Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:08, реферат

Краткое описание

Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России.

Оглавление

________________________________________
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

 

Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915)

Иван Маляревский до 1869 года работал народным учителем в Бельске, после чего решил сменить профессию. Позже он объяснял это так: "В бытность мою народным учителем мне приходилось наблюдать детей, душевные состояния которых представляли исключительные особенности. Остановившись на них как на предмете, требующем изучения, и, убедившись, что педагогическая литература еще не затрагивала этого вопроса, я оставил народную школу".

В конце XIX века стали возникать  частные лечебницы специализированного  профиля, Иван Маляревский, следуя своим убеждениям, в 1882 году открыл первое в Санкт-Петербурге частное ( с платой 400 рублей в год ) детское врачебно-воспитательное заведение. В Уставе, утвержденном в Министерстве внутренних дел 10-го марта 1882 года, было сказано, что "заведение имеет целью оказывать врачебно-воспитательное содействие детям, обнаруживающим предрасположение к нервным и душевным заболеваниям, а равно детям нравственно пренебреженным и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабы они, по мере сил своих, могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизни земледельцев, или же продолжать свое дальнейшее образование".

Кроме-лечебного отделения  на 10 коек (впоследствии их количество увеличилось до 20) были устроены классы для учебных занятий и мастерские для обучения ремеслам. Время нахождения детей в заведении делилось на два периода - зимний и летний. Зимний период воспитанники проводили в  Санкт-Петербурге, а летний - за его  пределами.

Опытный психиатр и тонкий психолог, Иван Васильевич Маляревский создавал все условия для улучшения душевного развития несчастных детей. По его словам, "главную священную задачу" своего учреждения он видел "в рациональном воспитании, обучении и приспособлении детей к жизни настолько, чтобы сделать их безвредными членами общества".

Имя И.В. Маляревского сделалось известным не только в медицине, но и в литературе. Кроме специальных статей по психиатрии он писал стихи, сказки. прозу для детей, причем некоторые его книги выдержали несколько изданий. Им был создан журнал "Медико-педагогический вестник", который И.В. Маляревский издавал и редактировал в 1884-1885 гг. Благодаря сотрудничетву таких знаменитостей как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт и И.М. Сеченов, этот журнал сыграл положительную роль в деле развития детской психиатрии в России.

 

 

Занков Леонид Владимирович (1901-1977)

Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. С 1918 по 1923 г. находился на посту заведующего сельскохозяйственной детской колонией, где также являлся воспитателем и учителем. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию по психологии воспроизведения. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Позже возглавил несколько крупных НИИ, изучающих проблемы дефектологии, обучения и теории педагогики; получил профессорскую степень и членство в Академии педагогических наук СССР.

 Изучал особенности  развития и обучения аномальных  детей. Одним из первых в  научном сообществе ввел для  таких детей термин «задержка  умственного развития», что впервые  отделило это заболевание от  прочих, более тяжелых аномалий. Л. В. Занков разработал эффективные методы коррекционной работы.

 В трудах Л.В. Занкова рассматривались проблемы значительного отличия всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового характера образования для умственно отсталых школьников, был противником копирования программы массовой школы для вспомогательных школ. По мнению Л.В. Занкова, без соблюдения выше перечисленных требований умственно отсталые школьники лишь формально усваивают материал, а не интериоризируют его, то есть не осваивают во внутренне психическом плане. Как известно, Л.В. Занков был основоположником развивающего обучения в СССР. В его трудах глубоко обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Особенно важно создание таких условий, по мнению Л.В. Занкова, для детей с отклонениями в развитии, в частности, для умственно отсталых. Но при этом данные психолого-педагогические условия должны значительно отличаться, поскольку развитие высших психических функций у нормально развивающихся и умственно отсталых детей имеют коренные отличия.

Успешно занимался перестройкой формы школьного обучения в начальных  классах. За двадцать лет (с 1957 г.) его  система была принята многими  педагогами .Л. В. Занков написал более 150 работ, самые известные из которых: «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).

 

Лев Семёнович Выготский(1896- 1934)

В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев  Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую  и экспериментальную работу в  области дефектологии. Удельный вес  исследований, выполненных по этой проблематике, весьма велик...

В 1926 г. им была организована лаборатория по психологии аномального  детства при Медико-педагогической станции (в Москве, на Погодинской  ул., дом 8). За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции2, а затем стал ее научным консультантом.

В сфере научных интересов  Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми  являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности  и особенности его компенсации  и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального  ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые  из них.

Понимание Львом Семеновичем  природы и сущности аномального  развития отличалось от широко распространенного  биологизаторского подхода к  дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный  изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению  социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании  сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный  дефект, вторичный, третичный и последующие  наслоения над ним. Различение первичных  и последующих симптомов Л.С. Выготский  считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта  и будучи с ним непосредственно  связанными, являются менее поддающимися коррекции. В последующие годы Лев  Семенович углубил и конкретизировал  теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации  и проблемы обучения аномальных детей  было выдвинутое Л.С. Выготским положение  о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. В своих более поздних работах  Л.С. Выготский не раз возвращался  к вопросу об обходных путях развития, отмечая их большую значимость для  процесса компенсации. «В процессе культурного  развития, – пишет он, – у ребенка  происходит замещение одних функций  другими, прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в развитии ненормального ребенка. Если этот ребенок  не может достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».

Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с  эмпирических, описательных позиций  на подлинно научные основы, способствуя  становлению дефектологии как науки.

 

Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968)

Отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические  основы обучения языку умственно  отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.

Соч.: Обучение русскому языку  в младших классах вспомогательной  школы. - М., 1959; Обучение русскому языку  в старших классах вспомогательной  школы. - М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной  школе. - М., 1957; Практические грамматические упражнения в младших классах  вспомогательной школы. - М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной  школе. -М., 1965

 

Сухарева  Груня Ефимовна (1891 — 1981)

Г.Е. Сухарева разработала  эволюционно-биологическую концепцию  психических заболеваний. Изучила  влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных  психических заболеваниях у детей  и подростков. Г.Е. Сухаревой впервые  описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний  в детском и подростковом возрасте. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё  остроты начала и темпа развития процесса.

Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное  вялое, в форме приступов и  смешенное. Первый тип течения она  считает более характерным для  шизофрении, начавшейся в детском  возрасте, а течение в форме  приступов — более типичным для  начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревой установлено, что тип  течения шизофрении в большей  степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей.

Г.Е. Сухарева изучала клиническую  картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская).

 

Певзнер Мария Семёновна (1901—1989)

Видный отечественный  ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Родилась 14 апреля 1901 г. в  г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).

Уже в Саратове Мария Семеновна  вела серьезную научно-исследовательскую  работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной  изучению психопатических форм поведения  в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем  в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном  изучению поведения человека. Мария  Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л. С. Выготским (1896—1934), который высоко оценил ее научный  доклад по патологии поведения у  детей, перенесших энцефалит, и предложил  ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских  наук на тему: «Психопатические состояния  в детском возрасте».

В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено  ученое звание профессора. С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление  — генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при  непосредственном участии Марии  Семеновны определяется новое направление  отечественной педагогической науки  — клиническая дефектология. Она  продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения  квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для  студентов дефектологических факультетов  Российской федерации и союзных  республик. У М. С. Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных  трудов (две — авторские монографии, а остальные книги в соавторстве  с другими специалистами). Ее книга  «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М. С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития. М. С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии. С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность, руководство аспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности — слепоглухих.

Совместно с сотрудниками института (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, Т. В. Розановой) М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.

Научные идеи и мысли М. С. Певзнер, ее фундаментальные труды  не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Ею созданы классификации олигофрении, задержек психического развития (по сути, это типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико-психолого-педагогической помощи для этих категорий детей), исследовались причины школьной не успешности. «Учителю о детях с отклонениями в развитии», 1967 (в соавтор. с Т. А. Власовой) стала предтечей специального учебного предмета «Основы дефектологии» для педагогических ВУЗов. Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе — Л. С. Выготском. Своими учителями Мария Семеновна считала также Г. Е. Сухареву и А. Р. Лурия.

 

Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978)

Российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Доктор психологических наук (1968), профессор (1970). Награждена орденом "Знак почета" (1954), была отмечена премиями АПН СССР.

После окончания Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы.

В 1930—1932 гг. училась в  аспирантуре Ленинградского педагогического  института, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и  защитила кандидатскую диссертацию  на тему "Развитие научных понятий  у школьников" (1934).

В 1935 г. опубликовала книгу  с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с "разгромом" педологии была лишена ученой степени кандидата педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая  научная деятельность Шиф (1934—1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 — Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941—1942 гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943—1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель — академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Как и ряд других советских психологов, Ж. И. Шиф изучала вопросы психологии речи. Но ее работа в этой области психологии приняла новое направление. Почти все исследования, проведенные Ж. И. Шиф в эти годы, посвящались вопросам усвоения глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения. Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по сходству и различию. Проводившиеся Ж. И. Шиф в 30-е годы исследования имели значение не только для сурдопсихологии, но и для сурдопедагогики. Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных форм. С наибольшим трудом глухие усваивают падежи: дательный, винительный, предложный, родительный. Сравнительно более редко смешиваются падежи творительный и именительный. Наряду с исследовательской, занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения.

Информация о работе Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России