Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:30, реферат
1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.
почувствовать себя таким.
Значительное место среди
жестикуляция. Посредством последних можно продемонстрировать собственное
отношение к аудитории и эмоциональное состояние. Наибольшее внимание следует
уделить лицевой экспрессии. В ряде исследований установлено, что через
экспрессию лица, главным образом, через положение губ и бровей, можно с
большой степенью корректности определить 7 эмоциональных состояний: страх,
страдание, гнев, отвращение, интерес, удивление и счастье. Тем не менее, при
высоком самоконтроле, лицевая экспрессия может быть менее информативной,
особенно на левой стороне. В любом случае для преподавателя важно не только
уметь управлять лицевой экспрессией, но и эмитировать определенные состояния
для демонстрации собственного отношения к аудитории. Лицо не должно быть
угрюмым, напыщенным, высокомерным, презрительным. Желательно придать ему
приветливый вид, сосредоточенность и деловитость.
Взгляд при этом должен быть прямым, открытым, располагающим к контакту. очень
плохое впечатление на аудиторию производят бегающие глаза или взгляд,
скользящий в сторону.
Коммуниканту - лектору рекомендуется демонстрировать для слушателей в
аудитории прямой взгляд, но не пристальный, а периодически обводящий всех.
Необходимо начинать с левого края помещения, переходя направо, затем
оглядывая зал с передних рядов до задних.
Доказано, что студент, ощущающий на себе частотный взгляд преподавателя
,запоминает материал
Для демонстрации своей уверенности, самообладания, компетентности, необходимо
систематически не только наблюдать, но и контролировать мимику и
жестикуляцию, подчиняя их поставленным целям.
Необходимо избавляться от ненужных и раздражающих жестов, например,
обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, расчесывать бороду
пятерней, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев.
Маленькая, почти незаметная привычка может стать профессиональным недостатком.
Жесты на уровне груди - самые лучшие. Они создают ощущение силы, спокойной
властности и уверенности. Прикосновение к волосам, лицу или телу создают
впечатление озабоченности, неуверенности.
Необходимо держать локти
движений, не требуется держать их на виду, они должны быть сложены, либо
спокойно опущены вдоль
том, что делать руками. Жесты должны быть естественным и логическим
продолжением вербального
Чрезвычайно важное значение имеет умение преподавателя владеть голосом и
речью. Голосовые особенности или паралингвистические, можно отнести к
профессионально важным качествам преподавателя.
Как в случае с жестикуляцией, преподаватель должен владеть своим голосом.
Наиболее эффективна тактика постоянного изменения громкости.
Очень большое значение для речи преподавателя имеет интонация и ее изменения.
Монотонная речь, лишенная интонационных паттернов, действует усыпляюще,
приводит к ослаблению внимания, потере интереса. Наоборот, живая
выразительная речь привлекает слушателей и держит их в тонусе.
Темпоральные характеристики речи также относятся к числу паралингвистических.
Темп речи свидетельствует относительно уверенности при обсуждении проблемы,
знание конкретного языка, эмоциональном состоянии, искренности и фальши. Для
русского языка нормальным темпом считается скорость произнесения 250
слогов в минуту, то есть примерно 4 слога в минуту Этот темп воспринимается
как типичный. Его уменьшение до 120 слогов в минуту вызывает ощущение
неуверенности говорящего, высокомерия или плохого знания языка. Быстрый темп
(до 400 слогов в минуту) свидетельствует не только о беглости речи, но и о
взволнованности или обеспокоенности коммуниканта.
Экспериментально доказано, что слушатели воспринимают лучше всего тот темп
речи, который свойственен им самим. Тем не менее оптимальным является
меняющийся темп речи в зависимости от трудности материала, внимательности
слушающих, собственного самочувствия.
Следует иметь в виду другой коммуникативный параметр речи. Важно, чтобы четко
и ясно была произнесена ударная
гласная, неударные гласные
влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна
передать массу оттенков мысли.
Так, Б. Шоу говорил следующее: “Можно сказать 50 раз “да” и 500 раз “нет”, и
все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.”
Необходимо избегать речевых ошибок. Особенно опасны в этом отношении
неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном
свете.
Например, нужно говорить обеспечение, ракурс, каталог, по средам, квартал,
балуется, языковой ВУЗ, но языковая колбаса, в словах творог, правы-
скользящее ударение.
Не стоит употреблять
привычка словарных
Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы)
типа: “охватить мероприятием...”, “уделить должное внимание...”.
Необходимо также избавляться от слов - паразитов: “ну”, “вот”, “так сказать”,
“понимаете”, “значит” и т.д. Такие слова не украшают речь, а только вызывают
раздражение слушателей.
М. Твен утверждал: “Различие между правильным и почти правильным словом, как
между молнией и светлячком.” Об одном явлении можно сказать различно. Вместо
слов: “Над горами больше не дует ветер”, Гете предпочел написать: “Горные
вершины спят во тьме ночной”.
Задумайтесь над своим словарным запасом. Так по данным психологов ребенок
использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000 слов, взрослый среднего
образовательного уровня - 11700 слов, а человек “повышенной” интеллигентности
- до 13500 слов. Словарь А.С. Пушкина составляет 21200 слов. Самый большой
вокабуляр характеризует речь современных политиков- В.В. Жириновского, Г.А.
Явлинского, Е. Гайдара.
Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем
необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь
любопытный факт.
Некоторые средства, которые помогают воздействовать на слушателя:
а) пример, подробность, сравнение. (Особенно хорошо запоминается смешное
сравнение);
б) образ (метафора), образный ряд, короткие рассказы (анекдоты)
(Хорошо действуют подробности и прямая речь);
в) повтор (“Никто, абсолютно никто не имеет на это право);
г) разъяснение;
д) призыв (восклицание);
е) цитирование;
ж) противопоставление;
з) предуведомление (“Вы будете удивлены тем...);
и) игра слов ( пословицы, поговорки, идиомы, парадоксы);
к) вставка (замечание, которое делается мимоходом).
Итак, для создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо
ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними
обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения
поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.
Может предоставлять практический интерес следующая рекомендация педагогам:
необходимо поступать так, чтобы у студентов создалось ощущение собственной
значимости и чтобы быть в состоянии наблюдать не только восхождение к
индивидуальности студентов, но и собственный личностный рост.
Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов