Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:11, курсовая работа
Цель – разработать и доказать эффективность игровых технологий для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии.
Задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть игровые технологии, воспитывающие интерес к учению.
3.Изучить особенности проведения игровых технологий как основного фактора развития ребенка.
4.Разработать урок технологии с применением игровых технологий в общеобразовательной школе.
Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование технологий обучения..6
1.1. Теоретическое обоснование игровой деятельности……………….6
1.2. Характеристика основных видов игровых технологий и их классификация………………………………………………………….…..…..11
Выводы по 1 главе…………………………………………….………..…19
Глава 2. Использование игровой деятельности в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.1. Методика преподавания урока технологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.2. Разработки урока с применением игровых методов обучения. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей» ……………………………26
Вывод по 2 главе……………………………………………………………32
Заключение…………………………………….…………………...…………….33
Литература……………………………………………………………………….35
Затем каждая ученица получает коллекцию образцов хлопчатобумажных тканей и карточки с их названиями: ситец, бязь, фланель, байка, вельвет, сатин. Каждую карточку нужно положить на соответствующий образец. После этого выполнить взаимопроверку в группах.
Следующее задание заключается в определении ткани по описанию, произнесенному вслух учителем. Учитель описывает ту или иную ткань, а ученицы поднимают нужные образцы.
Примеры:
1. Мягкая хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной стороны. (Ответ: фланель.)
2. Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона ее гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса – мелкие, средние и крупные. (Ответ: вельвет.)
В конце экспедиции каждая группа составляет короткий отчет на тему: «Что мы узнали о тканях», который зачитывается вслух.
Тематический кроссворд «Производство ткани» (5 класс)
По горизонтали: 1. Процесс получения ткани из нити (ткачество).
2. Нить состоит из (волокна). 3. Длинная,
непрерывная нить (пряжа).
По вертикали:4. Рабочая профессия на ткацком производстве
(ткач). 5. Нить, которая проходит поперек
ткани (ткач). 6. Не осыпающийся край ткани
(кромка). 7. Нить, проходящая вдоль кромки
(основа).
Обобщающий кроссворд «Технология обработки ткани» (6 класс)
По горизонтали: 1. Им рисуют на доске и на ткани тоже (мел). 2. Портной портит, (утюг) загладит. 3. По краю ткани встречается, никогда не осыпается(каёмка). 4. В ней хранятся иголки (игольница). 5. Шляпа для пальца (наперсток). 6. Веселые сестрицы, нить перебирают, свитер собирают (спицы). 7. Они необходимы для свободы движения (припуск). 8. Нитка с ниткой переплетается, (ткань) получается. 9. «Головастая» иголка для скрепления ткани (булавка).
По вертикали: 1. Застежка – веселая дорожка (молния). 2. У кошки – брюшко, а у иголки – (ушко). 3. Пусто, как в дырявом (котле) 4. Два конца, два кольца, посередине – гвоздик (ножницы). 5. Он бывает стойкой, а также отложной и даже меховой (воротник). 6. Лучшая подруга иголка (нитка). 7. Из волокна получается, никогда не кончается (пряжа). 8. Ее ищут в стоге сена (игла). 9. Работаешь, спустя (рукава).
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребёнка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепление его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учёбе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учёба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребёнка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимся в меньшей степени и медленнее, чем материал, при котором игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приёмов, направленных на изучения урока технологии.
Проведенный нами анализ позволил сделать следующие выводы: важную роль в развитии ребенка играет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Она определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширения его знакомства с окружающей действительностью.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Мы подтвердили выдвигаемую нами гипотезу: развитие детей в процессе игровой деятельности эффективно при условиях:
– систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
– учета возрастных и психологических особенностей детей;
– создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Мы достигли целей поставленных в начале работы. Проанализировав методическую литературу, мы определили значение игры для психологического развития ребенка.
Игра как педагогическая проблема дает еще много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии воспитателей, психологов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Активное введение в игру разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.
Игровая технология удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Игровая деятельность – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей.
Литература
Информация о работе Воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности