Выявление детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

2. КЛАССИФИКАЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3. Способы выявления детей с задержкой психического
развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЗПР.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      ЗПР психогенного генеза может быть связана  с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью. Очень  часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики.

      Нарушения поведения, фиксируемые у этих детей, сильно зависят от своеобразия ситуационных факторов, длительно влияющих на ребенка. А в зависимости от индивидуальных особенностей его психики возникают различные типы эмоционального реагирования: агрессивно-защитный, пассивно-защитный, «инфантилизированный» (Г. Е. Сухарева, 1959). Все они приводят к ранней невротизации личности. При этом у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов. Если при воспитании ребенка со стороны родных преобладает гиперопека, то отмечается другой тип патохарактерологического развития личности. Эти дети не владеют навыками самообслуживания, капризны, нетерпеливы, не приучены к самостоятельному решению возникающих проблем. У них отмечается завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.

      Эффективность коррекционных мероприятий при  данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления изнеживающего или отвергающего ребенка типа семейного воспитания.

      4. Задержка психического развития  церебрально-органического генеза.

      Последний среди рассматриваемых тип задержки психического развития занимает основное место в границах данного отклонения. Он встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.

      По  данным И. Ф. Марковской (1993), при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциальной поврежденности ряда психических функций. Ею выделяются два основных клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза.

      При первом варианте преобладают черты  незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности.

      При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к персеверациям). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности. В ряде случаев мы можем говорить о «смещенном сензитиве» в развитии психических функций и в процессе формирования психологических новообразований возраста.

      Прогноз задержки психического развития церебрально-органического  генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. Как отмечает И. Ф. Марковская (1993), при преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно благоприятен. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специализированного детского сада.

      Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.

 

3. Способы выявления детей с задержкой психического 
развития
 

    Ранняя  диагностика умственных нарушений  чрезвычайно сложна и в то же время  крайне необходима. В настоящее время  известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

    Необходимость ранней диагностики определяется таким  важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне.

    Методики  обследования психического развития детей  раннего возраста

1. Лови  шарик. 

     Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление развития ручной моторики, способности к прослеживанию за двигающимся предметом.

     Оборудование: желобок, шарик.

     Проведение обследования: Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

     Обучение: Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.

     Оценка действий ребенка:

    1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).

    2 балла – ребенок обучился и  начал сотрудничать, пытается катить  и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

    3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

    4 балла – ребенок сразу начал  сотрудничать со взрослым, успешно  ловит и катит шарик. 

2. Спрячь  шарики.

    Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличие у ребенка соотносящих действий.

    Оборудование: Две для детей 2 – 2,5 лет (три для детей 2,5 – 3 лет ) разные по величине коробочки с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине.

    Проведение  обследования: Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

    Обучение: Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой маленькую коробку.

    После обучения ребенку предлагают выполнить  задание самостоятельно.

    1 балл – ребенок не понял  задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.

    2 балла – ребенок не понял  задание; после обучения стремится  к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

    3 балла – ребенок сразу принял  задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

    4 балла – ребенок сразу понял  задание; выполнил задание и  при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка  и складывание матрешки.

    Задание направленно на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

    Оборудование: Две двухсоставные матрешки для детей 2 – 2,5 лет (трехсоставные для детей 2,5 – 3 лет).

    Проведение  обследования: Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

    Обучение: Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее, взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл – ребенок не научился  складывать матрешку; после обучения  самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.

    2 балла – ребенок выполняет  задание в условиях подражания  действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.

    3 балла – ребенок принял и  понял задание, но выполняет  его после помощи взрослого  (указательный жест или речевая  Инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

    4 балла – ребенок сразу принял  и понял задание; выполняет  его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка  и складывание пирамидки. 

    Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящихся действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

    Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.

    Проведение  обследования: Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамиду. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.

    Обучение: Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

    Оценка  действий ребенка:

    1 балл – ребенок действует неадекватно:  даже после обучения пытается  надеть колечки на стержень, закрытый  колпачком, разбрасывает колечки,  зажимает их в руке и т.п.

    2 балла – ребенок принял задание;  при сборке не учитывает размеры  колец. После обучения нанизывает  все кольца, но размер колец  по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

    3 балла – ребенок сразу принимает  задание, понимает его, но нанизывает  колечки на стержень без учета  их размера; после обучения  задание выполняет безошибочно;  определена ведущая рука, но согласованность  действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

    4 балла – ребенок сразу самостоятельно  разбирает и собирает пирамидку  с учетом размеров колец; определена  ведущая рука; имеется четкая  согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. Парные  картинки.

    Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестов инструкции.

    Оборудование: Две пары предметных картинок для  детей 2 – 2,5 лет. (четыре пары для детей 2,5 – 3 лет)

Информация о работе Выявление детей с ЗПР