Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:30, реферат
1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.
Взаимоотношения преподавателей и студентов( тут про пед.вуз или че, переделать можно)
1. Взаимоотношения
2. Взаимоотношения
3. Особенностью динамики
взаимоотношений «
4. Психологическим механизмом
влияния отношений «
5. Взаимоотношения в системе «студент-преподаватель» зависят от общего психологического климата в педагогическом учебном заведении, организации целостного педагогического процесса в нем на основе включения всех ее субъектов в совместную учебно-профессиональной деятельности. Важное значение при этом имеют наставления преподавателей и студентов относительно друг друга.
«Учеба — это не механическая
передача знаний.
Это чрезвычайно сложные человеческие
взаимоотношения! »
В. А. Сухомлинский
Из реальной социально-экономической
ситуации, то сейчас сложилась в
Украине, следует адекватное социальный
заказ учебным заведениям, которое
проявляется в необходимости
формирования и развития творческой
личности студентам как активного
гражданина своего государства. Оно
может эффективно решаться при условии
профессиональной готовности работников
образования к реализации этой задачи.
Эффективность творческого
На протяжении последних
десятилетий усиливается
Заложил научные основы разработки
этой проблемы К. Д. Ушинский, который
неустанно отстаивал идею, что
«только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно формировать
характер. Причины такого морального
магнетизма скрытые глубоко в
природе человека »[10].
Эта проблема традиционно разрабатывалась
отечественными психологами и педагогами
как на теоретическом, так и на практически-эмпирическом
уровне. Так, например, Н. И. Пирогов одно
из главных мест в учебном процессе высшей
школы отводил взаимоотношениям между
преподавателями и студентами. Глубоко
анализируя сущность этих взаимоотношений,
он писал, что в университете одни представляют
степень просвещения и зрелости общества,
другие — его молодость, его нужды, потребности,
направления, взгляды, увлечения, страсти,
пороки и т.д. Таким образом между этими
двумя «представителями» в учебном процессе
должны складываться отношения сотрудничества
и взаимопонимания, главную роль в которых
должны сыграть «представители образованные
и зрелые»
В большинстве психолого-
Впервые в советской педагогической науке был поставлен вопрос о педагогическое общение и его педагогическое влияние на воспитанников в работе В. Н. Скосирева, Т. П. Баранова, С. Р. Козлова и др. «Педологических основы воспитательной работы» (1935р.) [10].
По своей природе
Еще одно направление исследования взаимоотношений
связан с изучением межличностных контактов
(М. Д. Аванесов, В. А. Галузинський, В. М.
Коротова, Р. Л. Лобаревська, Т. Н. Мальковська,
А. В. Мудрик, М М. Обозов, И. В. Страхов и
др.). Отмечается, что контакт имеет ряд
таких признаков как доверие, взаимопонимание,
близость контактирующих сторон, сочувствие,
сопереживание, соучастие, согласие и
др.
Начиная с 90-х XX века взаимоотношения преподавателей и студентов становятся самостоятельным объектом и предметом научного поиска (И. С. Булах, Л. В. Долинская, В. Г. Казанская, С. Б. Коваль, А. В. Котенева , В. А. Семиченко, Г. К. Радчук).
Целый ряд исследований был
посвящен влиянию взаимоотношений
преподавателя со студентами на личностный
рост будущих специалистов, развития
у них профессиональных качеств
и свойств: диалогическая взаимодействие
преподавателя и студента как
условие личностно-
Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» понимается целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения [10].
На основе изучения психологических
исследований (А. А. Амельков, Г. М. Андреева,
И. С. Булах, Л. В. Долинская Е. С. Кузьмин,
С. Д. Литвин, В. Е. Семенов, В. И. . Юрченко,
Я. Яноушека) установлено, что отношения
преподавателей и студентов характеризуются
сложной внутренней структурой, компонентами
которой являются:
1) мотивационный (интерес к партнеру и
потребность в отношениях с ним);
2) когнитивный (восприятие и оценка другого;
рефлексия отношений и осознания их трудностей;
представление об оптимальных взаимоотношения);
3) эмоциональный (удовлетворенность отношениями,
которые сложились; взаимные оценочные
отношение партнеров; чувство психологической
защищенности, комфортности или напряженности,
тревожности);
4) поведенческий (тип взаимоотношений
и стиль педагогического общения; способ
поведения в конфликтной ситуации; средства
коррекции взаимоотношений и взаимовлияния)
[10].
Что же лежит в основе установления
правильных (оптимальных) взаимоотношений
между преподавателями и
С точки зрения
психоаналитического подхода взаимоотношения
людей зрелого возраста состоят под значительным
влиянием опыта ранних детских лет. Самые
первые взаимоотношения, которые возникают
еще в среде семьи являются определяющими.
Все более поздние взаимосвязи с людьми
зависят от того, каким образом составлялись
и утверждались эти начальные отношения.
Основные модели: ребенок-мать, ребенок-отец,
ребенок-брат, ребенок-сестра являются
прототипами, в отношении которых невольно
оцениваются все последующие связи между
людьми. Более поздние взаимоотношения —
это, в определенной степени, краткое повторение
тех движущих сил, состояний напряжений
и удовольствие, которыми характеризовались
взаимоотношения в родной семье [6].
Межличностные отношения
возникают, развиваются в процессе общения.
Обучение невозможно вне общения, ведь
только благодаря общению оно становится
фактором интеллектуального развития
человека. Однако там, где есть общение,
там есть и воспитания, т.е. формирования
человека как личности. В этом смысле общение
в учебе, а значит и само обучение, становится
одновременно и фактором воспитания человека
как личности. Отсюда, главная задача педагогов
должна заключаться в организации общения
и коллективных форм обучения таким образом,
чтобы эти формы давали одновременно максимальные
эффекты в познавательном и личностном
развитии человека. Это тем более важно
отметить, что для школьников и студентов
обучения является ведущим видом деятельности,
в процессе которой обеспечивается основное
развитие человека и как личности и как
субъекта познания, общения и труда [10].
Феномен общения осуществляет
многозначительный влияние на отношения
между преподавателем и студентами. Общение
между педагогом и воспитанником происходит
в двух плоскостях: первая показывает,
что субъект общения является педагог
и общения исходящей от него; второе, —
что субъектом является воспитанник. При
этом следует отметить, что большую роль
играет плоскость, которая характеризуется
общением, направленного от педагога к
питомца.
Вместе с тем, оптимизация
педагогического общения, по мнению А.
А. Леонтьева, создает наилучшие условия
для формирования личности, обеспечивает
благоприятный эмоциональный климат,
управления социально-психологическими
процессами, позволяет максимально использовать
личностные особенности воспитателя
Результат учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется характером взаимодействия между студентами и преподавателями, организацией направленного общения между ними. При этом преподаватель высшей школы остается основным звеном в системе формирования личности специалиста. Преподаватель оказывает влияние на студентов не только содержанием своих лекций и других учебных занятий, но и всей своей личностью, поведением, привычками, манерами, своим отношением к делу, науки, другим людям и в первую очередь — к студентам.
Проблема взаимоотношений «студент-преподаватель» рассматривается также в связи с адаптацией студентов к вузовского процесса обучения. Это связано прежде всего с существующим различием между психологической структурой деятельности студента (обучение, которое массовое и групповое по форме и высоко индивидуальное по содержанию) и педагога (наоборот, по содержанию коллективная, а по форме чаще всего индивидуальная). Исследователи (В. Г. Асеев, Л. Ф. Бенедиктова, Л. Б. Филонов) установили, что при прохождении периода адаптации важное значение имеет последовательность фаз (этапов) контактного взаимодействия [1].
Дж. Роттер утверждал, что ключом к предвидению человеческого поведения являются наши знания: прошлая история и ожидания. Предсказать поведение можно, рассматривая взаимоотношения человека со значимым для нее окружающей средой [10]. Поэтому по характеру взаимоотношений в системе «преподаватель-студент» можно рассмотреть возможную будущую профессиональную поведение студента, спрогнозировать его будущие отношения с детьми. Это дает ключ к пониманию внутреннего его мира, установок в отношении себя и других.
Важно учитывать и тот установлен в исследовании факт, что в процессе постоянного взаимодействия преподавательских и студенческих коллективов как существенного аспекта вузовского жизни, происходит личностный рост, духовно-творческое обогащение обеих сторон, а это является необходимым элементом преемственности поколений.
В психологии высшей школы
разработаны основные требования к
взаимоотношениям в системе «преподаватель-
Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов