Выявление детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

2. КЛАССИФИКАЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3. Способы выявления детей с задержкой психического
развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЗПР.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    Проведение  обследования: Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится у взрослого. Взрослый достает одну из них показывает ее ребенку, просит показать такую же.

    Обучение: Если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл — ребенок после обучения  продолжает действовать неадекватно:  переворачивает картинки, не фиксирует  взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.

    2 балла – ребенок понимает задание,  но выполнить сразу не может;  в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

    3 балла – ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

    4 балла – ребенок сразу понял  задание и уверенно сличает  парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. Цветные  кубики.

    Задание  направленно на выделение  цвета как  признака, различие и называние цвета.

    Оборудование: Цветные кубики - два красных, два  желтых (два белых), два зеленых, два  синих (четыре цвета).

    Проведение  обследования: Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Какого цвета этот кубик?».

    Обучение: В тех случаях, когда ребенок  различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное, выполнение задания.

    Оценка действий ребенка:

    1 балл – ребенок не различает  цвета даже после обучения.

    2 балла – ребенок сличает два  цвета, но не выделяет цвет  по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

    3 балла – ребенок сличает и  выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

    4 балла – ребенок сличает цвета,  выделяет их по слову, называет  основные цвета; заинтересован  в конечном результате.

7. Разрезные  картинки.

    Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

    Оборудование: Две одинаковые, предметные картинки, одна из которых разрезана на две  части для детей 2 – 2,5 лет. (три  части для детей 2,5 – 3 лет)

    Проведение  обследования: Взрослый показывает ребенку  две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку. «Сделай целую картинку».

    Обучение: В тех случаях, когда ребенок  не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку, просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, исследователь сам накладывает часть разрезной  картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл – ребенок после обучения  действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

    2 балла – ребенок складывает  разрезную картинку при помощи  взрослого; к конечному результату  безразличен, самостоятельно сложить  картинку не может.

    3 балла – ребенок сразу понимает  задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

    4 балла – ребенок понимает задание;  самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек.

    Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

    Оборудование: четыре (для детей 2 – 2,5 лет) или шесть (для детей 2,5 – 3 лет) палочек одного цвета.

    Проведение  обследования: Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня».

    Обучение: Если ребенок по показу не может  создать «молоточек», экспериментатор просит выполнить задание по подражанию. «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу.

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл – ребенок после обучения  продолжает действовать неадекватно:  бросает палочки, кладет их  рядом, машет ими; безразличен  к результату.

    2 балла – ребенок после обучения  пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

    3 балла – ребенок правильно  понимает задание, но строит  “молоточек” только после подражания  действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

    4 балла – ребенок правильно  выполняет предложенное задание  по образцу; заинтересован в  конечном результате.

9. Достань  тележку. 

    Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления,  умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

    Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае - рядом со скользящей тесемкой - ложная.

    Проведение  обследования: Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые, разведены между собой на 50 см, ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается   в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку.

    Обучение: Проводится на уровне практических проб самого ребенка.

    Оценка  действий ребенка: Если ребенок тянет  за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания. Фиксируется также отношение к результату, результат.

    1 балл – ребенок не понимает  задание; не стремится достичь  цели.

    2 балла – ребенок пытается достать  рукой цель; после нескольких  неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

    3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух- трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

    4 балла – ребенок сразу находит  правильное решение и выполняет  задание; заинтересован в конечном  результате.

10. Нарисуй. 

    Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношение к результату, результат.

    Оборудование: карандаш, бумага.

    Проведение  обследований: Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: «Нарисуй дорожку».

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл – ребенок не использует  карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию;  речевую инструкцию не выполняет. 

    2 балла – у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

    3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку,  изображая ее многократными прерывистыми  линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

    4 балла – ребенок выполняет  задание соответственно речевой  инструкции; заинтересован в конечном  результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

    Суммарное количество баллов, полученных при  выполнении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34–40).

    Ранняя  диагностика умственных нарушений  чрезвычайно сложна и в то же время  крайне необходима. В настоящее время  известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

     Родители  большей частью обращаются к врачу  или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

     Основные  диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы):

     1. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

     2. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений.

     3. Энцефалопатические расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).

     4. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

      В исследовательский комплекс предлагаются пять методик.

      1. «4-й лишний»

      2. «зрительные аналогии»

Информация о работе Выявление детей с ЗПР