Выявление детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

2. КЛАССИФИКАЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3. Способы выявления детей с задержкой психического
развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЗПР.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Можно выделить следующие группы социально-психологических  факторов:

      1) субъективные (многообразные, но  обязательно сверхзначимые для  развития ребенка);

      2) сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);

      3)  психогенные травмы, лежащие в основе посттравма-тических расстройств;

      4)  психогенные факторы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной);

      5) психогенные травмы в периоды  возрастных кризисов (астенизация,  кризовые психологические комплексы);

      6) социально-психологические факторы, связанные с неправильным воспитанием;

      7) хронические психические травмы (неблагоприятная семья, закрытые  детские учреждения).

      Время возникновения ЗПР связано, как  правило, с ранними возрастными  этапами, и возрастной фактор может  скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или же, наоборот, смягчая ее проявление.

      Исходя  из особенностей и противоречивости подросткового возраста, его роли в последующем развитии личности, ряд исследователей рассматривают специфику данного периода как условную возможность формирования аномалий развития (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, И.С. Кон).

      Роль  пубертатного периода в ЗПР может  быть различной — от преципитирующей (т. е. подталкивающей развитие), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Выделение состояний, протекающих как ЗПР в пубертатный период, принципиально важно для более полного понимания возрастной динамики разных форм ЗПР.

      В качестве основного фактора формирования ЗПР в отечественной психологической литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические и психологические детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспитывается родителями, имеющими определенные умственные нарушения. Кроме того, отношения в таких семьях характеризуются высокой конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, анархичностью воспитания. В таких семьях  не исключается риск ранней алкоголизации детей. В условиях злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями у ребенка не только возникает ЗПР, но и ускоряется данный процесс. В целом А.И. Захаров определяет следующие особенности родителей детей с ЗПР:

      1) сенситивность как повышенная  эмоциональная ранимость;

      2) склонность фиксироваться на  травмирующих переживаниях, относить  к себе любое неприятное событие;

      3) неуверенность в себе;

      4) тревожность — непереносимость  ожидания, неизвестности;

      5) внутренняя конфликтность — противоречивость  чувств и желаний;

      6) моральный дискомфорт, психическая  напряженность, проблемы самоконтроля;

      7) эгоцентризм — сосредоточенность на своих переживаниях;

      8) негибкость в поведении;

      9)  гиперсоциальность;

      10) проблемы социально-психологической  адаптации.

      Условно можно выделить три варианта влияния  семьи на формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление  негативных реакций; культивирование реакций ребенка.

      Неправильное  воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения и нарушения в психическом развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие динамического семейного диагноза, под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическим климатом в семье и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при сочетании психогенных, социально-психологических и депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития.

      В рамках изложенного можно выделить две тенденции: указанное сочетание факторов делает практически невозможными сглаживание, ликвидацию ЗПР с возрастом; нарушение социальной адаптации является следствием и результатом данного соотношения.

      В практической психологии факт появления  задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей, вводится понятие психологическая запущенность. Основным психотравмирующим фактором считается сама система обучения (И.В. Дубровина). В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается в качестве обучаемого объекта, возможны различного рода дидактогении. Можно говорить о предрасположенности некоторых детей к педагогическим воздействиям и об их специфическом развитии. Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР. Практика показывает, что нередко плохая успеваемость учащегося отождествляется с задержкой его психического развития. В итоге деформированного педагогического воздействия возникают состояния ЗПР, поэтому нельзя игнорировать и роль «школьного фактора».

      Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР.

      Особый  вопрос в проблеме ЗПР, отмеченный Т.А. Власовой, состоит в прогностической неоднородности. Экспериментальные данные различают следующие варианты прогнозов:

      1) постепенное улучшение развития;

      2) та же динамика, прерываемая возрастными  кризисами;

      3) развитие стойкого негрубого дефекта;

      4) регресс формирования состояния.

      Каждый  вариант прогноза определен интенсивностью и длительностью воздействия  формирующих факторов. Дети с ЗПР  представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы:

      1) синдром дефицита внимания и  гиперактивности (СДВГ);

      2) синдром психического инфантилизма;

      3) церебрастенический синдром;

      4) психоорганический синдром.

      Перечисленные синдромы могут встречаться как изолированно, так и в разных комбинациях.

      Учитывая  тот факт, что у детей с ЗПР  регистрируются изменения нейрофизиологического развития структурно-функциональной организации мозга, следует сказать, что у таких детей существуют объективные основания для нарушений психического развития.

 

       2. КЛАССИФИКАЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

      В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития у детей.

      Первая  клиническая классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т. А.Власовой и М. С. Певзнер. В рамках данной классификации рассматривались два варианта задержки психического развития. Один из них связывался с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость детей. Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой церебральной астенией, для которой характерны нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.

      М. С. Певзнер считала, что легкие органические изменения в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой сферы при правильной лечебной и коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную задержку психического развития». Однако, как показали данные катамнестических исследований М. Г. Рейдибойма (1971), И.А. Юрковой (1971), М. И. Буянова (1986), по мере уменьшения черт эмоциональной незрелости с возрастом ребенка на первый план нередко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения.

      Автором следующей классификации является В. В. Ковалев (1979). Он подразделял задержку психического развития на дизонтогенетический  и энцефалопатический варианты. Для первого варианта характерно преобладание признаков незрелости лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга, для второго — более выражены симптомы повреждения подкорковых систем. Кроме этих двух вариантов автором выделялись смешанные резидуальные нервно-психические расстройства — дизонтогенетически-эн-цефалопатические.

      Более поздняя классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм задержки психического развития была предложена в 1980 г. К.С. Лебединской. Она вошла в литературу как этиопатогенетическая классификация. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа задержки психического развития:

      1)задержка  психического развития конституционального  генеза;

      2)задержка  психического развития соматогенного  генеза;

      3)задержка  психического развития психогенного  генеза;

      4)задержка  психического развития церебрально-органического  генеза.

      1. Задержка психического развития  конституционального генеза. К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм — гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. При первом — незрелость психики сочетается с субтильным, но гармоничным телосложением, при втором — характер поведения и личностные особенности ребенка имеют патологические свойства. Это проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. Как указывает И. Ф.Марковская (1993), расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют больших усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия.

      В рамках ЗПР конституционального  происхождения также рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально- специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. Генетическая обусловленность данных нарушений подтверждается передающимися в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями левшества, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.

      В плане коррекции это один из самых  благоприятных типов психического развития при ЗПР.

      2. Задержка психического развития  соматогенного генеза. Данный тип  задержки психического развития обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка — сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни.

      Именно  они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций  детей, задерживают формирование навыков  самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

      Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На ее фоне развиваются невропатические расстройства, свойственные соматогении — неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость.

      Поскольку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, у них затруднено формирование позитивных личностных качеств, их круг общения сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса представлений об окружающем мире и его явлениях. Нередко возникает вторичная инфантилизация, которая приводит к снижению работоспособности и более стойкой задержке психического развития. Учет сочетания всех этих факторов лежит в основе прогноза перспектив дальнейшего развития ребенка и в определении содержания лечебно-профилактического, коррекционно-педагогического и воспитательного воздействий на ребенка.

      3. Задержка психического развития  психогенного генеза. Данный вид  ЗПР связывается с неблагоприятными  условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. Его влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания.

Информация о работе Выявление детей с ЗПР