Воспитание на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Цель работы: описать решение проблемы происхождения воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать роль воспитания в технократической педагогике;
2. раскрыть роль воспитания в гуманистической педагогике;
3. описать решение проблемы воспитания в отечественной педагогике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Роль и цели воспитания на современном этапе 4
1.1. Роль воспитания в технократической педагогике 4
1.2. Роль воспитания в гуманистической педагогике 8
1.3. Решение проблемы воспитания в отечественной педагогике 12
Глава 2. Место и роль системы образования 14
2.1. Эволюция системы образования 14
2.2. Перспектива развития системы образования в России 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

      Главное – душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала.

      Педагогика  неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности  к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах: погоне за наживой и голой утилитарности, – беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель – христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя – забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

      В содержании образования нужно четко  разграничивать «истины разума и  истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над входом в любое учебное заведение».

       1.2. Роль воспитания  в гуманистической  педагогике

 

      Модель  воспитания, в основе которой лежит  направление гуманистической психологии, развивали в 50-60-х годах в США такие ученые, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

      Учитель гуманизма – Карл Роджерс. Родился  в США в 1902 г. В школе, как малоспособный, подвергался унижениям со стороны  учителей, но это только укрепило его  в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.

      Свои  педагогические взгляды К. Роджерс изложил в книге «Freedom to learn for the 80's», где утверждает, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ, facilitate).

      Учителя – создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспитателя-облегчителя. От него требуется только одно – определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чувствами фацилитатора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фацилитатора. Только в этих условиях личность может принять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за него этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтернативные решения.

      К. Роджерса не удовлетворяют следующие  положения традиционной педагогики:

      1. Учитель обладает знаниями, учащийся  ожидает их усвоения.

      2. Основные элементы – уроки и экзамены. Урок – доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.

      3. Учитель является руководителем,  обучаемый – подчиненным. Оба  подчинены школьному руководству.  Контроль всегда направлен вниз.

      В связи с этим К. Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.

      Признавая важность всех линий развития человека – психического, социального, профессионального и т.д., К. Роджерс считает приоритетным направлением собственно личностное развитие, становление «полноценно функционирующей личности» и, в первую очередь – развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции: «Помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».

      Обучение, помогающее человеку быть личностью, это  и есть личностно ориентированное  обучение, или, по Роджерсу, значимое учение.

      Таким образом, К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

      Учителю необходимо опираться на самоактуализирующуюся  тенденцию своих учащихся. «Его обучение должно строиться на том, что ученики  взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они  стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций».

      Результаты  человеко-концентрированного образования  не могут быть, по Роджерсу, оценены  школьными оценками, так как его  критериями является не количество и  даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

      - человек начинает воспринимать  себя по-иному;

      - он более полно принимает себя  и свои чувства;

      - становится более уверен в  себе и автономен;

      - ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

      - он становится более похожим  на человека, которым хотел бы  быть;

      - начинает принимать и понимать  других людей и т. д.

      Сравнение результатов учащихся обыкновенных классов и классов, где были реализованы выделенные К. Роджерсом условия значимого учения, существенных различий в усвоении учебной программы не выявило. Однако оно показало, что ученики, по отношению к которым осуществлялся человекоконцентрированный подход, обладают более высокой личностной адаптацией, выражают большее стремление к освоению знаний сверх учебной программы, более творчески развиты, более ответственны.

      Главными  понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.

      Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

      1. Ученики решают в процессе  учения проблемы, интересующие их  и значимые для них.

      2. Педагог чувствует себя по  отношению к ученикам конгруэнтно,  то есть проявляет себя таким  человеком, как он есть, выражая  себя свободно.

      3. Педагог проявляет безусловное  положительное отношение к ученику,  принимает его таким, каков  тот есть.

      4. Педагог проявляет эмпатию к  ученику – способность проникать  в его внутренний мир, понимать  его, смотреть его глазами,  оставаясь при этом самим собой.

      5. Педагог обеспечивает учащихся  средствами учения (книги, учебники, инструменты, материалы).

      Педагог играет роль фасилитатора, помощника  и стимулятора значимого учения, должен создать психологический  комфорт и свободу ученику, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

      Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному  выбору, предоставив материал для  анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие «приемы» в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, проявление безусловной любви к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

      Гуманистическая педагогика – система научных  теорий, утверждающая воспитанника в  роли активного, сознательного, равноправного  участника учебно-воспитательного  процесса, развивающегося по своим  возможностям.

      Почему  же, несмотря на всю очевидность, привлекательность и продуктивность идей гуманистической педагогики, они так и не овладели пока массовой практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится, пошел.

      С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы  каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

      Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

      Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует  понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

      Гуманизировать  этот процесс означает создать такие  условия, в которых учащийся не может  не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

      Практика  гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:

      1. Дифференциация учебно-воспитательной  деятельности.

      2. Индивидуализация процессов воспитания  и обучения.

      3. Создание благоприятных условий  для развития наклонностей и  способностей каждого воспитанника.

      4. Формирование гомогенных классов и параллелей.

      5. Комфортность учебно-воспитательной  деятельности.

Информация о работе Воспитание на современном этапе