Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:57, реферат
Цель работы: описать решение проблемы происхождения воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать роль воспитания в технократической педагогике;
2. раскрыть роль воспитания в гуманистической педагогике;
3. описать решение проблемы воспитания в отечественной педагогике.
Введение 3
Глава 1. Роль и цели воспитания на современном этапе 4
1.1. Роль воспитания в технократической педагогике 4
1.2. Роль воспитания в гуманистической педагогике 8
1.3. Решение проблемы воспитания в отечественной педагогике 12
Глава 2. Место и роль системы образования 14
2.1. Эволюция системы образования 14
2.2. Перспектива развития системы образования в России 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
После того как закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.
Россия – страна большая. Единый общероссийский стандарт образования существует только в теории, на практике же условия у всех разные – учителя, учебники, библиотеки, круг общения. И у московского школьника гораздо больше возможностей получить качественное образование, чем у его соотечественника из далекой провинции. То же самое касается и высшего образования, и возможностей повышения квалификации.
Между тем мир вступает в новую эру – информационную, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание – прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся стран. У России, сегодня напоминающей сырьевой придаток мировой экономики, появился шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И прежде всего дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни совершенствовать свои знания и навыки. Географическую разобщенность России можно преодолеть с помощью внедрения информационных технологий в каждую школу. И тогда уже не человек будет двигаться за знаниями (в Москву на учебу), а знания – к человеку. Лучший кандидат на роль транспортной системы, связующего звена всей образовательной системы – это Интернет. Тем более что Всемирная сеть становится базисным звеном инфраструктуры всей новой экономики. "В нашей жизни два великих уравнителя – Интернет и образование",– любит повторять глава компании Cisco Systems Джон Чэмберс.
Каждый день в российские образовательные учреждения приходят 39 млн человек – учеников и учителей. Если в этой системе внедрить современные информационные технологии, то интернетизацией будет охвачена уже почти треть российского общества. Причем самая стратегически важная его часть. Однако работа в этом направлении предстоит огромная. Дело в том, что из 68 тыс. российских школ 46 тыс. – сельские. И в 80% этих школ, по данным министра образования Владимира Филиппова, нет ни одного компьютера. И хотя ученики сельских школ проходят курс информатики и получают по нему оценку в аттестат зрелости, никто из них компьютера и в глаза не видел.
Сельские учителя ничуть не лучше – само слово "компьютер" их пугает, не говоря уже об Интернете. Только 3% российских школ подключены к Интернету. И если городские школы еще могут рассчитывать на помощь попечительских советов, родительских комитетов или градообразующих предприятий, то сельским остается уповать на государство.
А возможности нашего государства весьма ограничены, хотя желание что-то сделать в этом направлении есть. "В бюджет 2004 года,– говорит Владимир Филиппов,– правительство закладывает целый ряд позиций по финансированию программ внедрения информационных технологий в школах. В частности, Минобразования планирует изыскать (и привлечь к финансированию этого проекта субъекты федерации) $40 млн на компьютеризацию сельских школ страны. В 2004 году мы планируем поставить в те 40 тыс. сельских школ, где до сих пор не видели "живого" компьютера, целые компьютерные классы и осуществить подключение этих школ к Интернету с помощью спутниковых каналов. Здесь мы надеемся на помощь Минсвязи".
Впрочем,
благие намерения государства
Ходорковский считает, что дать необходимые деньги (а для интернетизации всей страны нужны десятки миллиардов долларов) может только само общество. Каждая семья должна, по мнению Ходорковского, пойти на определенные жертвы: родители должны отказаться от безраздельного пользования телефоном и телевизором, чтобы дать своим детям доступ в Интернет. А также отдать несколько месячных зарплат на покупку, например, интернет-приставки к телевизору. Но чтобы убедить общество в необходимости этих жертв, нужны жертвы со стороны госбюджета и крупного бизнеса. Люди обычно не жалеют денег на образование – и если его основой станет Интернет, население будет за него платить. В стране должна появиться мода на информационные технологии, и тогда образование без Интернета станет просто дурным тоном.
Впрочем, техническая часть проблемы – оснащение школ компьютерами и каналами связи – не самая важная. Важнее методическая сторона: в эпоху Интернета система образования становится более открытой, а само образование – индивидуальным. Учащийся может не ограничиваться утвержденными учебниками и программами, а, как говорят специалисты по педагогике, "выстраивать индивидуальные траектории обучения по отношению к образовательным интернет-массивам". Наряду с государственными и частными школами родители могут выбирать для своих детей и такую форму обучения, как домашнее интернет-образование. Но для этого необходимо интегрировать информационные и педагогические технологии – технологию интернет-чатов с групповыми формами занятий, средства web-дизайна с методическими пособиями по различным предметам. Создавать и внедрять виртуальные лаборатории и электронные учебники, формы дистанционного обучения и тестирования, способы взаимодействия учителей, образовательных учреждений и интернет-ресурсов. В общем, фактически необходимо создать в России совершенно новую отрасль – интернет-педагогику.
Многие сегодня опасаются, что Интернет заменит ученикам реальный мир. И некоторые участники "круглого стола" призывали сперва тщательно изучить, как интернетизация образования повлияет на развитие личности. Однако проникновение Интернета в процесс обучения неизбежно. "Бояться тут нечего,– говорит Владимир Филиппов.– Наоборот, нужно сделать все, чтобы обеспечить каждому ребенку доступ к современным информационным технологиям. Любое технологическое новшество имело свою негативную сторону: с появлением телефона люди стали меньше писать писем, а появление телевидения погубило провинциальные театры. То же и с Интернетом. Нужно постараться предугадать возможные потери и продумать компенсационные механизмы. Главное – нужно наполнять Интернет образовательным содержанием. И очень важный вопрос – кто именно будет разрабатывать и внедрять в Рунете образовательные и развивающие программы".
Интернет-технологии в российском образовании стали развиваться совсем недавно. Занимается ими, например, школьный сектор общественной организации РЕЛАРМ, созданной при Российском НИИ развития общественных связей, а также частный Лицей информационных технологий. Недавно открыт сайт Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, на котором размещена информация по разработке и внедрению новых информационных технологий в образовании.
Набирают силу проекты по созданию web-ресурсов образовательного назначения руками самих учащихся. Как правило, эти проекты связаны с участием учебных заведений в международных конкурсах, спонсируемых известными организациями и корпорациями. В качестве примера можно привести проект ThinkQuest – всемирный конкурс сайтов, созданных группами школьников. В России его представляет фонд "Гармония" – американская по происхождению и источникам финансирования организация. Между тем в России сохранилась широкая сеть дополнительного образования (кружки, секции при бывших Дворцах пионеров и т. п.), которая вполне могла бы способствовать знакомству с Интернетом.
Серьезной проблемой является интернет-невежество преподавателей. Директора российских школ на порядок реже своих зарубежных коллег используют в работе компьютер, а учителя повышают квалификацию исключительно по собственной инициативе. Интернет дает учителям отличные возможности для самообразования и обмена опытом, но чатов и конференций, в которых учителями и учеными обсуждались бы педагогические интернет-проблемы, пока очень немного. Хотя положительные тенденции есть. Так, Институт общего среднего образования РАО, открыв в прошлом году свой сайт в сети, начал работу по телекоммуникационной и методической поддержке учителей. На сайте института, например, действует телеконференция по методике преподавания иностранных языков. Центр дистанционного обучения "Эйдос", взаимодействуя с институтом, проводит с учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы. 12
Самый масштабный российский проект по обучению учителей интернет-технологиям – "Поколение.ru",– реализуемый Федерацией интернет-образования. Задача федерации – привлечь в Интернет к 2005 году 10 млн молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет (47% российских школьников). Решить ее федерация собирается путем обучения школьных преподавателей работе с интернет-ресурсами. По мысли организаторов проекта, полученный опыт учителя будут распространять среди своих учеников. Два первых учебных центра в рамках проекта "Поколение.ru" уже открыты в Москве и Петербурге. До конца года откроются еще четыре, а к 2004 году региональные учебные центры будут созданы в 50 городах (к этому времени пропускная способность центров достигнет 100 тыс. человек в год). Всего в рамках проекта планируется обучить 276 тыс. учителей.
По
словам министра образования, сейчас разрабатывается
федеральная программа
В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Под
воспитанием понимается целенаправленное
развитие каждого растущего человека
как неповторимой человеческой индивидуальности,
обеспечивание роста и
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.