Воспитание детей в приемной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 06:30, реферат

Краткое описание

Положение о приемной семье включает четыре раздела:
Общие положения
Порядок организации приемной семьи
Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
Материальное обеспечение приемной семьи.

Оглавление

Образование приемной семьи.
Социально-педагогическая деятельность с приемной семьёй.
Психологические проблемы приемных семей.
Родители и дети.

Файлы: 1 файл

воспитание ребенка в приемной семье.docx

— 47.94 Кб (Скачать)

    Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло  помимо вашего желания и без предварительной  подготовки. Что вы испытаете при  этом? Вероятно, ваше состояние будет  близко к шоковому, и вы будете растеряны.

    Попадая в новые условия, усыновленный (приемный) ребенок и его новые родители будут испытывать примерно такие  же состояния, которые называются адаптацией - процессом привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.

    Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой  обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

    Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой  жизни. Если ребенок до усыновления  жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую  жизнь прожил в доме ребенка, а  затем в детском доме, иначе  будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у  каждого при этом будет разное. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

    Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог  вашего дома, ребенок  захотел в нем  остаться?

    Прежде  всего, нужно сделать так, чтобы  ребенка ничего не испугало, не вызвало  отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный  запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок  никогда его не видел. Ребенок  может испугаться лифта и отказаться подняться на нем и т.п.

    Вероятнее всего и реакция на членов семьи  у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как  к папе, так и к маме. Чаще всего  ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни - предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Почему это  происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить  свои чувства. Возможно, ему понравились  внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда), или женщина своим обликом  напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине потому, что ему в доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины  стали привычнее и ближе, а  мужчины пугают.

    Но, несмотря на эти различия, в поведении детей  можно отметить некоторые общие  закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно  меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой  обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых  условиях имеется несколько стадий.

    Первую  стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

    Вы  заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться  на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что он иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает "как тебя зовут", "а что это" помногу раз. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит либо потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И в то же время, довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить. 

    Вторую  стадию можно определить как «Возврат в  прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

    В эти  месяцы часто обнаруживаются психологические  барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и  привычек ребенка.

    У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется  свой идеал семьи, в каждом живет  ожидание папы с мамой. С этим идеалом  связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка  времени, оставляют наедине с  самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

    У многих взрослых, столкнувшихся с этими  проблемами, не хватает сил, а главное  терпения дождаться пока ребенок  сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные  отношения и выбирать нужный стиль  общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так  воспитывали, часто терпят поражение.

    Третья  стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то покидает их игры, выбирает компании близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

    Он  чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.

    Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем  образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они  так долго были, почему так долго  его искали? Если ребенок чувствует  хорошее отношение к себе, возникает  привязанность к родителям и  ответные чувства. Он без труда выполняет  правила и правильно реагирует  на просьбы. Проявляет внимание и  интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

    Приемные (усыновленные) дети в своем поведении  уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как  правило, отражают кризисные этапы  возрастного развития, через которые  проходит каждый ребенок.

    Если  же родители не смогли найти путь к  сердцу ребенка и установить доверительные  отношения, то усугубляются прежние  недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного  внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних  воздействий.

    Адаптация приемных родителей

    Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены  в себе, в том, что готовы к решению  всех проблем, готовы любить ребенка  таким, какой он будет. Иллюзии и  некоторая эйфория, уверенность  в том, что хватит сил для преодоления  всех препятствий и преодоления  трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства  новых родителей. Почти все уверены  в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно  использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это  характерно для тех родителей, которые  были успешны в воспитании собственных  детей, и смогли создать атмосферу  тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка - это  серьезное испытание для всей семьи. Ведь у приемных родителей  нет ни каникул, ни отпусков, они  не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный  ребенок. А что говорить, когда  в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и  непростого характера.

    Поэтому примерно через месяц картина  семьи несколько изменяется. В  ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?», большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Негативные эмоции, в основном, связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций, которые отражаются на налаженном быте семьи.

    Многие  матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок  отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять  иные дисциплинарные меры, искать новые  способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). В  тех семьях, где есть собственные  дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку также  как к своему собственному. Они  вынуждены делать ему поблажки, жалеть его и потакать капризам. Вот высказывание одной из женщин: «Я стараюсь не делать ему явных поблажек, но приходится жалеть его, ведь ему так же трудно привыкать к нам, как и нам  к нему. Может быть, я балую  его, потому что иногда «не замечаю» того, что своим детям я бы никогда  не спустила». Поняв, что приемный ребенок  совсем не такой как собственные  дети, родители стараются сделать  максимально возможное для блага  его и всей семьи.

    Но  пока очень незначительная часть  приемных матерей выражает разочарование  своей новой ролью. И, хотя они  подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее «сдаваться» они  пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с  оптимизмом смотрят в будущее.

    В основном, после первого месяца совместного  проживания матери выражают положительное  отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что  привыкание проходило нелегко.

    Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более  уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма  хорошую». Они более уверены в  своих силах, им удалось найти  свои собственные способы доверительного общения с усыновленным ребенком. Отмечают также значительные изменения  у ребенка в лучшую сторону.

    Но  есть семьи, в которых отношения  с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование  в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала  сопровождается стрессовым состоянием матери.

    Появление нового ребенка негативно сказывается  на взаимоотношениях между членами  семьи. Например, ребенок действует  на нервы мужу, и он отказывается иметь с ним какие-либо взаимоотношения. Ребенок может проявлять избирательность, отдавать предпочтение одному члену семьи, например, отцу, отвергая мать. Приемный ребенок может оказывать негативное влияние на имеющихся в семье детей или способствовать возникновению между детьми конфликтных отношений (ревность, соперничество). Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных. « Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», - делится одна из матерей.

    В целом, через 3 месяца существования такой  семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны  энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что  объясняется разными ролями родителей  в жизни семьи.

    Решающим  в жизни семей является 6 месячный период. Удовлетворение от своей новой  роли в большой степени зависит  от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечении 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.

Информация о работе Воспитание детей в приемной семье