Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:08, реферат

Краткое описание

Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России.

Оглавление

________________________________________
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

Выдающиеся  учёные-дефектологи 4

Владимир  Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4

Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5

Всеволод  Петрович Кащенко(1870-1943) 6

Рау Фёдор  Андреевич (1868 - 1957) 7

Граборов  Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7

Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9

Лев Семёнович  Выготский(1896- 1934) 10

Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11

Сухарева  Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11

Певзнер Мария  Семёновна (1901—1989) 11

Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13

Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14

Вывод: 15

Список литературы 16

 

 

 

 

Введение

 

Специальное образование  необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в  развитии. Состояние образования  людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним  общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России. Это:

1. X-XVII века

2. XVIII век

3. XIX век - начало ХХ века

Каждая страна гордится своими выдающимися соотечественниками. Россия подарила миру великие имена, которые  составляют золотой фонд нации, таких  выдающихся учёных-дефектологов как: Владимир Михайлович Бехтерев, Граборов Алексей Николаевич , Занков Леонид Владимирович , Певзнер Мария Семёновна, Рау Фёдор Андреевич, Шиф Жозефина Ильинична ,  Екатерина Константиновна Грачёва, Всеволод Петрович Кащенко, Маляревский Иван Васильевич, Лев Семёнович Выготский, Гнездилов Михаил Федотович, Сухарева Груня Ефимовна и Дульнев Григорий Митрофанович .

Эти учёные утвердили и  развили специальное образование  в России.

 

Выдающиеся  учёные-дефектологи

Владимир  Михайлович Бехтерев (1857- 1927).

Русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной  системы. В 1907 году он основал первый в мире психоневрологический институт для «изучения мозга и его  отправлений...». Это позволило ему  организовать неврологическую и  психиатрическую клиники, первую в  России нейрохирургическую клинику  и первый институт по изучению алкоголизма. В.М.Бехтерев создал уникальную научную школу, которая позволила ему воплотить в жизнь основную системную концепцию, сущность которой состоит в целостном подходе к человеку, получившую признание в современных программах психосоциальной реабилитации больных. Сегодня Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева является крупным научно-исследовательским и клиническим учреждением, в котором работают высококлассные специалисты в области психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, наркологии, неврологии, нейрохирургии.

В. Бехтерев утверждал, что  отдельные зоны коры больших полушарий  выполняют определенные функции. В 1887 году в статье «Физиология двигательной области мозговой коры» он писал: «...я вовсе не причисляю себя к  числу тех авторов, которые смотрят  на кору как на мозаику, состоящую  из отдельных кусков различной окраски. Кора мозга, быть может, и уподобляется карте, разрисованной отдельными красками по отдельным участкам, но так, что  соседние краски, понятно, смешиваются  между собой и при этом, может  быть, на этой карте не существует ни одного участка, покрытого одним  цветом, а не смешанного из множества  красок». Эта мысль В.М. Бехтерева  позже нашла развитие в учении физиолога Ивана Петровича Павлова  о проекционных и ассоциативных  полях коры больших полушарий.

После завершения работы над  семью томами «Основы учения о  функциях мозга» особое внимание Бехтерева  как ученого стали привлекать проблемы психологии. Бехтерев высказывался о том, что «нет ни одного субъективного  явления, которое не сопутствовалось  бы объективными процессами в мозгу  в виде пробегающего по нервным клеткам  и волокнам тока, представляющего  собой... по внешности акт химико-физический».

В 1907—1910 годах опубликовал  три тома книги «Объективная психология», в которых изложил основные представления  нового, созданного и развиваемого им направления в психологической  науке. Ученый утверждал, что все  психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и  вегетативными реакциями, которые  доступны наблюдению и регистрации. Опираясь на объективные критерии, он считал возможным изучать не только осознаваемые, но и неосознанные психические  явления.

В первом томе «Объективной психологии» Владимир Бехтерев предложил  выделить психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, а также зоопсихологию. Кроме  того, он признавал необходимость  выделения психологии детского возраста «как науки, изучающей законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов».

В 1915 году по инициативе Владимира  Михайловича при Психоневрологическом институте был создан приют с  детским садом и школой для  детей беженцев из западных губерний. Постоянно находясь в гуще общественной жизни столицы, Бехтерев по-прежнему много внимания уделял Психоневрологическому  институту.

 

Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934)

Первый русский педагог-дефектолог. С её именем связана история приютов  для слабоумных детей в России. Ей принадлежит заслуга в создании первых в России учреждений и первой школы для глубоко умственно  отсталых детей, а также в издании  первых руководств по работе с ними. Почти сорок лет своей жизни  она отдала делу обучения, развития и воспитания детей-страдальцев. Бескорыстный подвижнический труд Екатерины Константиновны, сумевшей, не имея специального образования, создать эффективную методику воспитания и развития детей с ограниченным интеллектом и расстроенной психикой, практически предан забвению.

В мае 1898 г. Екатерина Константиновна пригласила в приют двух городских  учительниц и членов Общества помощи бедным и больным детям и устроила своим воспитанникам экзамен. Все  присутствующие были поражены, никто  не верил в возможность обучения таких детей. После экзамена одна из учительниц высказала мысль о  необходимости организации школы  для умственно отсталых и припадочных  детей. «Первых исключают, - писала Екатерина  Константиновна в своём дневнике (5 апреля 1898 г.), - вторых не принимают  в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников – “кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?”. Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?».

За девять последующих  лет через три класса школы  Е.К. Грачёвой прошли 134 ребёнка в  возрасте от 9 до 12 лет. Школа обрела известность, Городская школьная комиссия установила ей ежегодную субсидию в размере тысячи рублей. В мае 1899 года школе была пожертвована земля в Полуострове под летнюю дачу.

В 1900 году при активном участии  Екатерины Константиновны было основано благотворительное общество «Братство  во имя Царицы Небесной», которое  возглавила графиня Ольга Дмитриевна Апраксина, с целью основания  в России приютов для идиотов, эпилептиков и тех калек, которых  не принимают в другие учреждения. Братство состояло в ведении Санкт-Петербургского митрополита. Его членами стали  многие известные люди – К.П. Победоносцев, протоиерей Философ Орнатский, отец Александр Рождественский, все настоятели Троице-Сергиевой пустыни, отец Иоанн Кронштадский. Приют Грачёвой перешёл в ведение Братства.

В октябре 1900 года Екатерина  Константиновна открыла курсы сестёр-нянь, которые должны были работать с детьми-идиотами и эпилептиками. Слушательницами  курсов были послушницы монастырей. Первый выпуск сестёр-нянь состоялся в июне 1902 года. Тогда же Екатерина Константиновна выпустила первое в России руководство  по работе с глубоко отсталыми  детьми и эпилептиками «Беседы с  сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков».

В 1903 году был открыт первый дом приюта в Райволо на 50 детей. В том же году Грачёва добивается открытия при приюте на Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра. Амбулатория также оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервно больным детям» Петербурга. Приём вели В.М. Бехтерев и молодой доктор А.С. Грибоедов. Накануне Первой мировой войны амбулатория превратилась в ведущий в России центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

Екатерина Константиновна стала  также пионером нового для России специального обучения слепоглухонемых  детей.

После революции советская  власть реорганизовала систему призрения  и обучения умственно отсталых детей, они были взяты под государственную  опеку. Однако проблема любви и сочувствия к больным детям решается не властными  структурами, а носителями милосердия, которые, слава Богу, были, есть и  будут во все времена. Екатерина  Константиновна активно участвовала  в организации учреждений нового типа для больных детей в Петроградской  губернии, занималась подготовкой персонала  для работы с аномальными детьми. В 1918-1920 годах она состояла лектором петроградских краткосрочных педагогических курсов по подготовке работников учреждений для дефективных детей.

 

Всеволод  Петрович Кащенко(1870-1943)

Уникальным заведением, в  котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был  санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве. В заведение  принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно  могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная  В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к  будущей жизни. Важнейшее место  в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет  громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность  иметь заработок; с другой стороны  — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает  и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, стало быть, имея такое  важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных  предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных  воздействий на дефективного ребёнка». В заведении В. П. Кащенко все  силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности  детей. В воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и  полезной деятельности, которая интересна  детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию  личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом  в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели  внимательно наблюдали за деятельностью  воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному  виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем  жизненного пути. Это видно из следующих  слов педагога школы-санатория И. И. Воскобойникова, который описывает  глубокий интерес воспитанника к  созданию устройства для физических опытов: «Работа … — зачастую неблагодарная и всегда сопряжённая  с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, — доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент  творчества, которое он проявляет  при этом, несмотря на своё незнакомство с физикой, заставляет думать, что  интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности». Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный  олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».

Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков»  в книге систематизированы взгляды  автора на исправление недостатков  характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция  рассматривается как целостный  процесс, в котором взаимодействуют  учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система  обучения и воспитания детей с  нарушениями центральной нервной  системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор  обучения и воспитания детей с  отклонениями в развитии, создавший  оригинальную систему обучения и  воспитания детей с отклонениями в развитии.

 

Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957)

Дефектолог, ч.-к. АПН РСФСР (1947). В 1887 окончил учительскую семинарию  во Франкфурте-на-Майне и до 1891 преподавал в школе глухих. В 1892 приехал в  Россию. В 1893-96 был домашним педагогом-воспитателем. В 1896 открыл в Москве частную школу  для глухих и курсы по исправлению  недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название - Московский институт глухонемых). В 1925-48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологического отделения педагогического факультета 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина). Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих, в разработке учебных планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференцированию обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Рау был одним из организаторов высшего дефектологического образования. Вёл широкую пропаганду специальных педагогических знаний среди педагогов, врачей, родителей.

Соч.: Методика обучения глухонемых, М., 1934 (соавт.); Букварь. Для школ глухонемых, M., 19407 (соавт.); Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.).

Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.)

Разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально  значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей  с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и  физических функций, произвольных движений.

А.Н. Граборов пишет первые фундаментальные книги по олигофренопедагогики для учителей. В книге «Вспомогательная школа» систематизированы вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. В книге раскрыто качественное своеобразие умственно отсталого ребёнка, показана неравномерность нарушений психических функций и влияние этих нарушений на личность ребёнка в целом. А.Н. Граборов пишет: « … от здоровой нормы до случаев глубокой идиотии, где мы различаем лишь ничтожнейшие следы богатой человеческой психики, тянется длинная лента постепенно последовательных изменений, в результате дающих целую галерею детских типов, разнящихся между собой не только степенью дефективности, но и её характером. Одни из детей стоят на границе между нормой и дефективностью, другие представляют картину временной задержки в развитии по тем или иным причинам, третьи определённо перешагнули роковую черту и являются уже умственно дефективным в полном смысле этого слова». А.Н. Граборов отстаивает мнение о необходимости создания специальной школы для умственно отсталых детей. В систему воспитания умственно отсталого ребёнка, по его мнению, должны входить детские сады, школы и профессиональное обучение для умственно отсталых. А.Н. Граборов пишет: «Обучению во вспомогательной школе подлежат все те дети, которые, прежде всего, конечно, способны к обучению грамоте и которые в дальнейшем смогут полученные сведения применить в жизни, но для которых темп работы нормальной школы оказывается непосильным, а предъявляемые там требования, по ограниченности дарований, невыполнимы». А.Н. Граборов считал главным в воспитании умственно отсталого ребёнка общее психическое развитие. Большое значение в обучении умственно отсталых предавал принципу деятельности – как основы развития. В частности ключевое значения отводил игровой и трудовой деятельности. А.Н. Граборов считал необходимым создать систему коррекционно-воспитательной работы для умственно отсталых детей. Он писал: « Оздоровительная работа, сознательность обучения, индивидуальный подход к учащимся, структурная простота учебного материала, наглядность и труд – основные специальные мероприятия коррекционно-воспитательной работы. Выполнение этих мероприятий – основа построения работы с умственно отсталыми детьми. Придавал большое значение в олигофренопедагогике дидактическому принципу сознательности в обучении. Он пишет: «Воспитание сознательности – это воспитание личности ученика в целом, воспитание его общей направленности. Понятие сознательности далеко выходит за пределы того вульгарного понимания, которое нередко вкладывают в это понятие, сводя сознательность к пониманию. Понимание – это лишь один из элементов сознательности. Вторым элементом является сознательное отношение ученика к самому процессу обучения».

Информация о работе Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России