Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:11, курсовая работа
Цель – разработать и доказать эффективность игровых технологий для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии.
Задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть игровые технологии, воспитывающие интерес к учению.
3.Изучить особенности проведения игровых технологий как основного фактора развития ребенка.
4.Разработать урок технологии с применением игровых технологий в общеобразовательной школе.
Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование технологий обучения..6
1.1. Теоретическое обоснование игровой деятельности……………….6
1.2. Характеристика основных видов игровых технологий и их классификация………………………………………………………….…..…..11
Выводы по 1 главе…………………………………………….………..…19
Глава 2. Использование игровой деятельности в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.1. Методика преподавания урока технологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.2. Разработки урока с применением игровых методов обучения. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей» ……………………………26
Вывод по 2 главе……………………………………………………………32
Заключение…………………………………….…………………...…………….33
Литература……………………………………………………………………….35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет технологии, изобразительного искусства и профессионального образования
Кафедра педагогики
Курсовая работа на тему:
Воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Оглавление
Введение………………………….……………………………
Глава 1. Теоретико-методологическое
обоснование технологий обучения..6
1.1. Теоретическое обоснование игровой деятельности……………….6
1.2. Характеристика основных видов
игровых технологий и их классификация……………………………………………
Выводы по
1 главе…………………………………………….………..…
Глава 2. Использование игровой деятельности
в общеобразовательной школе…………………………………………………………………
2.1. Методика преподавания урока
технологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………
2.2. Разработки урока с применением игровых методов обучения. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей» ……………………………26
Вывод по 2 главе……………………………………………………………32
Заключение…………………………………….……………
Литература……………………………………………………
Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Игровая технология относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
В игровой деятельности у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В игровой деятельности в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Цель – разработать и доказать эффективность игровых технологий для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии.
Задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть игровые технологии, воспитывающие интерес к учению.
3.Изучить особенности проведения игровых технологий как основного фактора развития ребенка.
4.Разработать урок технологии с применением игровых технологий в общеобразовательной школе.
В исследовании использовались следующие методы:
Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
Объект исследования - процесс воспитания интереса к учению в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - развитие творческого потенциала личности учащихся посредством игровой деятельности.
Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.
Задолго до того, как игровая деятельность стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.
На детскую
игру можно смотреть по-разному. Но есть
законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям.
Согласно одному из них, если какая-то
стадия развития не пройдена полностью,
то следующая будет протекать искажено.
Детство – время игры, и если блокировать
игровые способности ребёнка, не давая
ему наиграться, то на следующих этапах
развития он будет доигрывать недоигранное,
вместо того, чтобы идти вперёд.
Игровой деятельности приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно
Исследование значения игры
Игровая деятельность наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как
полигоне человеческой
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных
изменений в структуру
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь пожеланию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности ограничено входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровая деятельность как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игровой технологии находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных
технологий для освоения
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, проф. ориентационные и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе о роли и значении в нем. Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.
Как нам кажется, отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаём, что эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.
Само слово «технология» происходит от греческих слов – «искусство», «мастерство» и «учение». Поэтому термин « игровая технология» в буквальном переводе означает учение об игровом искусстве, мастерстве.
Информация о работе Воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности