Взаимоотношения преподавателей и студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения преподавателей и студентов.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

Взаимоотношения преподавателей и студентов( тут про пед.вуз или че, переделать можно)


1. Взаимоотношения преподавателей  и студентов как особый психологический  феномен и важная составляющая  целостного педагогического процесса  высшего учебного заведения характеризуются  особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление  личности будущего учителя, его  профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.

2. Взаимоотношения преподавателей  и студентов педагогического  учебного заведения представляют  собой динамическую систему, компонентами  которой являются: 1) мотивационный  (интерес к партнеру и потребность  в отношениях с ним, 2) когнитивный  (восприятие и оценка другого;  рефлексия отношений и осознания  их трудностей; представление об  оптимальных взаимоотношения ); 3) эмоциональный (удовлетворенность отношениями, которые сложились; взаимные оценочные отношение партнеров; чувство психологической защищенности, комфортности или напряженности, тревожности); 4) поведенческий (тип взаимоотношений и стиль педагогического общения; способ поведения в конфликтной ситуации; средства коррекции взаимоотношений и взаимовлияния . Они могут диагностироваться по эмпирическим показателям (удовлетворенность — неудовлетворенность; наличие потребности в углублении и расширении отношений-избежание взаимных контактов; идентификация с партнером как будущим коллегой — противопоставления себя другому; высокая социальная рефлексия — неспособность проанализировать и правильно оценить состояние взаимоотношений; гуманистические установки относительно другого -авторитарный подход) и классифицироваться как гармоничные (высокого уровня развития), неопределенные (среднего уровня) и деструктивные (низкого уровня).

3. Особенностью динамики  взаимоотношений «преподаватели — студенты» является высокая индивидуальная вариативность и статусно-ролевая отличие. Они занимают разное место в системе ценностей преподавателя и студента (преподаватели придают им большее значение в педагогическом процессе, тогда как для студентов они имеют большую личностную значимость и поэтому вызывают сильнее переживания. Эта тенденция усиливается от первого до выпускного курсов, при этом потребность преподавателей в расширении и углублении отношений часто не поддерживается студентами через их формальность и жесткую регламентацию учебными целями и задачами. Наиболее полные и правильные представления друг о друге, адекватная оценка отношений формируются в условиях творческого делового сотрудничества. Гармоничные отношения с преподавателем стимулируют познавательную активность и интеллектуальную инициативу студентов на занятиях; повышают интерес к профессионального обучения; способствуют формированию профессиональной направленности будущих учителей, укрепляют их заинтересованность педагогической деятельностью способствуют выработке и трансформации собственной модели профессионально-педагогической поведения; повышают формирующий аспект педагогической практики. Вместо этого, деструктивные взаимоотношения — возможный источник повышения личностной тревожности студента, ситуативный уровень которой зависит от того, какой тип педагогического общения он предпочитает и как он оценивает свои отношения с преподавателем.

4. Психологическим механизмом  влияния отношений «преподаватель — студент» на личность студента является идентификация его с преподавателем. Это помогает ему приобрести профессиональной идентичности: укрепить профессионально-педагогическую направленность, повысить профессиональную самооценку, освоить профессионально-ролевые ценности. Особенно важное значение взаимоотношений студента с преподавателями для формирования гуманистических ориентации и способов поведения будущего специалиста, чувство собственного достоинства и принятие самоценности другого человека, педагогического оптимизма и сочувствие, понимание ребенка, способности откликнуться на ее проблемы и радости и быть готовым оказать ей своевременную помощь и поддержку.

5. Взаимоотношения в системе «студент-преподаватель» зависят от общего психологического климата в педагогическом учебном заведении, организации целостного педагогического процесса в нем на основе включения всех ее субъектов в совместную учебно-профессиональной деятельности. Важное значение при этом имеют наставления преподавателей и студентов относительно друг друга.

Проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов


«Учеба — это не механическая передача знаний. 
Это чрезвычайно сложные человеческие взаимоотношения! » 
В. А. Сухомлинский

Из реальной социально-экономической  ситуации, то сейчас сложилась в  Украине, следует адекватное социальный заказ учебным заведениям, которое  проявляется в необходимости  формирования и развития творческой личности студентам как активного  гражданина своего государства. Оно  может эффективно решаться при условии  профессиональной готовности работников образования к реализации этой задачи. Эффективность творческого развития студентов в учебно-воспитательном процессе зависит профессионального  мастерства преподавателя, его готовности к формированию и развитию творческой личности ребенка.

На протяжении последних  десятилетий усиливается интерес  психологической науки и педагогической практики к проблеме взаимоотношений  и педагогического общения. Это  объясняется как общей тенденцией к личностной ориентации высшего  образования, так и научным обоснованием места и роли взаимоотношений  системы «преподаватель-студент» в  целостном педагогическом процессе высшего учебного заведения.

Заложил научные основы разработки этой проблемы К. Д. Ушинский, который  неустанно отстаивал идею, что  «только личность может действовать  на развитие и определение личности, только характером можно формировать  характер. Причины такого морального магнетизма скрытые глубоко в  природе человека »[10]. 
Эта проблема традиционно разрабатывалась отечественными психологами и педагогами как на теоретическом, так и на практически-эмпирическом уровне. Так, например, Н. И. Пирогов одно из главных мест в учебном процессе высшей школы отводил взаимоотношениям между преподавателями и студентами. Глубоко анализируя сущность этих взаимоотношений, он писал, что в университете одни представляют степень просвещения и зрелости общества, другие — его молодость, его нужды, потребности, направления, взгляды, увлечения, страсти, пороки и т.д. Таким образом между этими двумя «представителями» в учебном процессе должны складываться отношения сотрудничества и взаимопонимания, главную роль в которых должны сыграть «представители образованные и зрелые» 

В большинстве психолого-педагогических исследований проблема взаимоотношений  педагогов и воспитанников рассматривается прежде всего в контексте педагогического общения (Г. Атвантер, А. А. Бодалев, В. Г. Казанская, В.А.Кан-калико, В. Кессель, Я. Л. Коломинський, А. Косаковский, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Х. И. Лийметс, А. А. Реан, Г. Хибш и др.).

Впервые в советской педагогической науке был поставлен вопрос о  педагогическое общение и его  педагогическое влияние на воспитанников  в работе В. Н. Скосирева, Т. П. Баранова, С. Р. Козлова и др. «Педологических основы воспитательной работы» (1935р.) [10].

По своей природе педагогическая работа — это повседневное общение с детьми, которое предусматривает способность к состраданию и сопереживанию [4]. 
Еще одно направление исследования взаимоотношений связан с изучением межличностных контактов (М. Д. Аванесов, В. А. Галузинський, В. М. Коротова, Р. Л. Лобаревська, Т. Н. Мальковська, А. В. Мудрик, М М. Обозов, И. В. Страхов и др.). Отмечается, что контакт имеет ряд таких признаков как доверие, взаимопонимание, близость контактирующих сторон, сочувствие, сопереживание, соучастие, согласие и др.

Начиная с 90-х XX века взаимоотношения  преподавателей и студентов становятся самостоятельным объектом и предметом  научного поиска (И. С. Булах, Л. В. Долинская, В. Г. Казанская, С. Б. Коваль, А. В. Котенева , В. А. Семиченко, Г. К. Радчук).

Целый ряд исследований был  посвящен влиянию взаимоотношений  преподавателя со студентами на личностный рост будущих специалистов, развития у них профессиональных качеств  и свойств: диалогическая взаимодействие преподавателя и студента как  условие личностно-профессионального  роста будущего учителя и формирования у него стиля педагогического  общения (Л. В. Долинская ; психологические аспекты межличностного взаимодействия преподавателей и студентов (И. С. Булах, Л. В. Долинская); влияние взаимоотношений преподавателей и студентов на формирование «Я-концепции» будущего учителя в условиях обучения их в педагогическом училище (В. И. Юрченко ) и т.д.

 Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» понимается целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения [10].

На основе изучения психологических  исследований (А. А. Амельков, Г. М. Андреева, И. С. Булах, Л. В. Долинская Е. С. Кузьмин, С. Д. Литвин, В. Е. Семенов, В. И. . Юрченко, Я. Яноушека) установлено, что отношения преподавателей и студентов характеризуются сложной внутренней структурой, компонентами которой являются: 
1) мотивационный (интерес к партнеру и потребность в отношениях с ним); 
2) когнитивный (восприятие и оценка другого; рефлексия отношений и осознания их трудностей; представление об оптимальных взаимоотношения); 
3) эмоциональный (удовлетворенность отношениями, которые сложились; взаимные оценочные отношение партнеров; чувство психологической защищенности, комфортности или напряженности, тревожности); 
4) поведенческий (тип взаимоотношений и стиль педагогического общения; способ поведения в конфликтной ситуации; средства коррекции взаимоотношений и взаимовлияния) [10].

Что же лежит в основе установления правильных (оптимальных) взаимоотношений  между преподавателями и студентами? Каковы психологические механизмы  этого процесса?

 

С точки зрения психоаналитического подхода взаимоотношения людей зрелого возраста состоят под значительным влиянием опыта ранних детских лет. Самые первые взаимоотношения, которые возникают еще в среде семьи являются определяющими. Все более поздние взаимосвязи с людьми зависят от того, каким образом составлялись и утверждались эти начальные отношения. Основные модели: ребенок-мать, ребенок-отец, ребенок-брат, ребенок-сестра являются прототипами, в отношении которых невольно оцениваются все последующие связи между людьми. Более поздние взаимоотношения — это, в определенной степени, краткое повторение тех движущих сил, состояний напряжений и удовольствие, которыми характеризовались взаимоотношения в родной семье [6]. 
Межличностные отношения возникают, развиваются в процессе общения. Обучение невозможно вне общения, ведь только благодаря общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Однако там, где есть общение, там есть и воспитания, т.е. формирования человека как личности. В этом смысле общение в учебе, а значит и само обучение, становится одновременно и фактором воспитания человека как личности. Отсюда, главная задача педагогов должна заключаться в организации общения и коллективных форм обучения таким образом, чтобы эти формы давали одновременно максимальные эффекты в познавательном и личностном развитии человека. Это тем более важно отметить, что для школьников и студентов обучения является ведущим видом деятельности, в процессе которой обеспечивается основное развитие человека и как личности и как субъекта познания, общения и труда [10]. 
Феномен общения осуществляет многозначительный влияние на отношения между преподавателем и студентами. Общение между педагогом и воспитанником происходит в двух плоскостях: первая показывает, что субъект общения является педагог и общения исходящей от него; второе, — что субъектом является воспитанник. При этом следует отметить, что большую роль играет плоскость, которая характеризуется общением, направленного от педагога к питомца. 
Вместе с тем, оптимизация педагогического общения, по мнению А. А. Леонтьева, создает наилучшие условия для формирования личности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управления социально-психологическими процессами, позволяет максимально использовать личностные особенности воспитателя 

Результат учебно-воспитательного  процесса в школе в значительной степени определяется характером взаимодействия между студентами и преподавателями, организацией направленного общения  между ними. При этом преподаватель  высшей школы остается основным звеном в системе формирования личности специалиста. Преподаватель оказывает  влияние на студентов не только содержанием  своих лекций и других учебных  занятий, но и всей своей личностью, поведением, привычками, манерами, своим  отношением к делу, науки, другим людям  и в первую очередь — к студентам.

Проблема взаимоотношений  «студент-преподаватель» рассматривается  также в связи с адаптацией студентов к вузовского процесса обучения. Это связано прежде всего с существующим различием между психологической структурой деятельности студента (обучение, которое массовое и групповое по форме и высоко индивидуальное по содержанию) и педагога (наоборот, по содержанию коллективная, а по форме чаще всего индивидуальная). Исследователи (В. Г. Асеев, Л. Ф. Бенедиктова, Л. Б. Филонов) установили, что при прохождении периода адаптации важное значение имеет последовательность фаз (этапов) контактного взаимодействия [1].

Дж. Роттер утверждал, что ключом к предвидению человеческого поведения являются наши знания: прошлая история и ожидания. Предсказать поведение можно, рассматривая взаимоотношения человека со значимым для нее окружающей средой [10]. Поэтому по характеру взаимоотношений в системе «преподаватель-студент» можно рассмотреть возможную будущую профессиональную поведение студента, спрогнозировать его будущие отношения с детьми. Это дает ключ к пониманию внутреннего его мира, установок в отношении себя и других.

 

Важно учитывать и тот установлен в исследовании факт, что в процессе постоянного взаимодействия преподавательских и студенческих коллективов как существенного аспекта вузовского жизни, происходит личностный рост, духовно-творческое обогащение обеих сторон, а это является необходимым элементом преемственности поколений.

В психологии высшей школы  разработаны основные требования к  взаимоотношениям в системе «преподаватель-студент», которые бы наиболее эффективно отражались на процессе обучения и воспитания студентов: 1) взаимодействие факторов «проводимости» и сотрудничества при  организации педагогического процесса; 2) формирование у студентов чувства  профессиональной соборности с преподавателями, 3) преодоление рецидивов авторитарных форм педагогического воздействия, ориентация педагогического общения  на зрелую личность с развитым самосознанием; 4) опора на профессиональный интерес студентов как фактора управления воспитанием и обучением и реализация на его основе педагогического общения и всей системы воспитательной работы; 5 ) включение студентов в различные формы начальной исследовательской деятельности; 6) создание условий для повышения общественно-политической активности студентов благодаря участию в совместных с преподавателем формах работы; 7) обеспечение научного сотрудничества студентов и преподавателей; 8) реализация системы неофициальных, не регламентированных контактов преподавателей и студентов; 9) участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге; воспитательная работа кураторов в общежитии «(В.А.Кан-калико, А. В. Петровский), при этом подчеркивается важность» организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью ".

Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов