Выдающиеся художники России и мира. Жизнь и творчества И. Репина

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы — дать характеристику жизни и творчества И. Репина, который являлся активным членом «Товарищества передвижников». В связи с этим задачами данной работы являются:
1. Изучение литературы по теме.
2. Раскрытие истории создания «Товарищества передвижных выставок».
3. Знакомство с биографией И. Репина.
4. Анализ выдающихся шедевров живописи И. Репина.

Оглавление

Введение.........................................................................................................
1. Творчество передвижников..............................................................
2. Основные вехи жизни и творчества И. Репина...............................
3. Анализ картин И. Репина..................................................................
Заключение.....................................................................................................
Литература............................................................

Файлы: 1 файл

К.р. История ИЗО.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Каждая  из одиннадцати фигур вносит нечто  новое, обогащает наше представление  о людях, которые из года в год, надрываясь, тянули на бечеве баржи  по великой русской реке.

      Опираясь  на свои жизненные наблюдения, Репин перестраивает и уточняет композицию уже готовой картины.

      Репин в ,,Бурлаках'' обогащает русскую живопись новыми достижениями в передаче движения. Он строит поступательное движение целой  группы, и при этом движение повторного типа.

      В одном  из эскизов бурлаки идут сплошной, нерасчлененной массой. Этот сплошной ,,частокол'' фигур, расположенных по вертикалям, не создает еще должного впечатления движущейся массы, несмотря на то, что позы, выражающие напряжение и усилие движения, уже намечены. Эта сплошная, слитная масса не дает еще представления о характере движения, о его темпе и ритме. Репин разбивает шествие тремя интервалами. Первая группа — самая внушительная. Она состоит из четырех наиболее мощных фигур. Бурлаки этой группы идут не в профиль, что уменьшило бы в глазах зрителя их массу, а в три четверти, причем наиболее мощные части фигур, плечи и грудь, даются без существенных перспективных сокращений. За первым интервалом следует группа несколько более ,,облегченная''. Она насчитывает так же четыре фигуры, но четвертая почти закрыта передними. За следующим интервалом расположена группа из двух людей. Наконец, за последним, тяжело повисая на лямке, идет только один, последний бурлак.

      Такое построение вереницы создает с первого взгляда впечатление тяжелого, мучительного движения. Мы ясно ощущаем то напряжение, нечеловеческое усилие, которое необходимо, чтобы сдвинуть с места баржу. Членение группы интервалами подчеркивается цветом. Фигура почти прямо идущего юноши, начинающая вторую группу, и бурлаки, возглавляющего третью, самые светлые (рубашка первого — розовая, второго — белая. Лица их наименее загорелые). Таким образом, ритм движения определяется и цветовыми акцентами.

      Движение  каждого из персонажей, поворот их голов не параллельны друг другу. Создается впечатление, что все они находятся в разных плоскостях. Поэтому общее движение группы воспринимается как сложное колебательное — идущее и вперед, и вглубь, и в сторону. Создается ощущение спаянности, взаимосвязанности фигур, отяжеленности шествия бурлаков, замедленности, лапидарности ритма их шагов. Все это усиливает жизненную убедительность изображенной сцены.

      Картина ,,Бурлаки на Волге'' начинает эпическую  традицию сюжетной живописи, которая, как уже говорилось, становится ведущей в творчестве передвижников. Без ,,Бурлаков'' не было бы такого произведения, как ,,Приход колдуна на крестьянскую свадьбу'' Максимова, и ряда картин конца 70-х — начала 80-х годов.

      ,,Революционная'' серия произведений Репина отличается  от произведений его сотоварищей особой экспрессией, драматизмом, резкими контрастами и противопоставлениями. Для них характерна динамика мазка, напряженный локанизм общего решения при сохранении  волнующей жизненности образов. Наиболее значительной среди работ этого круга является картина ,,Не ждали'' (1883, ГТГ). В ней изображено событие, знакомое демократическим кругам зрителей, - возвращение революционера из далекой ссылки в семью. Репин показал это событие как бы в развитии. Он в полной мере использует здесь принципы переходящего движения. Позы, жесты персонажей показаны словно во времени. Кажется, что все они неизбежно должны перерасти в иные. Так, например, горничная сейчас закроет дверь, за ручку которой она держится. Ссыльный вот-вот остановится. Мать поднимается из-за стола. Ее движение еще не закончено, но уже возникает новое, навстречу сыну, и т. д. Все это создает ощущение нарастания психологической напряженности действия. Отсюда легкость прочтения сюжета. Действие с особой быстротой развертывается во времени, зритель ясно воспринимает и предшествующие и последующие звенья события.

      Репин неоднократно переписывал образ самого ссыльного,утративший в результате в известной мере свойственные первому варианту черты  благородного мужества. Надо сказать, что если членов семьи ссыльного Репин писал с окружающих его людей, то работа над образом главного героя картины сопровождалась напряженными исканиями. Здесь дело не столько в поисках ,,прообраза'', подходящей модели, сколько в истолковании образа.

      В трактовке  образа героя ,,Не ждали'' как бы отразилась судьба народничества. Чем ожесточеннее становилась реакция, тем яснее  обнаруживался кризис народнического движения.

      Картина ,,Не ждали'' впервые в русском  искусстве воспроизводит жизненную  обстановку трудовой интеллигенции. С исключительной теплотой в картине запечатлена психологическая атмосфера домашней жизни этой социальной группы. Репин знает все характерные мелочи этого быта. Невысокая комната, оклеенная дешевыми обоями, старое кресло — все говорит о жизни на грани нужды. Портреты Шевченко и Некрасова на стене — свидетельства сочувствия демократическому движению. Рояль, отодвинутый к стене, большая географическая карта — свидетельства культурной жизни, уложенной в скромный бюджет. Это та обстановка, в которой и самому Репину и многим его товарищам приходилось проводить многие годы.

      Скромная  обстановка дома овеяна тем не менее  поэзией и удивительной теплотой. Репин показывает голубое мерцание света, проникающего сквозь дверь балкона  и мягко ложащегося на предметы. Всех членов семьи ссыльного Репин писал, как уже говорилось, с членов своей семьи или семей знакомых. Первым из художников он сделал людей этого круга и первичную для них обстановку предметом поэтического воспроизведения.

      Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана в 1891 году, сюжетом которой послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: « Ты — шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого люциперя секретарь!..» и т. д.

      В 1880 году, во время поездки по Украине, где  Репин собирал материал для своих  Запорожцев, художник писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам.., а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; ...еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться — веселый народ.

      ... Чертовский  народ! Никто на всем свете  не чувствовал так глубоко  свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось  свободно, ничему не подчинялось!»

      Ключевой  идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей, объединенных «братскими узами», сообща и воюющих, и веселящихся, стихия жизнелюбия, витальная, неукротимая энергия.

      Композиция  картины динамична и в тоже время строго уравновешена. Здесь  совмещены горизонтальные и вертикальные ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна локальных цветов своей мажорностью созвучны происходящему.

      Здесь Репину блестяще удалось то, что вообще чрезвычайно редко удается в  живописи — передать смеющиеся лица. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода «физиология смеха». Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке существует множество синонимов. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т.п. Эта «заразительность» смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь.

      Таким образом, искусство Репина имеет те тенденции  и приемы воздействия на зрителя, которые были выработаны в контексте  реализма второй половины XIX века —  это в известной мере собирательный  образ русского искусства того времени, включая жанровый репертуар, художественные средства, соотношение между жанрами. 

       

       

       

        
       
       
       
       
       
       

      Заключение.

      В первом параграфе данной работы мы раскрыли историю создания «Товарищества  передвижных выставок», активным членом которого являлся И. Репин.

      Во втором параграфе мы описали биографию  Репина: его происхождение, семью, образ  жизни, друзей, окружающих художника, которые  оказали большое влияние на его  творчество.

      В следующем  пункте основной части рассмотрели  и проанализировали выдающиеся шедевры живописи И. Репина: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», из которых видно, что наделенный необычайно острым ощущением жизни, ее трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов Репин обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма второй половины XIX века и много способствовал тому, чтобы изобразительное искусство России занимало важное место в общеевропейском культурном процессе.

      Таким образом, мы реализовали поставленные задачи, т. е. выполнили цель работы. 
       
       
       
       
       
       
       
       

      Литература.

      1. Варшавский А. Судьбы шедевров. - М.: Детская литература, 1984. - 224 с.
      2. Власов В. Г. Стили в искусстве. - С.-П.: Лита, 1998. -672 с.
      3. Ильина Т. В. История искусств: Отечественное искусство. - М.: Высшая школа, 1994. - 461 с.
      4. Ионина Н. А. Сто великих картин. - М.: Вече, 2001. - 501 с.
      5. История русского и советского искусства. //Под ред. Д. В. Сарабьянова. - М.: Высшая школа, 1989. - 448 с.
      6. Рогинская Ф. С. Передвижники. - М.: Искусство, 1993. - 183 с.

           

Информация о работе Выдающиеся художники России и мира. Жизнь и творчества И. Репина