Внутришкольное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.

Файлы: 1 файл

КР Внутришкольное управление.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

Введение

 

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации.

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются  с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.

С внедрением технических  средств и компьютеризации существенно  сократились сроки сбора и  обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены  на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

 

Цели и задачи.

Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки  и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.

Исходя из цели работы, основными  задачами являются:

1. Рассмотреть сущность  и основные принципы управления  педагогическими системами;

2. Рассмотреть школу как  педагогическая система;

3. Изучить мониторинг  как система сбора, обработки,  хранения информации об образовательной  системе;

4. Проанализировать методики  сбора, обработки и хранения  педагогической информации.

Основы управления педагогическими системами.

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально  и необходимо не только в области  технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование  объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в  данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области  или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа  как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.

Традиционное представление  о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Теория управления школой существенно дополняется теорией  внутришкольного менеджмента Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.

Любая деятельность, в том  числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и  руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных  функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу  основных закономерностей специалисты  внутришкольного управления относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

Вытекающие из закономерностей  управления принципы управления выступают  в качестве основных положений, ориентирующих  руководителя, директора в практической деятельности. К основным принципам  относятся:

- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;

- системность и целостность  в управлении;

- рациональное сочетание  централизации и децентрализации;

- единство единоначалия  и коллегиальности;

- объективность и полнота  информации в управлении педагогическими  системами;

- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.

Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации.

Системность и целостность  в управлении. Понимание системной  природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для  эффективного управления им.

Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь  ясное представление о школе  как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или  разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают  в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, а во втором - школа подчиняет среду для достижения своих целей.

Рациональное сочетание  централизации и децентрализации. История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация  неизбежно ведет к усилению администрирования  в управлении. Централизация в  управлении сковывает инициативу руководителей  нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями  принимаемых без их участия и  желания решений. В условиях односторонней  централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.

Единство единоначалия и  коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление  субъективности, авторитаризма в  управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки  зрения, провести их обсуждение и принять  оптимальное решение. Коллегиальность  вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена  коллектива за порученное дело.

Объективность и полнота  информации в управлении педагогическими  системами. Эффективность управления педагогическими системами в  значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе  и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между  педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии  системы и окружающей среды.

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются  с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.

С внедрением технических  средств и компьютеризации существенно  сократились сроки сбора и  обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:

по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;

по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную  организацию управленческого труда.

 

Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система  является самостоятельной развивающейся  и управляемой целостностью, состоящей  из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет  ее целостность, с другой - позволяет  изменять, влиять на действие отдельных  ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных  потребностями общества, которые  должны быть достигнуты в строго определенное время (9 - 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в  свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при  соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем  достигнутых результатов.

Информация о работе Внутришкольное управление