Макаренко А. С. Лекции  о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С. 54)

Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны  и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой  характер. С возрастом трудовые поручения  должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка  большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.

Часто случается, что удовлетворенность  родителей своей профессией может  стать достаточным стимулом   для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.

Важным звеном в системе  профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных  и профессиональных планов своих  детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного  института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической.

5. Заключение

“Подготовка подрастающего  поколения к созидательному труду  на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными  поиском наиболее совершенных путей  трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный  подход к решению вопросов трудового  самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности” [3;3-4].

Социальная роль школы  как ведущего учебно-воспитательного  учреждения по формированию всесторонне  развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает  ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться  в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать  комплекс педагогических средств, методов  воздействия на личность, чтобы достичь  цели профориентации, реализовать тот  широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному  распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями  народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам  сложная многогранная проблема.

Список литературы.

1.    Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;

2.    Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;

3.    Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 стр.;

4.  “Профессиональная адаптация молодежи”; М.: Издательство Моск. ун-та, 1969 – 128 стр.

5.    “Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения” / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 1972 – 160 стр.;

6.  “Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;

7.    “Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания”/ [В. А. Аптекман, В. Н. Зубков, И. М, Пацула; под ред. Б. Н. Ройзмана] М. – Высшая школа, 1979 – 128 стр.;

8.    “Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ Гусев Н. Г., Н. П. Калашников, А. В. Качанов и др. – М.: Высшая школа, 1982 – 128 стр.;

9.    “Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов”;- Новосибирск, 1980-87 стр.

10.“Профессиональная ориентация  учащихся: Учебное пособие для  студентов пед. ин-тов”; под ред.  А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988-223 стр.

11.“Профессиональная ориентация  школьников: Межвузовский сборник  научных трудов”. – Ярославль:  ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987-156 стр.;

12. “Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986-112 стр.;

13.Чистяков Н.Н., Буянова  Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная  ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985-112 стр. - (Педагогический поиск:  Опыт, проблемы, находки);

14.“Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н.  Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987-176 стр. (Библиотека учителя и  воспитателя);

15.“Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А.  Кальнес.- М.: Педагогика, 1987-216 стр.



Информация о работе Взаимосвязь школы и семьи в профориентации