Воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель – разработать и доказать эффективность игровых технологий для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии.
Задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть игровые технологии, воспитывающие интерес к учению.
3.Изучить особенности проведения игровых технологий как основного фактора развития ребенка.
4.Разработать урок технологии с применением игровых технологий в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование технологий обучения..6
1.1. Теоретическое обоснование игровой деятельности……………….6
1.2. Характеристика основных видов игровых технологий и их классификация………………………………………………………….…..…..11
Выводы по 1 главе…………………………………………….………..…19
Глава 2. Использование игровой деятельности в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.1. Методика преподавания урока технологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….20
2.2. Разработки урока с применением игровых методов обучения. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей» ……………………………26
Вывод по 2 главе……………………………………………………………32
Заключение…………………………………….…………………...…………….33
Литература……………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Демченко Анастасии по педагогике.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.

Критерии игровой деятельности: 

1. Игра должна быть рассчитана  на один урок. 

2. Игра не должна быть сложной  для понимания их правил. 

3. Игра не должна морально  устаревать. 

4. Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников. 

5. Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка. 

Для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, разработаны следующие рекомендации: 

 
1. При выборе игровых форм обучения  нельзя спешить и действовать  в одиночку, 

2. Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки. 

3. Необходимо самому убедиться  в эффективности и привлекательности  игры, поиграв с коллегами и  хорошо играющими детьми. 

4. Разработанные игры не стоит  сразу нести в класс. Часто  бывает, что игра останавливается на самом интересном месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами еще раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, еще раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре. 

5. Нигде, никогда и никого нельзя  заставлять играть. Все люди равны  перед арбитром и все должно  быть построено на добровольном  сотрудничестве. 

6. Нельзя себе позволять играть  с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности. 

Методы обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, в их активном движении к моменту педагогической истины – уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками.

Традиционная классификация методов обучения. Выделяется пять основных методов:

- практический;

- наглядный;

- словесный;

- работа с книгой;

- видеометод. 

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно – поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В технологии под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.

Обычно методы классифицируются по определенным признакам. Это позволяет учителю выбрать из классификаций тот метод, который наиболее соответствует конкретной учебной классификации. Наиболее полная классификация методов обучения была предложена академиком Ю. К. Бабанским.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж.

2. Наглядные методы обучения включают в себя иллюстрации и демонстрации. 
3. Практические методы обучения – это упражнения, опыты, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

4. Индуктивные и дедуктивные методы отражают логику процесса передачи учебных сведений учителем учащимся. Сюда, кроме индукции, дедукции, относятся классификация, дифференциация, обобщение, обособление.

5. Репродуктивные проблемно-поисковые методы отражают степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

6. Самостоятельные и несамостоятельные методы  характеризует степень управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование и мотивации интереса к учению включает в себя учебные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций.

2. Стимулирование долга и ответственности в учении включают в себя предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

2. Письменный контроль и самоконтроль включает в себя проведение письменных работ (индивидуальные или фронтальные), письменные зачеты и экзамены, контрольные графические работы, программированный контроль и самоконтроль на бумажных носителях и с использованием ЭВМ.

3. Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные лабораторные работы или контрольные лабораторно-практические работы, контрольные учебно-практические работы, работа на тренажерах.

Методы стимулирования учения, как правило, связаны с содержательным наполнением учебного материала и с организационными формами проведения занятий. 

Введение жизненных ситуаций. Эмоциональный тонус сопереживания содержанию вызывает у учащихся введение в сюжет занятия ситуаций из жизненной практики учителя, учащихся или известных школьникам людей. Например, рассказывая о правилах безопасности труда, можно привести пример травматизма или даже трагедии, когда работник не соблюдал эти правила. Такое дополнение создает эффект сопереживания и надолго запоминается учащимся.

Соревнование. Положительный эмоциональный настрой на учение и успех достигается введением в обучение организационных форм, обеспечивающих соревнование учащихся. Соревнование можно организовать в индивидуальном варианте (каждый за себя); в варианте состязания бригад или двух равных команд. Существует много вариантов соревновательных форм проведения занятий. Это познавательные игры при усвоении теоретического материала (мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов и др.), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием победителей и т.п.

Поощрение и порицание эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработки урока с применением игровых методов обучения. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей»

 

Это занятие проводится после изучения раздела «Материаловедение». Элементы игры позволяют сделать урок нетрадиционным, а использование подготовленных карточек, схем, таблиц – выполнить большой объем учебно-воспитательной работы. Большую часть этих дидактических материалов нужно использовать пи изучении материаловедения.

На обобщающий урок выносится коллекция тканей, оформленных в виде витрины. Здесь лоскуты хлопчатобумажной, льняной, шелковой, шерстяной тканей, тканей из химических волокон, трикотажа, образцы однотонных тканей и с различными рисунками. Кроме того, используется красочно оформленный плакат «Области применения тканей» (одежда, обувь, предметы быта и т.д.). 

Во вступительном слове предлагается ученицам совершить не просто путешествие, а научную экспедицию с целью исследовать историю появления различных тканей. Учитель при этом исполняет роль руководителя, а ученицы становятся его коллегами – «научными сотрудниками». Они делятся на три группы – «творческие лаборатории».

   Экспедиция начинается с экскурсии в прошлое, во время которой сообщается краткие сведения о получении тканей из натуральных волокон и их названия. Например, о том, что шелк впервые стали изготавливать в Китае. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей «крепдешин», которое переводится как «ткань, сделанная в Китае», (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин - Китай).    

Сообщается о ткани в широком спектре и о современных способах ее получения и соединения. «Научным сотрудникам» предлагается составить коллекцию тканей. Каждая групп получает карту – задание и набор образцов тканей. Ученицы должны выбрать из предложенных образцов соответствующие заданию и наклеить их на карту (Рис 1).

 

Шерстяные ткани

 
Образцы тканей

 
Хлопчатобумажные ткани с растительным рисунком 
Образцы тканей

 
Ткани из натурального шелка

 
Образцы тканей


Рис.1 

После выполнения задания карты вывешиваются на доске. В беседе выясняется, по каким признакам были определены те или иные ткани.  

Затем учащимся предлагается заняться исследовательской работой. Каждая ученица получает свой вариант индивидуального задания.

           

Вариант 1. Составить и объяснить схему получения ткани. 

Ответ. Ткань получают из пряжи, пряжу из волокна (или: из волокна получают пряжу, из пряжи ткань).

Вариант 2. Составить схему «Натуральные волокна» из карточек 

Вариант 3. Пользуясь таблицей «Свойства натуральных волокон», выбрать волокна по заданным свойствам и вписать в карточку.

1.    Самое тонкое волокно________________________________________________

2.    Самое короткое волокно______________________________________________

3.    Имеет малую упругость______________________________________________

4.    Гладкое волокно____________________________________________________


 

  Ответ. 1. Шелк. 2. Хлопок. 3. Хлопок. 4. Лен, шелк.

 
Вариант 4. Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон», выбрать ткань по заданным свойствам и вписать в карточку.

1.    Значительной гигроскопичностью обладают______________________________

2.    Большой пылеемкостью обладают______________________________________

3.    Лучше других драпируется____________________________________________


 

 Ответ. 1. Все ткани из натуральных волокон. 2. Шерстяные ткани. 3. Шелковые ткани.

Вариант 5. Разложить последовательно карточки с рисунками (Рис1 Приложение 6).

 

Приложение:

Таблица «Натуральные волокна»

 

волокна, существующие в природе

натуральные волокна



 

растительного происхождения

 

животного происхождения



 

лен

 

стебель растения

 

 

шерсть

волосяной покров животных





 

хлопок

 

пушистые волоски,

покрыв семена растений

 

 

шелк

тонкая

ткань выделяемая гусеницами




 

 

 

 

 

 

 

Последовательность процесса получения изделия:

 

 

Примечание. Такие карточки составлены для всех видов ткани.

После выполнения этой работы в процессе фронтальной беседы учитель просит «сотрудников» поделиться результатами исследований.

Информация о работе Воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности