Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:51, контрольная работа
Цель работы — дать характеристику жизни и творчества И. Репина, который являлся активным членом «Товарищества передвижников». В связи с этим задачами данной работы являются:
1. Изучение литературы по теме.
2. Раскрытие истории создания «Товарищества передвижных выставок».
3. Знакомство с биографией И. Репина.
4. Анализ выдающихся шедевров живописи И. Репина.
Введение.........................................................................................................
1. Творчество передвижников..............................................................
2. Основные вехи жизни и творчества И. Репина...............................
3. Анализ картин И. Репина..................................................................
Заключение.....................................................................................................
Литература............................................................
Приезд в Петербург (осенью 1863 года), знакомство с художественной молодежью, задушевные беседы с Крамским, сближение со Стасовым, с Антокольским и другими, жадное чтение общественно-политической литературы — все это шаг за шагом вытесняет из души Репина старый мир представлений. Он переживает такую же душевную перестройку, как и Максимов, Шишкин и ряд других будущих передвижников в годы своего первоначального становления.
,,Мое очарование было беспредельно и долго, - говорит Репин в старости, вспоминая свои первые годы в Академии, - пока беспощадная действительность не разочаровала моих традиционных обожаний... Все мои идеалы: Рафаэль, Брюллов, Бруни и весь классический метод академий считался уже отсталым, вредным, бессмысленным... В душе я еще был полон очарования старыми формами, чувствовал себя разбитым и оскорбленным со своими поврежденными кумирами и глубоко страдал'',- заканчивает Репин.
Академические работы первых лет ,,Похищение сабинянок'', 1867; ,,Избиение первенцев египетских'', 1869) доказывают, что в этот период Репин еще действительно всецело следует традициям классицизма. Однако процесс отхода от академических принципов совершился — он был неотвратим. К началу 70-х годов преодоление академических традиций начинает ощущаться все отчетливее в живописи и рисунках молодого художника. ,,Воскрешение дочери Иаира'' (1871), последняя конкурсная академическая композиция, за которую он получил большую золотую медаль, говорит уже не только о необычной силе дарования, но и о победе в творчестве Репина реалистических начал.
В переписке
периода заграничной
В течение последующих десятилетий Репин кровно, органически связан с творческой деятельностью передвижников. Но если его товарищи сосредоточиваются преимущественно на каком-то одном круге творческих вопросов, Репин, человек неутомимой энергии и огромного творческого темперамента, решает одновременно многие из насущных проблем, охватывает и отражает разнообразные стороны действительности, выступая в различных жанрах живописи. Он относится к действительности с жадным, неиссякаемым интересом, с взволнованностью художника и гражданина.
Максимов,
Мясоедов, Савитский почти полностью
поглощены крестьянской темой. Репин
наряду с темами и образами, связанными
с деревней(,,Экзамен в
Как художник современной жизни, Репин поднимается на небывалую дотоле и в русском и в мировом искусстве высоту, ломая рамки бытовой живописи. Его картина ,,Бурлаки на Волге'' содержит глубокое обобщение, а ,,Крестный ход в Курской губернии'' представляет целую энциклопедию современной ему русской жизни. Одного этого полотна было бы достаточно, чтобы сохранить имя Репина в истории мировой живописи, в ряду великих мастеров. Используя порой традиционные сюжеты, Репин воплощает в их рамках свои замыслы с той захватывающей мощью, с той выразительностью и полнотой, которые под силу только великому дарованию. Он находит новые, наиболее совершенные решения, которые поднимают искусство критического реализма на более высокую ступень.
Когда в 1873 году Репин как пенсионер Академии уезжает за границу (это право дала ему большая золотая медаль за конкурсную картину ,,Дочь Иаира), он все же остается тесно связанным с жизнью России. Не только переписка с Крамским и Стасовым служит этой связью. Посетив Италию, Репин оседает в Париже, где в это время живет и работает целая колония передвижников — А. Поленов, К. Савитский, А. Боголюбов и другие. Репин зачастую тяготится своим отрывом от родины и возвращается раньше срока в Россию. По непосредственным результатам его пребывание за границей оказалось малопродуктивным — так и полагал и сам Репин. Он с трудом довел до конца задуманную во Франции картину ,,Парижское кафе'' (1875) — очень уж чужда была ему эта жизнь парижских бульваров. Неудача постигла Репина и в работе над картиной ,,Садко''(1875-1876, ГРМ). Картина вышла холодной и бесстрастной.
Однако пребывание за границей имело и свои положительные стороны: широкое знакомство с подлинниками мировой классики и с современным западным искусством было очень важно для дальнейшего роста Репина как художника. Он искал то, что было близко его творческой индивидуальности. К современному французскому искусству он относился двойственно. Его не удовлетворяла поверхность многих полотен, но он очень серьезно стремился отдать себе отчет в том новом, что он встречал на выставках во Франции, в частности у импрессионистов.
Полезны были для роста Репина как живописца недели, проведенные в Веле, в Нормандии, - здесь художник писал этюды на пленэре. Но в целом жизнь во Франции его томила. В 1876 году он вернулся на родину — сначала в Чугуев, затем в Москву и, наконец, в Петербург. В этот период, вплоть до персональной выставки в 1891 году, ознаменовавшей двадцатилетие творческой деятельности Репина, было создано большинство наиболее известных произведений художника.
О творческом расцвете Репина говорила необычайная значительность его произведений, из года и год появлявшихся на выставках. На такое огромное напряжение и полноту творческих сил указывают следующие данные: на 6-й выставке Репин наряду с другими работами показывал ,,Протодиакона'' и этюд ,,Мужичка из робких''; на 7-й -картину ,,С Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году'' на 8-й - ,,Проводы новобранца''; на 9-й — портреты Мусоргского, Писемского, Ге, картину ,,Вечерницы''; на 10-й — целый цикл портретов, ,,Героя минувшей войны'' и ,,Горбуна''.В тоже время Репин нашел в себе силы создать и показать на XI выставке картину, потребовавшую долгих лет подготовительного труда, -,,Крестный ход в Курской губернии''; на XII - ,,Не ждали'' и целый цикл превосходных портретов; на XIII - ,,Ивана Грозного и сына его Ивана'' и снова портреты.
Немало работ миновало в эти годы (по тем или иным причинам) передвижные выставки. Сюда относятся ,,Арест пропагандиста'', ,,Отказ от исповеди'', ,,Сходка'', которые были показаны зрителю на персональной выставке, которая как бы подвела итог целой эпохе в творческом развитии Репина. Наконец, в эти годы было создано великое множество рисунков, книжных иллюстраций, театральных декораций и даже предприняты опыты в области скульптуры.
Произведения этого периода можно условно разбить на четыре группы. В ряде картин, рисунков, как и в ,,Бурлаках'',действуют люди из трудовых низов, из гущи народных масс. Картины другой группы непосредственно связаны с проблемами освободительного движения и содержат образы радикальной, революционно настроенной интеллигенции. К третьей можно отнести картины исторического характера и к четвертой — портреты. Но произведения Репина, к каким бы группам они не относились, объединены жадным любопытством к жизни народа, объединены темой человека во всей его индивидуальной неповторимости и сложности его психологии, его духовного мира.
В своем портретном творчестве Репин развивает и углубляет традиции Перова, Крамского и Ярошенко. Как и они, Репин создает целую серию портретов типовых. Его ,,Мужичок из робких'', ,,Мужичок с дурным глазом'' продолжают линию ,,Фомушки — сыча'' Перова, ,,Полесовщика'' Крамского. В то же время, как и Крамской и Ярошенко, Репин видел свой патриотический долг в том, чтобы запечатлеть лучших людей России. Хоршо известно, что он не только отверг предложение Третьякова написать портрет Каткова, но горячо возражал вообще против того чтобы портрет этого реакционного публициста нашел место в русской национальной галерее.
Портреты Репина — это обычно изображения поясные, выступающие из нейтрального фона и лишенные аксессуаров. Чаще всего это портреты социально-психологического характера. Им свойственно особое сочетание одухотворенности, напряженности духовной жизни изображенного с полнотой чувственной материальности плоти. Репин неоднократно навлекал на себя упреки идейных противников в якобы присущем ему физиологизме. В действительности сила портретов Репина именно в том, что они раскрывают интенсивную жизнь ,,ума и сердца''.
В области исторической живописи Репин, как и большинство передвижников и их предшественников - ,.шестидесятников'', проявляет особый интерес к переломным периодам в жизни русского народа. Как у Шварца и Ге, его особенно привлекают времена царствования Ивана Грозного и Петра Первого.
Но обращаясь к исторической живописи, Репин, как и его сотоварищи, предъявлял к ней, как и к бытовому жанру, те же требования — требования глубокого раскрытия социальной сущности событий, психологической мотивировки действий героев, правдивого воспроизведения обстановки, среды.
Репин прожил долгую жизнь , жизнь человека полностью преданного своему делу его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический общественный смысл его искусства.
Таким образом, высшие достижения русского реализма второй половины XIX века в живописи связаны с творчеством Репина, подлинной сферой которого, была современная ему действительность.
3. Анализ картин И. Репина.
Первым произведением, которое утвердило за Репиным не только отечественную, но и мировую славу как мастера национально русского и великого реалиста, была картина ,,Бурлаки на Волге'' (1870- 1873, ГРМ). Выбор сюжета картины глубоко связан со стремлением поставить в центре внимания не болельщиков за народ, но сам народ. Задаваясь вопросами, почему ,,Бурлаки'' Репина выросли в произведение этапное для самого художника и для русской живописи, почему Репину удалось создать образы, исполненные такой суровой и глубокой правды, надо прежде всего отметить, что Репин наблюдал бурлаков не в мастерской, а в жизни, в их привычной среде. В таком наблюдении он видел путь, который, согласно представлению передвижников, вел к подлинной народности и типичности образов.
Подготовительный материал к ,,Бурлакам'' Репина — это грандиозная серия этюдов, набросков, зарисовок, моделью для которых служили сами бурлаки, созданная в процессе знакомства с их жизнью на Волге. Когда картина была уже почти готова, Репин вторично поехал на Волгу, чтобы найти несколько новых фигур взамен не удовлетворявших его в картине.
Насколько важной в глазах Репина была эта обширная подготовительная работа, видно из того,что его книга воспоминаний о ,,Бурлаках'' посвящена не самой картине, а методу работы над ней путем сбора материалов непосредственно в самой действительности.
В ранних рисунках Репина академического периода мы встречаем штриховку, равномерно и тщательно покрывающую голову и тело модели. Даже в лучших из этих рисунков, где тело дается со смелой и сочной объемностью, голова натурщика является как бы деталью, наименее интересующей художника.
В рисунках, исполненных Репиным к ,,Бурлакам'', мы видим обратное явление. Фигура обычно намечена несколькими резкими штрихами. Зато лицо прорабатывается с абсолютным вниманием, тонко отточенным карандашом, свободно ложащимися штрихами, то ясно различимыми, то сгущающимися до пятна. Не только общий характер лица, но и порой очень сложное выражение его передается с любовью и блестящим мастерством.
Те же черты встречаем мы и в этюдах. Основное в них — индивидуальная, тонкая и острая характеристика выбранного типа. Художник пишет их на открытом воздухе, и смелый живописный язык этюдов создает живое ощущение окружающей воздушной среды, игры солнечного света на загорелых, обветренных лицах. Художник смело применяет в тенях лиловые и голубые тона.
Репин еще не был за границей и не знал об импрессионизме. Его искания в области передачи света и цвета связаны со стремлением наиболее полно воспроизвести свои впечатления от действительности. Однако художник берет из жизни далеко не все, что попадает в поле его зрения, - он выбирает только то, что кажется ему типичным и нужным.
За каждым этюдом вставал подлинный человек со своей жизненной судьбой. Репин видел, как эти люди измучены тяжким трудом, как они, будучи низведены до положения тягловых животных, сохраняют человеческое достоинство. Общение с таким человеком, как Канин (прототип коренника бурлатской ватаги), убеждало его, что эти люди исполнены могучих сил, пока еще затаенных в недрах народа.
Репиным в этой картине создана галерея ярких и сочных типических образов, которых до него не знало еще русское искусство. Два идущих впереди бурлака, с выражением твердости, силы, сметки и не сломленного житейскими невзгодами душевного благородства на лицах, как бы воплощают в себе лучшие черты народного характера. Не менее выразительна фигура четвертого бурлака: подогнутые ноги, изуродованное тело, налегшее на лямку всей своей тяжестью, готовое, кажется, рухнуть на землю, если эту лямку перерезать, длинные, жилистые натруженные руки. Лицо этого бурлака, из раскрытого рта которого почти осязаемо для слуха вырывается дыхание, воспринимается как олицетворение непосильного, каторжного труда.
Информация о работе Выдающиеся художники России и мира. Жизнь и творчества И. Репина