Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:51, контрольная работа
Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.
Введение
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических
средств и компьютеризации
Цели и задачи.
Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.
Исходя из цели работы, основными задачами являются:
1. Рассмотреть сущность
и основные принципы
2. Рассмотреть школу как педагогическая система;
3. Изучить мониторинг
как система сбора, обработки,
хранения информации об
4. Проанализировать методики сбора, обработки и хранения педагогической информации.
Основы управления педагогическими системами.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.
Теория управления школой
существенно дополняется
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.
Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора в практической деятельности. К основным принципам относятся:
- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
- системность и целостность в управлении;
- рациональное сочетание
централизации и
- единство единоначалия и коллегиальности;
- объективность и полнота
информации в управлении
- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации.
Системность и целостность
в управлении. Понимание системной
природы педагогического
Системный подход в управлении
школой побуждает руководителя иметь
ясное представление о школе
как системе, ее основных признаках,
составляющих эту систему в целостности,
что и является ее (системы) первым
признаком. Однако в управлении школой
важно видеть не только ее основные
части, но и те связи и отношения,
которые возникают, складываются или
разрушаются между этими
Рациональное сочетание
централизации и
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Объективность и полнота
информации в управлении педагогическими
системами. Эффективность управления
педагогическими системами в
значительной мере определяется наличием
достоверной и необходимой
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических
средств и компьютеризации
В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:
по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная.
Формирование информационных
банков данных, технологий их оперативного
использования повышает научную
организацию управленческого
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система
является самостоятельной развивающейся
и управляемой целостностью, состоящей
из ряда компонентов. Управление педагогической
системой, с одной стороны, сохраняет
ее целостность, с другой - позволяет
изменять, влиять на действие отдельных
ее компонентов. Функционирование педагогической
системы, таким образом, направлено
на достижение целей, обусловленных
потребностями общества, которые
должны быть достигнуты в строго определенное
время (9 - 11 лет). Цели определяют содержание
педагогической системы, которое, в
свою очередь, предполагает многообразие
форм и методов ее реализации. Функционирование
педагогической системы возможно при
соответствующих социально-