Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:08, реферат

Краткое описание

Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России.

Оглавление

________________________________________
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Основные труды:

1. "Развитие научных понятий у школьников", М. — Л., 1935;

2. "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками", М., 1954;

3.  "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей", М., 1968;

4. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", М., 1965, соавтор и ред.;

5. "Психология глухих детей", М., 1971, соавт. и ред.

Многие работы Шиф переведены на ряд иностранных языков.

 

Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972)

Отечественный олигофренопедагог  и психолог. Работал в области  воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка. Под руководством и при участии Дульнева разработаны принципы современной вспомогательной школы, созданы учебные планы, программы, методические руководства.

Соч.: Особенности обучения учащихся вспомогательных школ. К  вопросу об использовании наглядных  и словесных средств обучения во вспомогательной школе (ред.) // Известия АПН РСФСР, вып. 68; Принципы отбора детей во вспомогательную школу (ред. и автор). - М., 1959; Книга для учителя вспомогательной школы (ред. и автор). - М., 1955; Воспитательная работа во вспомогательной школе (ред. и автор). - М., 1961; Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1968.

 

 

Вывод:

 

На современном этапе  развития специальной педагогики и  психологии сделано немало усилий для  её эффективности. В настоящее время  создаются специальные учреждения для работы с детьми с отклонениями в развитии.

Сейчас уже спокойно относятся  к ребятам, у которых те или  иные отклонения. Если в античное время  и до начала 19 в. к  этим  детям  проявляли агрессию, призирали и  просто не считали людьми, то сейчас всё наоборот! Всё создаётся для  того, чтобы этим людям было комфортно  в настоящем обществе. Появляются разные коррекционные  центры, школы, приюты и т.п., где им оказывают  помощь специалисты своего дела, либо просто работают над проблемами определённый отрезок времени.

 Это довольно большой  шаг в развитии специального  образования, потому что сейчас  остро стоит проблема детей  с отклонениями в развитии. Сейчас  рождается много детей с такой  проблемой. Причин в наше время  просто огромное количество, это  и алкоголизм, и наркомания, и  радиация, и просто переживания  или нервные срывы матери во  время беременности, курение и  т. п. Можно так бесконечно  перечислять. Просто проблема  остаётся всё та же. Детей с  дефектами в 21 веке становится  всё больше и больше. Печальная  картина.

 

Список  литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.,2003.

2. Долгобородова Н.П. А.Н. Граборов - советский учёный-олигофренопедагог(1885-1949)//Дефектология.- 1972.- №5.- С.82.

3. Воскобойников И. И. Специальные дарования и творчество дефективных детей//Дефективные дети и школа: Сб.статей .-М., 1912.- С. 235.

4. Замский Х. С. В. П. Кащенко (к 100 — летию со дня рождения) //Дефектология.- 1970.- № 5.- С. 79.

5. . Фрагменты книги Г.Л. Выгодской и Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь Деятельность. Штрихи к портрету». – М.: Смысл, 1996. С. 114–126 (в сокращении). Приводится с разрешения Г.Л.Выгодской *

6. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

7. Е.К. Грачёва. «Сеющие слезами, радостию пожнут» - воспоминания        о иеромонахе Николае (Грачеве). Духовный собеседник. 4 (32), 2002

8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.

9. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании : материалы III Межрегиональной научно-практической конференции : 17-18 декабря 2003 г. : Новосибирск : в 2 ч.. Ч. 1 / редкол.: Н. В. Дмитриева, И. С. Вотчин, Е. В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; Новосиб. гуманитар. ин-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2004. - 146 с.

10. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина.  - Москва : Владос, 2003. - 128 с.

11. Очерки истории специальной психологии [Электронный ресурс] : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, К. А. Саруханян ; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования.  - Новосибирск : НИПКиПРО, 2011. - 152 с.

 


Информация о работе Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России