Воспитание у славян в период родовой общины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и

Оглавление

Адаптация ребенка в ДОУ 3
Список использованной литературы 15
Приложения 16

Файлы: 1 файл

Практика по адаптации. Полусветова Е.М..docx

— 69.12 Кб (Скачать)

- участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях с целью знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми.

Во время прогулок привлекались к песочным играм и родители вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам  необходимо «оживить» психологические  знания. Для этого на этапе профилактической и коррекционной работы проводились консультации для воспитателей, с целью расширения и обогащения их знаний о ведущей роли взрослого в развитии ребенка младшего дошкольного  возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения с взрослыми и сверстниками и др. 

Этап контрольной  диагностики  представлен  диагностикой общего уровня адаптации по группам.  Задачи:

- выявить уровень адаптации  группы детей

- выявить детей «группы  риска», с целью продолжения работы  с ними;

-оценить уровень реализации  данного опыта.

Преодолев острую фазу адаптации, у ребенка наступает фаза компенсации, когда преобладает устойчиво-спокойное  настроение, налаживается сон и аппетит  и он уже привык к незнакомой обстановке в детском саду. На этом этапе  уже можно сделать выводы о  результате протекания процесса адаптации, определить уровни адаптированности воспитанников. 

В конце адаптационного периода  осуществлялось анкетирование родителей, направленное на  определение мнения родителей об организации процесса адаптации малышей, поступающих в детский сад, выяснение родительского взгляда  на адаптацию своих детей.

Определение уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению проводилось через:

- сравнение результатов  по индивидуальным листам наблюдений  за детьми в начале адаптационного  периода и через некоторое время посещения ими детского сада;

- бальная оценка каждого  параметра адаптации и заполнение  сводного бланка на группу.

Результаты анкетирования родителей  показали, что организация процесса адаптации устраивает большинство из них (78%). Все они заинтересованы в успешной адаптации своих детей, в поддержании эмоционального благополучия,  и понимают важность, значимость проблемы.

По мнению 84% родителей, главный  путь успешной адаптации – согласованность  действий родителей и воспитателей, уважительное отношение к каждому  ребенку.

Результаты проведенной диагностики  степени адаптации детей в  ДОУ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты предварительной  диагностики степени адаптации  детей в ДОУ

 

Среди детей с тяжелой адаптацией были мальчики, которые тяжело расставались с мамой даже  на короткий период (2 ребенка), они длительное время плакали на протяжении всего пребывания в саду, отказывались есть, плохо спали. Один ребенок со сверстниками и взрослыми тяжело шел на контакт, спал и кушал плохо, часто болел.

С этими детьми осуществлялась индивидуальная работа, направленная на снижение психоэмоционального  напряжения, преодоления тревожности, с использованием разнообразных  игр и упражнений  (игры с водой  и песком, манкой, гречкой, горохом  и т.д., дыхательные упражнения, минутки-релаксации, двигательные упражнения).

Эффективность использования игр  и упражнений с песком подтверждается положительными результатами психологической диагностики уровня адаптации ребенка к детскому саду, заметно снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации (рис. 2).

Рис. 1. Результаты проведенной  коррекционной работы по ускорению  адаптации ребенка в ДОУ

 

В результате использования  песочной терапии в период адаптации  воспитанников к условиям ДОУ  наблюдались следующие положительные изменения:

1. Дети:

- значительно повысился  общий эмоциональный фон;

- снизился уровень тревожности;

- быстрее происходит восстановление  всех нарушенных навыков;

- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

2. Родители:

- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;

- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;

- повышается психолого-педагогическая  культура.

3. Педагоги получили дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность системного использования  метода песочной терапии для повышения  уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы

 

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Под ред. Н.В. Соколовской. - Волгоград: «Учитель», 2008. – 218 с.
  2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
  3. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис Пресс, 2009. – 201 с.
  4. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учебное пособие для вузов / Т.В. Костяк. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  5. Кузуб, Н.А. В гостях у Песочной Феи.  Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста / Н.А. Кузуб // Вестник практической психологии образования. – 2010. - № 1. – С. 12 – 15.
  6. Макшенцева, Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду / Л.В. Макшенцева // Психолог в детском саду. – 2008. - № 3. – С. 5 – 9.
  7. Ларионова, Г.Б. Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ / Г.Б. Ларионова //Управление ДОУ. – 2008. - № 3. – С. 8 – 12.
  8. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. -Волгоград: Учитель, 2011. - 188 с.
  9. Тихонович, А.Н. Адаптация ребенка в ДОУ / А.Н. Тихонович. – М.: Эксмо, 2011. – 248 с.
  10. Усов, А.М. Адаптация ребенка к детскому саду: советы и рекомендации / А.М. Усов. – М.: Норма, 2009. – 99 с.

 

 

Приложение 1

Анкета для  родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять  участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и  желания Вашего ребенка – для  создания благоприятных условий  его развития.

1. Ребенок:

Ф.И.: Новиков Александр

Дата рождения: 25 января 2010 года

Домашний адрес, телефон: г. Волгоград, ул. Разумовского 20, кв. 85. Тел.: 8-917-696-47-03

2. Мать:

Ф.И.О. Новикова Анна Сергеевна

Год рождения: 1980 г.

Образование, специальность, место работы: высшее, учитель в Лицее № 2.

3. Отец:

Ф.И.О. Новиков Игорь Николаевич

Год рождения: 1979 г.

Образование, специальность, место работы: высшее, менеджер по управлению персоналом в ООО «Гранд».

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком): родители и бабушка

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними: нет

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан: к отцу

7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес: иногда ОРЗ

8. Основные виды игр и занятий дома: рисование, конструкторы и др.

9. Какие игрушки любит, кто их убирает: конструкторы, убирает чаще всего сам.

10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего  возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

11. Каким Вы считаете  своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно: пьет, кушает, принимает активное участие в одевании, самостоятельно умывается, моет руки и т.д.

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите).
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

 

Спасибо!

 

Приложение 2

Анкета для  родителей:

«Готов ли Ваш  ребенок к поступлению в детский  сад?»

 

Ф.И. ребенка: Новиков Александр

 

1. Какое настроение преобладает  у ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) раздражительное, неустойчивое

в) подавленное

 

2. Как ребенок засыпает?

а) быстро (до 10 мин.)

б) медленно

в) спокойно

г) не спокойно

 

3. Что Вы делаете, чтобы  ребенок заснул?

а) дополнительные воздействия: нет

б) без дополнительных воздействий

 

4. Какова продолжительность  сна ребенка?

а) 2 часа

б) менее часа

 

5. Какой аппетит у Вашего  ребенка?

а) хороший

б) избирательный

в) неустойчивый

г) плохой

 

6. Как относится Ваш  ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно

б) отрицательно

в) не просится, но бывает сухой

г) не просится и ходит  мокрый

 

7. Есть ли у Вашего  ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие                       

б) нет отрицательных  привычек

 

8. Интересуется ли Ваш  ребенок игрушками, предметами  дома и в новой обстановке?

а) да

б) нет

в) иногда

 

9. Проявляет ли ребенок  интерес к действиям взрослых?

а) да

б) нет

в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

а) умеет играть самостоятельно

б) не всегда

в) не играет сам

 

11. Взаимоотношения со взрослыми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

 

12. Взаимоотношения с детьми:

  а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

 

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

а) да

б) нет

в) не всегда

 

14. Есть ли у ребенка  опыт разлуки с близкими?

а) да

б) нет

в) перенес разлуку легко

г) тяжело

 

15. Есть ли аффективная  привязанность к кому-либо из  взрослых?

а) да

б) нет      

 

 

 

 

 

Приложение 3

Лист  педагогической  адаптации

 

Фамилия, имя ребенка: Новиков Александр

Информация о работе Воспитание у славян в период родовой общины