Взаимоотношения преподавателей и студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения преподавателей и студентов.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

почувствовать себя таким.

Значительное место среди невербальных средств саморекламы занимают мимика и

жестикуляция. Посредством последних можно продемонстрировать собственное

отношение к аудитории и эмоциональное  состояние. Наибольшее внимание следует

уделить лицевой экспрессии. В ряде исследований установлено, что через

экспрессию лица, главным образом, через положение губ и бровей, можно с

большой степенью корректности определить 7 эмоциональных состояний: страх,

страдание, гнев, отвращение, интерес, удивление и счастье. Тем не менее, при

высоком самоконтроле, лицевая экспрессия может быть менее информативной,

особенно на левой стороне. В  любом случае для преподавателя  важно не только

уметь управлять лицевой экспрессией, но и эмитировать определенные состояния

для демонстрации собственного отношения  к аудитории. Лицо не должно быть

угрюмым, напыщенным, высокомерным, презрительным. Желательно придать ему

приветливый вид, сосредоточенность  и деловитость.

Взгляд при этом должен быть прямым, открытым, располагающим к контакту. очень

плохое впечатление на аудиторию  производят бегающие глаза или взгляд,

скользящий в сторону.

Коммуниканту - лектору рекомендуется демонстрировать для слушателей в

аудитории прямой взгляд, но не пристальный, а периодически обводящий всех.

Необходимо начинать с левого края помещения, переходя направо, затем

оглядывая зал с передних рядов  до задних.

Доказано, что студент, ощущающий  на себе частотный взгляд преподавателя

,запоминает материал качественнее.

Для демонстрации своей уверенности, самообладания, компетентности, необходимо

систематически не только наблюдать, но и контролировать мимику и

жестикуляцию, подчиняя их поставленным целям.

Необходимо избавляться от ненужных и раздражающих жестов, например,

обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, расчесывать бороду

пятерней, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев.

Маленькая, почти незаметная привычка может стать профессиональным недостатком.

Жесты на уровне груди - самые лучшие. Они создают ощущение силы, спокойной

властности и уверенности. Прикосновение  к волосам, лицу или телу создают

впечатление озабоченности, неуверенности.

Необходимо держать локти близко к телу. Если руки говорящего не производят

движений, не требуется держать  их на виду, они должны быть сложены, либо

спокойно опущены вдоль туловища. Нет необходимости проявлять  беспокойство о

том, что делать руками. Жесты должны быть естественным и логическим

продолжением вербального уровня коммуникации.

Чрезвычайно важное значение имеет умение преподавателя владеть голосом и

речью. Голосовые особенности или  паралингвистические, можно отнести  к

профессионально важным качествам  преподавателя.

Как в случае с жестикуляцией, преподаватель  должен владеть своим голосом.

Наиболее эффективна тактика постоянного  изменения громкости.

Очень большое значение для речи преподавателя имеет интонация  и ее изменения.

Монотонная речь, лишенная интонационных  паттернов, действует усыпляюще,

приводит к ослаблению внимания, потере интереса. Наоборот, живая

выразительная речь привлекает слушателей и держит их в тонусе.

Темпоральные характеристики речи также относятся к числу паралингвистических.

Темп речи свидетельствует относительно уверенности при обсуждении проблемы,

знание конкретного языка, эмоциональном  состоянии, искренности и фальши. Для

русского языка нормальным темпом    считается скорость произнесения 250

слогов в минуту, то есть примерно 4 слога в минуту  Этот темп воспринимается

как типичный. Его уменьшение до 120 слогов в минуту вызывает ощущение

неуверенности говорящего, высокомерия  или плохого знания языка. Быстрый  темп

(до 400 слогов в минуту) свидетельствует  не только о беглости речи, но и о

взволнованности или обеспокоенности  коммуниканта.

Экспериментально доказано, что  слушатели воспринимают лучше всего  тот темп

речи, который свойственен им самим. Тем не менее оптимальным является

меняющийся темп речи в зависимости  от трудности материала, внимательности

слушающих, собственного самочувствия.

Следует иметь в виду другой коммуникативный  параметр речи. Важно, чтобы четко

и ясно была произнесена ударная  гласная, неударные гласные существенного

влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна

передать массу оттенков мысли.

Так, Б. Шоу говорил следующее: “Можно сказать  50 раз “да” и 500 раз “нет”, и

все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.”

Необходимо избегать речевых ошибок. Особенно опасны в этом отношении

неправильные ударения, которые  сразу представляют человека в невыгодном

свете.

Например, нужно говорить обеспечение, ракурс, каталог, по средам, квартал,

балуется, языковой ВУЗ, но языковая колбаса, в словах творог, правы-

скользящее ударение.

Не стоит употреблять незнакомые слова. Профессионально полезной является

привычка словарных консультаций.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы)

типа: “охватить мероприятием...”, “уделить должное внимание...”.

Необходимо также избавляться  от слов - паразитов: “ну”, “вот”, “так сказать”,

“понимаете”, “значит” и т.д. Такие  слова не украшают речь, а только вызывают

раздражение слушателей.

М. Твен утверждал: “Различие между  правильным и почти правильным словом, как

между молнией и светлячком.” Об одном явлении можно сказать различно. Вместо

слов: “Над горами больше не дует ветер”, Гете предпочел написать: “Горные

вершины спят во тьме ночной”.

Задумайтесь над своим словарным  запасом. Так по данным психологов ребенок

использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000 слов, взрослый среднего

образовательного уровня - 11700 слов, а человек “повышенной” интеллигентности

- до 13500 слов. Словарь А.С. Пушкина  составляет 21200 слов. Самый большой

вокабуляр характеризует речь современных политиков- В.В. Жириновского, Г.А.

Явлинского,  Е. Гайдара.

Следует знать, что активно слушать  человек может в среднем 15 минут. Затем

необходимо сделать паузу или  небольшое отступление, привести какой-нибудь

любопытный факт.

Некоторые средства, которые помогают воздействовать на слушателя:

а) пример, подробность, сравнение. (Особенно хорошо запоминается смешное

сравнение);

б)   образ (метафора), образный ряд, короткие рассказы (анекдоты)

(Хорошо действуют подробности  и прямая речь);

в)   повтор (“Никто, абсолютно  никто не имеет на это право);

г)   разъяснение;

д)   призыв (восклицание);

е)    цитирование;

ж)  противопоставление;

з)   предуведомление (“Вы будете удивлены тем...);

и)   игра слов ( пословицы, поговорки, идиомы, парадоксы);

к)    вставка (замечание, которое  делается мимоходом).

Итак, для создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо

ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними

обратной связи,  создание дружелюбной  атмосферы совместного решения

поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

Может предоставлять практический интерес следующая  рекомендация педагогам:

необходимо поступать так, чтобы  у студентов  создалось ощущение собственной

значимости и чтобы быть в  состоянии наблюдать не только  восхождение к

индивидуальности студентов, но и  собственный личностный рост.


Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов