Воспитание у славян в период родовой общины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и

Оглавление

Адаптация ребенка в ДОУ 3
Список использованной литературы 15
Приложения 16

Файлы: 1 файл

Практика по адаптации. Полусветова Е.М..docx

— 69.12 Кб (Скачать)

Содержание

 

Адаптация ребенка  в ДОУ 3

Список использованной литературы 15

Приложения 16

 

 

 

 

 

Адаптация ребенка в ДОУ

 

Актуальность проблемы адаптации  детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее  место. Это связано с тем, что  детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление  в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих  реакций ребенка.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные  системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в  результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма  в постоянно меняющихся условиях среды [3].                                       

Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» [7].

Анализ педагогической, психологической  и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение  проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. 

Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Возникает потребность в  создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала  эффективному повышению  адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

Эксперимент по оценке адаптации детей  в ДОУ проводился в детском  саду «Ромашка», участниками которого выступали дети, их родители, воспитатели и психологи. Основная сопроводительная документация проведенного исследования представлена в приложениях 1 – 7.

Целью проведенного эксперимента является повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

 Для достижения поставленной  цели необходимо решение следующих  задач:

- определение и изучение уровня адаптации  ребенка к условиям ДОУ в младшем   дошкольном возрасте;

- изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной терапии;

- подбор  и адаптация приемов  игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;

- профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального  напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей,  к повышению их адаптационных возможностей;

- оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и  младшего  возраста в период адаптации.

В основе психолого-педагогической  разработки  повышения уровня адаптационных  возможностей  лежит идея своевременной профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста. В качестве ведущего  психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду было решено более широко использовать игры с песком. Песочная терапия чаще всего не используется в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками  задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.

Работа по повышению адаптационных  возможностей детей с использованием песочной терапии организована в  трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями по следующим этапам:

I этап (первичная диагностика):

-  характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье

- оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми;

- прогноз вероятной степени адаптации

II этап (профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, педагогами):

- психолого-педагогические рекомендации, консультации для родителей и педагогов;

- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

III этап (контрольная диагностика):

- оценка уровня адаптированности детей к ДОУ;

- анкетирование родителей с целью получения информации обратной  связи

Обследование на первом этапе проводилось одновременно в двух направлениях:

- первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье;

- второе – оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате    наблюдение за детьми.

Для наблюдения выбраны следующие  параметры, которые отслеживаются  каждый день:

- общий эмоциональный фон;

- познавательная и игровая деятельность;

- взаимодействие с взрослыми;

- взаимодействие со сверстниками;

- реакция на изменение привычной ситуации;

- сон и аппетит.  

Оценка уровня развития адаптационных  способностей позволяет определить насколько испытуемый адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. 

На втором этапе проводилась профилактическая и коррекционно - развивающая работа, направленная на повышение адаптационных возможностей детей и снятие проблем, возникших на начальном периоде адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Игры и упражнения с  песком являлись основой развивающих и коррекционных занятий. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее  устанавливаются доверительные  отношения между воспитателем  и ребенком. Для ребенка роль  педагога становится понятной, предсказуемой  и значимой, что укрепляет его  базисное доверие к миру.

2. В играх с песком  происходит спонтанное снижение  высокого уровня психического  напряжения, как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя  с взрослым и сверстниками, ребенок  более осмысленно и быстро  осваивает нормы и правила  поведения и общения в группе.

4. В песочных играх  с миниатюрными фигурками ребенок  с помощью взрослого проигрывает  психотравмирующую ситуацию расставания  с родителями, встречу с неизвестным,  осваивает позитивные способы  поведения.

5. Педагог становится  для ребенка проводником в  освоении умений, навыков и знаний  об окружающем мире и самом  себе в этом мире.

Игры с песком использовались в качестве групповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в день по 20-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога-психолога с детьми «группы риска».

Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:

  1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка. Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
  2. Непосредственно обучающая часть. Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
  3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка. Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Содержание каждого занятия  структурируется в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания  и готовности к определенным упражнениям. Поэтому в опыте предлагаются не конспекты каждого занятия, а примерный перечень игр и упражнений для каждого этапа занятия.

Педагог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий с песком.

Проведенные наблюдения доказывают, что занятия с неструктурированным материалом могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития детей. Родители видят, в какой момент и почему ребенок стал излишне агрессивным или робким.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши устают и теряют интерес к занятию, поэтому все игры и упражнения объединены общим сказочно-игровым сюжетом  («Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки»).

Группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки);
  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Во время проведения занятий  с использованием пескотерапии, применялись такие формы работы с детьми, как:

1. Сюжетные игры – «Построим   дорожку (дом, заборчик)», «Норки  для мышки». Освоив простую постройку,  даем усложнение с использованием  бросового материала (палочки,  травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди  предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь  ты, а я буду искать»,  «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем  мир».

4. Рассказывание сказок  – лепим героев или рисуем  на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке –  предварительно лепим формочки  животных или предметов, а потом  показываем детям и читаем  стихотворение, например, из цикла  А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка», тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.

Песочница является привлекательной  средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбирались задания и игры в сказочной форме. Например: «Заборчики» (дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Повышать уровень адаптационных  возможностей детей младшего возраста посредством пескотерапии, помогла определенным образом организованная работа с родителями:

- актуализация проблемы  в рамках выступлений в адаптационном  клубе «Забота», на первичных  консультациях; 

- консультации по воспитанию и развитию ребенка;

- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т.д.);

- памятки для родителей  («Скоро в детский сад», «Спокойное  утро», «Готовимся к детскому  садику заранее»);

Информация о работе Воспитание у славян в период родовой общины