Внутришкольное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.

Файлы: 1 файл

КР Внутришкольное управление.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

К процедуре педагогического  мониторинга предъявляются определенные организационно-методические требования: параметры отслеживания и набор  показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными  в течение установленного периода; критерии мониторинговых исследований должны носить оценочный характер; регулярно, с определенной периодичностью, набор показателей и критериев  оценки качества образовательного процесса должен корректироваться.

Для успешного внедрения  педагогического мониторинга в  практическую деятельность школы обязательно  соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

1 этап - подготовительный: постановка  цели; определение объекта; установка  сроков проведения; изучение соответствующей  литературы; изучение имеющегося  педагогического опыта; разработка  инструментария для проведения  мониторинга.

2 этап - практическая часть  мониторинга: сбор информации.

К методам сбора, обработки  и накопления информации относятся: экспертный опрос, наблюдение, анализ документации, посещение уроков, контроль, анкетирование, тестирование.

3 этап - аналитический: систематизация  полученной информации; анализ имеющихся  данных; разработка рекомендаций  на последующий период.

Главным инструментом мониторинга  является педагогическая диагностика (с греческого "распознавание").

В настоящее время существуют самые различные диагностические  методики. Педагогическую диагностику  мы рассматриваем как теорию и  практику постановки диагноза с целью  прогноза дальнейшего состояния  объекта изучения и принятия решения  о возможностях воздействия на данное состояние.

Функционирование системы  диагностики связано с решением конкретных задач. Диагностика может  быть направлена на выявление исходного (начального) состояния, что в дальнейшем позволит определить "прирост" знаний, проанализировать динамику процесса обучения. Она может ставить задачу выявления  динамики образовательного развития каждого  обучаемого, сопоставления реальных результатов с запроектированными на отдельных этапах образовательного процесса. Диагностика, осуществленная в конце четверти (триместра, полугодия, года, всего курса), направлена на оценку результативности работы как учащихся, так и самого учителя за этот период.

Цель школьного мониторинга  заключается в том, чтобы стимулировать  работу школьного коллектива и каждого  его члена по повышению качества образования, облегчить принятие управленческих решений; оценивать результаты учительской  и ученической деятельности, проводить  своевременный анализ и корректировку  образовательного процесса.

Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления.

Сбор, обработка и хранение информации входят в этапы внутришкольного контроля.

Назовем основные формы сбора  информации:

Тематический контроль. Цель: Глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной  программы и/или изучение системы  работы учителя в границах учебной  темы.

Фронтально-обзорный контроль. Цель: Пилотажное изучение коллектива учащихся и/или работы группы учителей, всех педагогов по общим вопросам.

Сравнительный контроль. Цель: Параллельное изучение личности учащихся, классов и/или работы отдельных  учителей.

Персональный контроль. Цель: Всестороннее изучение личности конкретного  ребенка и/или системы профессиональной деятельности отдельного педагога.

Классно-обобщающий контроль. Цель: Изучение качества знаний, умений учащихся и/или качества преподавания в конкретном классе.

Предметно-обобщающий контроль. Цель: Изучение знаний, умений учащихся и/или качества преподавания по отдельным  учебным курсам.

Комплексно-обобщающий контроль. Цель: Всестороннее изучение учащихся и/или работы учителей в конкретном классе, параллели, ступени обучения.

Оперативный контроль. Цель: Изучение неожиданно возникших проблем  в образовательном процессе.

Для сбора и обработки  информации возможно использование  метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного  процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике широко используются социологические методы сбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение; беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяют проверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Метод тестирования. Тест (анг. - проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов.

Тестовая методика позволяет  получать более объективные и  точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.

Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного  анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

 

По структурным признакам  могут быть:

1. закрытые тесты и  тесты со свободно конструируемым  ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным  выбором ответа;

3. тесты на скорость  и на сложность, состоящие из  все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и  обработкой ответов с помощью  ЭВМ и без них.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие проверяющим изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний.

Различаются несколько видов  наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или проверяющий или факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока.

К разновидностям наблюдений относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность проверяющего воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников образовательно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.

Хранение материалов наблюдения фиксируются с помощью таких  средств, как протокольные, дневниковые  записи, видео-кино-регистрации, фонографические  записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет  обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Беседа, анкетирование, интервьюирование - это общеизвестные разновидности  опросных методов. Беседа - диалог проверяющего с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы "в лоб", вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу беседы метод интервью. Здесь проверяющий как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых проверяющим у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти проверяющего. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения  и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе  заполненных анкет проверяющим при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес проверяющей организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без  сопровождающих готовых ответов  на выбор испытуемого. Анкета закрытого  типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры  анкеты, ее предварительное испытание  путем так называемого "пилотажа", т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в  опрос, так и степенью сложности  и громоздкости содержания анкеты. Обработка "вручную" производится путем подсчетов типов ответов  по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

Поскольку с помощью анкет  можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки.

Количественная обработка  может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных  ответов, полученных по каждому вопросу  анкеты.

При проведении экспериментальной  проверки в разных местах большую  наглядность этим данным придает  сведение их в общие таблицы.

Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев  заметного совпадения, разнобоя в  данных, разброса.

Метод педагогического эксперимента. Под педагогическим экспериментом  понимается метод исследования, который  используется с целью выяснения  эффективности применения отдельных  методов и средств обучения и  воспитания.

Для педагогического эксперимента характерно, что проверяющий активно  включается в процесс возникновения  и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать.

В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного  наблюдения эксперимент позволяет  целенаправленно изменять условия  педагогического воздействия на испытуемых.

При проведении эксперимента необходимо учитывать множество  характеров, особенностей воспитания и способностей учащихся, а также  особенности учителей, общественные идеалы, и даже быстро меняющуюся моду, так как ее влияние на поступки молодежи очень велико. В педагогическом эксперименте объект исследования может  сознательно помогать или сопротивляться экспериментатору. В этот состоит  основное отличие педагогического  эксперимента от физического, биологического или инженерного.

Информация о работе Внутришкольное управление