Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:08, реферат
Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России.
________________________________________
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16
Оглавление
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16
Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России. Это:
1. X-XVII века
2. XVIII век
3. XIX век - начало ХХ века
Каждая страна гордится своими
выдающимися
Эти учёные утвердили и
развили специальное
Русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. В 1907 году он основал первый в мире психоневрологический институт для «изучения мозга и его отправлений...». Это позволило ему организовать неврологическую и психиатрическую клиники, первую в России нейрохирургическую клинику и первый институт по изучению алкоголизма. В.М.Бехтерев создал уникальную научную школу, которая позволила ему воплотить в жизнь основную системную концепцию, сущность которой состоит в целостном подходе к человеку, получившую признание в современных программах психосоциальной реабилитации больных. Сегодня Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева является крупным научно-исследовательским и клиническим учреждением, в котором работают высококлассные специалисты в области психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, наркологии, неврологии, нейрохирургии.
В. Бехтерев утверждал, что
отдельные зоны коры больших полушарий
выполняют определенные функции. В
1887 году в статье «Физиология двигательной
области мозговой коры» он писал:
«...я вовсе не причисляю себя к
числу тех авторов, которые смотрят
на кору как на мозаику, состоящую
из отдельных кусков различной окраски.
Кора мозга, быть может, и уподобляется
карте, разрисованной отдельными красками
по отдельным участкам, но так, что
соседние краски, понятно, смешиваются
между собой и при этом, может
быть, на этой карте не существует ни
одного участка, покрытого одним
цветом, а не смешанного из множества
красок». Эта мысль В.М. Бехтерева
позже нашла развитие в учении
физиолога Ивана Петровича
После завершения работы над
семью томами «Основы учения о
функциях мозга» особое внимание Бехтерева
как ученого стали привлекать
проблемы психологии. Бехтерев высказывался
о том, что «нет ни одного субъективного
явления, которое не сопутствовалось
бы объективными процессами в мозгу
в виде пробегающего по нервным клеткам
и волокнам тока, представляющего
собой... по внешности акт химико-
В 1907—1910 годах опубликовал три тома книги «Объективная психология», в которых изложил основные представления нового, созданного и развиваемого им направления в психологической науке. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Опираясь на объективные критерии, он считал возможным изучать не только осознаваемые, но и неосознанные психические явления.
В первом томе «Объективной психологии» Владимир Бехтерев предложил выделить психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, а также зоопсихологию. Кроме того, он признавал необходимость выделения психологии детского возраста «как науки, изучающей законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов».
В 1915 году по инициативе Владимира
Михайловича при
Первый русский педагог-
В мае 1898 г. Екатерина Константиновна
пригласила в приют двух городских
учительниц и членов Общества помощи
бедным и больным детям и устроила
своим воспитанникам экзамен. Все
присутствующие были поражены, никто
не верил в возможность обучения
таких детей. После экзамена одна
из учительниц высказала мысль о
необходимости организации
За девять последующих лет через три класса школы Е.К. Грачёвой прошли 134 ребёнка в возрасте от 9 до 12 лет. Школа обрела известность, Городская школьная комиссия установила ей ежегодную субсидию в размере тысячи рублей. В мае 1899 года школе была пожертвована земля в Полуострове под летнюю дачу.
В 1900 году при активном участии Екатерины Константиновны было основано благотворительное общество «Братство во имя Царицы Небесной», которое возглавила графиня Ольга Дмитриевна Апраксина, с целью основания в России приютов для идиотов, эпилептиков и тех калек, которых не принимают в другие учреждения. Братство состояло в ведении Санкт-Петербургского митрополита. Его членами стали многие известные люди – К.П. Победоносцев, протоиерей Философ Орнатский, отец Александр Рождественский, все настоятели Троице-Сергиевой пустыни, отец Иоанн Кронштадский. Приют Грачёвой перешёл в ведение Братства.
В октябре 1900 года Екатерина Константиновна открыла курсы сестёр-нянь, которые должны были работать с детьми-идиотами и эпилептиками. Слушательницами курсов были послушницы монастырей. Первый выпуск сестёр-нянь состоялся в июне 1902 года. Тогда же Екатерина Константиновна выпустила первое в России руководство по работе с глубоко отсталыми детьми и эпилептиками «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков».
В 1903 году был открыт первый дом приюта в Райволо на 50 детей. В том же году Грачёва добивается открытия при приюте на Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра. Амбулатория также оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервно больным детям» Петербурга. Приём вели В.М. Бехтерев и молодой доктор А.С. Грибоедов. Накануне Первой мировой войны амбулатория превратилась в ведущий в России центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
Екатерина Константиновна стала также пионером нового для России специального обучения слепоглухонемых детей.
После революции советская
власть реорганизовала систему призрения
и обучения умственно отсталых детей,
они были взяты под государственную
опеку. Однако проблема любви и сочувствия
к больным детям решается не властными
структурами, а носителями милосердия,
которые, слава Богу, были, есть и
будут во все времена. Екатерина
Константиновна активно участвовала
в организации учреждений нового
типа для больных детей в
Уникальным заведением, в
котором осуществлялась социально-педагогическая
адаптация детей к жизни, был
санаторий-школа под
Кащенко написал одну из
первых в России работ по обучению
и воспитанию детей с отклонениями
в развитии — «Педагогическая
коррекция: Исправление недостатков
характера у детей и
Дефектолог, ч.-к. АПН РСФСР (1947). В 1887 окончил учительскую семинарию во Франкфурте-на-Майне и до 1891 преподавал в школе глухих. В 1892 приехал в Россию. В 1893-96 был домашним педагогом-воспитателем. В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название - Московский институт глухонемых). В 1925-48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологического отделения педагогического факультета 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина). Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих, в разработке учебных планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференцированию обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Рау был одним из организаторов высшего дефектологического образования. Вёл широкую пропаганду специальных педагогических знаний среди педагогов, врачей, родителей.
Соч.: Методика обучения глухонемых, М., 1934 (соавт.); Букварь. Для школ глухонемых, M., 19407 (соавт.); Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.).
Разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.
А.Н. Граборов пишет первые фундаментальные книги по олигофренопедагогики для учителей. В книге «Вспомогательная школа» систематизированы вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. В книге раскрыто качественное своеобразие умственно отсталого ребёнка, показана неравномерность нарушений психических функций и влияние этих нарушений на личность ребёнка в целом. А.Н. Граборов пишет: « … от здоровой нормы до случаев глубокой идиотии, где мы различаем лишь ничтожнейшие следы богатой человеческой психики, тянется длинная лента постепенно последовательных изменений, в результате дающих целую галерею детских типов, разнящихся между собой не только степенью дефективности, но и её характером. Одни из детей стоят на границе между нормой и дефективностью, другие представляют картину временной задержки в развитии по тем или иным причинам, третьи определённо перешагнули роковую черту и являются уже умственно дефективным в полном смысле этого слова». А.Н. Граборов отстаивает мнение о необходимости создания специальной школы для умственно отсталых детей. В систему воспитания умственно отсталого ребёнка, по его мнению, должны входить детские сады, школы и профессиональное обучение для умственно отсталых. А.Н. Граборов пишет: «Обучению во вспомогательной школе подлежат все те дети, которые, прежде всего, конечно, способны к обучению грамоте и которые в дальнейшем смогут полученные сведения применить в жизни, но для которых темп работы нормальной школы оказывается непосильным, а предъявляемые там требования, по ограниченности дарований, невыполнимы». А.Н. Граборов считал главным в воспитании умственно отсталого ребёнка общее психическое развитие. Большое значение в обучении умственно отсталых предавал принципу деятельности – как основы развития. В частности ключевое значения отводил игровой и трудовой деятельности. А.Н. Граборов считал необходимым создать систему коррекционно-воспитательной работы для умственно отсталых детей. Он писал: « Оздоровительная работа, сознательность обучения, индивидуальный подход к учащимся, структурная простота учебного материала, наглядность и труд – основные специальные мероприятия коррекционно-воспитательной работы. Выполнение этих мероприятий – основа построения работы с умственно отсталыми детьми. Придавал большое значение в олигофренопедагогике дидактическому принципу сознательности в обучении. Он пишет: «Воспитание сознательности – это воспитание личности ученика в целом, воспитание его общей направленности. Понятие сознательности далеко выходит за пределы того вульгарного понимания, которое нередко вкладывают в это понятие, сводя сознательность к пониманию. Понимание – это лишь один из элементов сознательности. Вторым элементом является сознательное отношение ученика к самому процессу обучения».
Информация о работе Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России