Взаимоотношения преподавателей и студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения преподавателей и студентов.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

Итак, современная психологическая  наука рассматривает взаимоотношения  преподавателей и студентов как  особый социально-психологический  феномен и важную составляющую целостного педагогического процесса подготовки специалиста в высшем учебном  заведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Категория социоэтикета в рамках отношений “преподаватель-студент”

В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его

психологического и педагогического  воздействия на учащихся. Преподаватель  уже

не может быть только проводником  знаний и информации, он должен быть

педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность

его педагогической деятельности и  авторитет.

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального,

педагогического и личностного  положения в коллективе, которое  проявляется в

ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние  на

успешность учебно-воспитательного  процесса.

Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и

авторитета личности. Если несколько  лет тому назад преобладал авторитет  роли,

то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая

индивидуальность, которая оказывает  воспитывающее (педагогическое) и

психотерапевтическое воздействие  на студентов.

Авторитет преподавателя формируется  при достаточно высоком уровне развития

трех типов педагогических умений: “предметных” (научные знания);

“коммуникативных” (знания о своих  учениках и коллегах); “гностических”

(знание самого себя и умение  корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитетности личности педагога являются:

1.) Соотношение самооценки преподавателя  с оценкой его личности студентами  и

коллегами.

2.) Умение воспринимать и перерабатывать  противоречивую и сложную информацию,

находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной  ситуации.

На основании проведенных психологических  исследований были выделены комплексы

характеристик авторитетного и  неавторитетного преподавателя. у авторитетных

преподавателей отмечаются высокая  педагогическая наблюдательность, уважение к

студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности,

гибкость и нестандартность  в принятии педагогических решений, удовлетворение

от процесса общения со студентами.   У неавторитетных педагогов преобладают

жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие

коммуникативных стереотипов в  процессе преподавания, монологичность общения,

неумение уважать обучаемых  независимо от их успехов в учебе.

Необходимо обратиться к основным трудностям и проблемам, которые  чаще всего

встречаются в педагогической деятельности. Наиболее значимые из них

- неумение анализировать все  компоненты собственной деятельности  и себя как

личности и индивидуальности;

- недостаточное понимание индивидуально  - психологических особенностей

студентов и неумение их учитывать;

- неумение построить процесс  коммуникации со студентами и  коллегами;

- неумение управлять своими  психологическими состояниями и  преодолевать

психологические барьеры.

Следует научиться преодолевать эти  трудности. Всем известно, что управление

другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление  о

своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить  свой

психологический портрет, учиться  педагогической коммуникации.

На кафедре иностранных языков Пятигорского института экономики  и управления

была разработана анкета “Что думают студенты о своих преподавателях?”  с ее

последующим экспериментальным апробированием.

Результаты анкетирования показали, что больше всего студенты ценят  в нас

личностные качества: доброту, общительность, жизнерадостность, активность.

отзывчивость, а потом уже интеллектуальные: живость ума, находчивость, знание

предмета. Студентам нравится, когда  в преподавателе сочетаются личностные и

интеллектуальные свойства. Крайности  не вызывают одобрения.

А как преподаватели оценивают  студентов? Они единодушны в оценке интеллекта

студентов - умный, способный или, наоборот, глупый, тугодум. Гораздо труднее

дается оценка личностных особенностей, здесь множество разных мнений об одном

и том же студенте.

Чтобы не ущемлять достоинства личности обучаемых при оценке их знания и

поведения, важно помнить, что всякая педагогическая ситуация является

результатом деятельности учащихся студентов  и педагога, поэтому педагог

ответственен за решение ситуативной проблемы, даже если последняя возникла

без его непосредственного участия.

Даже в тех случаях, когда  по каким-то причинам преподаватель  не может уважать

студента, целесообразно отнестись  к нему так, чтобы окончательно не озлобить

его, не загнать в коммуникационный тупик. Следует постараться не

демонстрировать своего негативного  отношения к нему, держать себя достойно, с

честью. Конечно, о недостатках  обучаемых нужно сказать без  свидетелей и в

чрезвычайно корректной форме. Цель таких  высказываний должна быть

конструктивной, важно воодушевить ученика на исправление недостатков и

стремление к доступным ему  достижениям. В назиданиях рекомендуется  применять

этически оправданный эмоциональный  тон.

Мы считаем, что в личности преподавателя  необходимо сочетание личностных и

деловых качеств.

Качества личности (в порядке  предпочтения), на которых базируется авторитет

преподавателя:

1. Профессионализм и глубокие  знания предмета.

2. Умение образно и доступно  излагать свои мысли.

3. Высокая общая культура и  эрудиция.

4. Быстрота реакции и мышления.

5. Умение отстаивать и защищать  свою собственную точку зрения.

6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

7. Способность понимать психологию  студента, его достоинства и недостатки.

8. Внимательность по отношению  к собеседнику. Доброжелательность  и терпеливость.

9. Строгость в сочетании со  справедливостью.

10. Психологическая устойчивость  и находчивость в трудных ситуациях.

11. Аккуратный внешний вид.

К качествам , противопоказанным преподаванию, относятся:

1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

2. Самовлюбленность;

3. Менторство;

4. Застенчивость;

5. Медленная реакция, консерватизм;

6. Стремление подавить студента;

7. Несобранность, лень;

8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

9. Отсутствие педагогического мастерства.

Таким образом, одной из первоочередных задач. стоящих перед преподавателем в

аудитории, является утверждение себя как авторитарного источника  информации.

авторитет сразу же обеспечит доверие  аудитории и интерес к информации.

Авторитет может быть результатам  длительной работы с аудиторией и  привлечения

ее на свою сторону с помощью  различных педагогических приемов.

Преподаватель, впервые входящий в  аудиторию, может для усиления

авторитарности воспользоваться  приемами саморекламы, чтобы подчеркнуть  важные

профессиональные особенности, которые  увеличат доверие аудитории. Можно,

например, сообщить о своих выступлениях и публикациях, особенно зарубежных,

сослаться на сотрудничество с известными для данной аудитории людьми.

Наиболее распространенная самореклама  начинается с выбора одежды, прически,

сумки или портфеля, то есть с создания своего имиджа по внешним данным.

Целый ряд исследований показал, что  для построения карьеры, необходимо

одеваться так, как требует социальное положение, к которому осуществляется

стремление. Эта мысль хорошо отражается в русской пословице “Встречают по

одежке...”, иногда в попытках снискать расположение аудитории преподаватель

сознательно одевается для нее, чтобы не ломать ее стереотипы восприятия.

Например, преподаватель, желающий подчеркнуть  свою молодость и

демократичность, надевает одежду из студенческого “репертуара”. Полное

безразличие к одежде и внешности  может также интерпретироваться как

самореклама.

Если самореклама “по одежке”  по каким-либо причинам не реализована, то

самореклама по поведению не подлежит исключению. Особенно выразительную

информацию дают невербальные средства поведения, все, что называется языком

телодвижений.

Прежде всего, надо выбрать правильную дистанцию между собой и аудиторией. Для

преподавателя это расстояние соответствует  трем метрам и более (так

называемая “социальная”, “общественная” или “публичная” зона).

Пересечение зоны менее 1/2 метра означает вхождение в личную, интимную и даже

сверхинтимную зону  и обязательно вызывает недоумение, дискомфорт и даже

протест со стороны слушателей, особенно если эти границы нарушаются

систематически и бесцеремонно. Иногда можно нарушить границы для  демонстрации

своего дружеского отношения и  желания более тесной доверительной

коммуникации. Однако, предусмотрительным является соблюдение дистанции.

Необходимо также заботиться о  положении корпуса тела по отношению  к

слушающим. Оптимальное положение  лицом к аудитории, наихудшая - спиной ( к

сожалению, нередки случаи, когда  преподаватель, особенно неопытный,

поворачивается к доске и  продолжает объяснять материал). Боковая  позиция с

косыми взглядами на аудиторию  чаще всего вызывает чувство отстраненности  и

нежелания близких, доверительных  отношений.

Элементами саморекламы могут  быть и такие невербальные средства, как поза,

осанка, походка, жесты. Правильная осанка создает впечатление уверенности,

спокойствия и высокой самооценки. Необходимо все время контролировать свою

осанку: при ходьбе, сидя или стоя. в случае небольшого роста лектора-

коммуниканта, ему целесообразно стоять рядом с трибуной или кафедрой,

которая может оказаться слишком высокой для него.

Требуется положить документы на кафедру, при этом не трогая ее, не размещая

на ней рук, не прислоняясь к  ней. В процессе прислонения к кафедре линия тела

коммуниканта искривляется, рукава пиджака морщатся. Это приводит к

затруднению дыхания, что в свою очередь отражается на форме и  содержание

речи.

При экспликации позиции в кресле - за столом или без него - не следует  класть

ногу на ногу и не сцеплять руки на коленях. Это выставит на показ руки и не

даст возможности спокойно и  глубоко дышать. Необходимо сидеть в кресле

свободно, игнорируя спинку и подлокотники, задвинув ноги несколько назад и

прижав пятки к полу.

Достаточно уверенной должна быть походка, что свидетельствует о  собранности и

деловитости коммуниканта. Даже играя роль уверенного делового человека, можно

Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов