Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:08, реферат
Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России.
________________________________________
Введение 3
Выдающиеся учёные-дефектологи 4
Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927). 4
Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934) 5
Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) 6
Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957) 7
Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.) 7
Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915) 8
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 9
Лев Семёнович Выготский(1896- 1934) 10
Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) 11
Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981) 11
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) 11
Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978) 13
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972) 14
Вывод: 15
Список литературы 16
Иван Маляревский до 1869 года работал народным учителем в Бельске, после чего решил сменить профессию. Позже он объяснял это так: "В бытность мою народным учителем мне приходилось наблюдать детей, душевные состояния которых представляли исключительные особенности. Остановившись на них как на предмете, требующем изучения, и, убедившись, что педагогическая литература еще не затрагивала этого вопроса, я оставил народную школу".
В конце XIX века стали возникать
частные лечебницы
Кроме-лечебного отделения
на 10 коек (впоследствии их количество
увеличилось до 20) были устроены классы
для учебных занятий и
Опытный психиатр и тонкий психолог, Иван Васильевич Маляревский создавал все условия для улучшения душевного развития несчастных детей. По его словам, "главную священную задачу" своего учреждения он видел "в рациональном воспитании, обучении и приспособлении детей к жизни настолько, чтобы сделать их безвредными членами общества".
Имя И.В. Маляревского сделалось известным не только в медицине, но и в литературе. Кроме специальных статей по психиатрии он писал стихи, сказки. прозу для детей, причем некоторые его книги выдержали несколько изданий. Им был создан журнал "Медико-педагогический вестник", который И.В. Маляревский издавал и редактировал в 1884-1885 гг. Благодаря сотрудничетву таких знаменитостей как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт и И.М. Сеченов, этот журнал сыграл положительную роль в деле развития детской психиатрии в России.
Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. С 1918 по 1923 г. находился на посту заведующего сельскохозяйственной детской колонией, где также являлся воспитателем и учителем. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию по психологии воспроизведения. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Позже возглавил несколько крупных НИИ, изучающих проблемы дефектологии, обучения и теории педагогики; получил профессорскую степень и членство в Академии педагогических наук СССР.
Изучал особенности
развития и обучения
В трудах Л.В. Занкова рассматривались проблемы значительного отличия всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового характера образования для умственно отсталых школьников, был противником копирования программы массовой школы для вспомогательных школ. По мнению Л.В. Занкова, без соблюдения выше перечисленных требований умственно отсталые школьники лишь формально усваивают материал, а не интериоризируют его, то есть не осваивают во внутренне психическом плане. Как известно, Л.В. Занков был основоположником развивающего обучения в СССР. В его трудах глубоко обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Особенно важно создание таких условий, по мнению Л.В. Занкова, для детей с отклонениями в развитии, в частности, для умственно отсталых. Но при этом данные психолого-педагогические условия должны значительно отличаться, поскольку развитие высших психических функций у нормально развивающихся и умственно отсталых детей имеют коренные отличия.
Успешно занимался перестройкой формы школьного обучения в начальных классах. За двадцать лет (с 1957 г.) его система была принята многими педагогами .Л. В. Занков написал более 150 работ, самые известные из которых: «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).
В деятельности и в творчестве
Льва Семеновича проблемы дефектологии
занимали значительное место. Весь московский
период жизни, все десять лет Лев
Семенович параллельно с
В 1926 г. им была организована
лаборатория по психологии аномального
детства при Медико-
В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые из них.
Понимание Львом Семеновичем
природы и сущности аномального
развития отличалось от широко распространенного
биологизаторского подхода к
дефекту. Л.С. Выготский рассматривал
дефект как «социальный вывих», вызванный
изменением отношений ребенка со
средой, что приводит к нарушению
социальных сторон поведения. Он приходит
к заключению, что в понимании
сущности аномального развития необходимо
выделять и учитывать первичный
дефект, вторичный, третичный и последующие
наслоения над ним. Различение первичных
и последующих симптомов Л.С. Выготский
считал чрезвычайно важным при изучении
детей с различной патологией.
Он писал, что элементарные функции,
являясь первичным недостатком,
вытекающим из самого ядра дефекта
и будучи с ним непосредственно
связанными, являются менее поддающимися
коррекции. В последующие годы Лев
Семенович углубил и
Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы, способствуя становлению дефектологии как науки.
Отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.
Соч.: Обучение русскому языку
в младших классах
Г.Е. Сухарева разработала
эволюционно-биологическую
Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Первый тип течения она считает более характерным для шизофрении, начавшейся в детском возрасте, а течение в форме приступов — более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей.
Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская).
Видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).
Уже в Саратове Мария Семеновна
вела серьезную научно-
В декабре 1960 г. ей была присуждена
ученая степень доктора педагогических
наук (по специальной психологии). В
1963 г. Марии Семеновне присвоено
ученое звание профессора. С 1960 по 1972 г.
М. С. Певзнер заведовала сектором клинического
и нейрофизиологического
Совместно с сотрудниками института (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, Т. В. Розановой) М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.
Научные идеи и мысли М.
С. Певзнер, ее фундаментальные труды
не утратили своей значимости и актуальности
до настоящего времени, ее работы пользуются
огромной популярностью среди ученых-исследователей,
практикующих специалистов и при обучении
студентов. Ею созданы классификации олигофрении,
задержек психического развития (по сути,
это типологии, позволяющие намечать пути
коррекционной медико-психолого-
Российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Доктор психологических наук (1968), профессор (1970). Награждена орденом "Знак почета" (1954), была отмечена премиями АПН СССР.
После окончания Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы.
В 1930—1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического института, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила кандидатскую диссертацию на тему "Развитие научных понятий у школьников" (1934).
В 1935 г. опубликовала книгу
с тем же названием с предисловием
Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с
"разгромом" педологии была лишена
ученой степени кандидата
Информация о работе Выдающиеся учёные-дефектологи. История специального образования в России