Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и
Адаптация ребенка в ДОУ 3
Список использованной литературы 15
Приложения 16
Содержание
Адаптация ребенка в ДОУ 3
Список использованной литературы 15
Приложения 16
Адаптация ребенка в ДОУ
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Адаптация - это динамический
процесс, благодаря которому подвижные
системы живых организмов, несмотря
на изменчивость условий, поддерживают
устойчивость, необходимую для существования,
развития и продолжения рода. Именно
механизм адаптации, выработанный в
результате длительной эволюции, обеспечивает
возможность существования
Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» [7].
Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.
Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Эксперимент по оценке адаптации детей в ДОУ проводился в детском саду «Ромашка», участниками которого выступали дети, их родители, воспитатели и психологи. Основная сопроводительная документация проведенного исследования представлена в приложениях 1 – 7.
Целью проведенного эксперимента является повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Для достижения поставленной
цели необходимо решение
- определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ в младшем дошкольном возрасте;
- изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной терапии;
- подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;
- профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, к повышению их адаптационных возможностей;
- оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации.
В основе психолого-педагогической разработки повышения уровня адаптационных возможностей лежит идея своевременной профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста. В качестве ведущего психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду было решено более широко использовать игры с песком. Песочная терапия чаще всего не используется в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.
Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием песочной терапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями по следующим этапам:
I этап (первичная диагностика):
- характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье
- оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми;
- прогноз вероятной степени адаптации
II этап (профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, педагогами):
- психолого-педагогические рекомендации, консультации для родителей и педагогов;
- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
III этап (контрольная диагностика):
- оценка уровня адаптированности детей к ДОУ;
- анкетирование родителей с целью получения информации обратной связи
Обследование на первом этапе проводилось одновременно в двух направлениях:
- первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье;
- второе – оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми.
Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день:
- общий эмоциональный фон;
- познавательная и игровая деятельность;
- взаимодействие с взрослыми;
- взаимодействие со сверстниками;
- реакция на изменение привычной ситуации;
- сон и аппетит.
Оценка уровня развития адаптационных способностей позволяет определить насколько испытуемый адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
На втором этапе проводилась профилактическая и коррекционно - развивающая работа, направленная на повышение адаптационных возможностей детей и снятие проблем, возникших на начальном периоде адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Игры и упражнения с песком являлись основой развивающих и коррекционных занятий. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком
происходит спонтанное
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх
с миниатюрными фигурками
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком использовались в качестве групповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в день по 20-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога-психолога с детьми «группы риска».
Каждое занятие с
Содержание каждого занятия структурируется в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания и готовности к определенным упражнениям. Поэтому в опыте предлагаются не конспекты каждого занятия, а примерный перечень игр и упражнений для каждого этапа занятия.
Педагог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий с песком.
Проведенные наблюдения доказывают, что занятия с неструктурированным материалом могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития детей. Родители видят, в какой момент и почему ребенок стал излишне агрессивным или робким.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши устают и теряют интерес к занятию, поэтому все игры и упражнения объединены общим сказочно-игровым сюжетом («Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки»).
Группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:
Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, применялись такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим
дорожку (дом, заборчик)», «
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке –
предварительно лепим формочки
животных или предметов, а
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка», тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Песочница является привлекательной
средой для осуществления
Повышать уровень
- актуализация проблемы
в рамках выступлений в
- консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т.д.);
- памятки для родителей («Скоро в детский сад», «Спокойное утро», «Готовимся к детскому садику заранее»);
Информация о работе Воспитание у славян в период родовой общины