Внутришкольное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является - определение методик сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.

Файлы: 1 файл

КР Внутришкольное управление.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

Отражая диалектическую природу  педагогических явлений, их целостный  характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты - управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и коррегированием.

Рассмотрение школы как  педагогической системы и объекта  управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и  использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Системообразующие факторы педагогической системы. Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Социально-педагогические и  временные условия функционирования педагогической системы. Под социально-педагогическими  условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении школой принято выделять, как минимум, две группы условий: общие и специфические. К общим  условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим - особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы (городская или сельская); материальные возможности школы; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех взаимосвязанных  периодов, обусловленных особенностями  возрастного, индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное  общее - I - III (IV) классы; основное общее - IV (V) - IX классы; среднее (полное) общее  образование - X (XI) классы), охватывающих в общей сложности одиннадцать  лет совместной работы школы и  ученика. Каждая ступень общего образования  решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых  количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые  качественные личностные образования. Переход от одной ступени обучения к другой является значительным скачком  в индивидуально-личностном развитии.

Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.

Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному  или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных  компонентов педагогической системы  школы является деятельность педагогического  коллектива и его руководителей  или управляющей системы.

Анализ практики и специальных  исследований показывает, что коллектив  педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии  расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней  управляющей системы. Структура  управляющей системы большинства  школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным  органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители  директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный  за организацию общественно-полезного  труда, помощник директора школы  по административно-хозяйственной  части.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие  управленческие функции по отношению  к учащимся и родителям, кружкам  в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень - учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Основное место в управляемой  системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно  выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив  и классные коллективы. По горизонтали  управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими  объединениями, кружками, бригадами  и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно  полезной), в которых участвуют  школьники.

Содержание как структурный  компонент целостного педагогического  процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением - гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или  общеобразовательной школой.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и  информационное единство системы. Поэтому  наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки  информации, проведения диагностики  индивидуального развития, коррекции  и др.

Таким образом, выделение  системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки каждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.

Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В  основе функциональных компонентов  лежат и устойчивые базовые связи  основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррегирование - отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

 

Методики сбора, обработки, хранения информации в интересах  повышения эффективности внутришкольного управления

Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.

Одним из эффективных методов  получения объективной, развернутой, сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательного процесса, наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля, становится мониторинг (регулярное, протяженное во времени отслеживание).

Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное  наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим  параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние  социальной среды.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или  отдельных ее элементах, ориентированная  на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии  объекта в любой момент времени  и дающая прогноз его развития.

Объектами мониторинга выступают  как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные  аспекты деятельности, знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг: эффективности  образовательного процесса, действенности  внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровень развития обучающихся и состояния успеваемости, качества знаний, умений и навыков, качества преподавания предмета, анализа конечных результатов функционирования школы.

Мониторинг это не просто контроль, не просто диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей  регулярности, строгой направленности на решение задач управления и  высокой технологичности.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет  осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Одним из перспективных средств  совершенствования образовательного процесса становится педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг можно представить как диагностику  состояния и качества функционирования образовательной системы. Как и  любая диагностика, она предполагает: во-первых, отбор тех направлений  и аспектов, по которым будут проводиться  исследования и анализы; во-вторых, разработку критериев оценки каждого  из аспектов и способов их измерений; в-третьих, проведение отслеживания качества функционирования образовательной  системы по каждому критерию и, наконец, обобщенный анализ полученных данных и принятие решения.

Под понятием технологии педагогического  мониторинга понимается последовательность действий и система процедур, используемых службой мониторинга для экспертизы качества деятельности школы. Внедрение  системы педагогического мониторинга  в практику школы позволяет предполагать, что предметом педагогического  мониторинга станет педагогическая система в целом, в которой  можно выделить несколько крупных  блоков.

К первому блоку относится  все, что касается личности школьника: уровень развития; уровень учебных  достижений; уровень воспитанности; уровень здоровья.

Второй блок охватывает непосредственно  образовательную систему: учебные  планы; образовательные программы; реализуемые педагогические технологии; психологические основы образовательного процесса; качественные показатели работы учебной деятельности школы.

К третьему блоку относится  информация о педагогическом коллективе: его качественная характеристика; уровень  профессиональной компетентности педагогических кадров; эффективность школьной системы  повышения квалификации.

Внедрение системы педагогического  мониторинга в школьную практику позволяет рассмотреть все явления  школьной жизни через призму педагогического  анализа, идет постоянный процесс соотнесения  результатов с поставленными  задачами, корректируются все виды управленческой деятельности и выявляются пути и условия повышения эффективности  и качества целостного педагогического  процесса. Таким образом, мониторинг становится средством управления реформированием  развития школы.

Информация о работе Внутришкольное управление