Внешкольная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Важнейшей особенностью национальной системы образования является сохранение и развитие внешкольного воспитания и обучения, которое призвано обеспечить детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, предоставить возможности для реализации их потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении.

Файлы: 1 файл

Внешкольная работа.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

Белорусский государственный педагогический университет  им. М. Танка

Факультет ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Королёва Яна Олеговна

Система внешкольных  учреждений в Республике беларусь

Реферат студента l курса группы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск-2011г.


Важнейшей особенностью национальной системы образования является сохранение и развитие внешкольного воспитания и обучения, которое призвано обеспечить детям и молодежи равный доступ к  различным областям творческой деятельности, предоставить возможности для реализации их потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении.

Основное число Учреждений внешкольного воспитания и обучения (далее – УВВиО) составляют многопрофильные центры, дома, дворцы детского творчества. Их насчитывается 177. Как правило, они наиболее крупные (с учетом количества учащихся, занимающихся в объединениях по интересам, в этих учреждениях образования). Например, это Минский государственный Дворец детей и молодежи (более 8 тысяч учащихся), учреждение “Дворец внешкольной работы “Золак” Заводского района г. Минска (6,5 тысяч учащихся), Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (более 3 тысяч учащихся), областные внешкольные учреждения (около 2-3 тысяч учащихся). Имеются также профильные внешкольные учреждения: технического творчества – 29; эколого-биологической деятельности – 25; туристско-краеведческой деятельности – 55. С 2001 года в системе внешкольного воспитания и обучения страны действуют объединения по организации внешкольной работы с детьми и подростками, которые были образованы путем слияния существующих УВВиО (Витебское областное объединение по внешкольной работе с детьми и подростками, центр внешкольной работы управления образования Могилевского облисполкома). К УВВиО национальной системы образования относятся и другие учреждения образования: детские парки, клубы моряков и речников и т.д. Всего таких учреждений образования – 55. Пять УВВиО имеют республиканский статус: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Республиканский центр технического творчества учащихся, Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи, Республиканский экологический центр детей и юношества, Республиканский дом учащихся и работников учреждений профессионального образования.

Самые высокие показатели занятости учащихся учреждений дневной  формы обучения наблюдаются в  объединениях по интересам внешкольных  учреждений г. Минска и Могилевской  области (соответственно 47,5 % и 45,4%). Наименьшие показатели занятости учащихся отмечены в объединениях по интересам внешкольных  учреждений Брестской и Гомельской областей (соответственно 24,8 % и 26,2%). В  этих регионах есть районы, в которых  занятость учащихся остается на уровне менее 20% (по Брестской области: Столинский район – 9,3%, Лунинецкий район – 13,3%, г. Пинск 12,1%, в Ленинском и Московском районах г. Бреста внешкольных учреждений нет; по Гомельской области: Речицкий район  – 19,23%).

Наибольшее развитие в  системе внешкольного воспитания и  обучения получили объединения по интересам, связанные с различными видами художественного  творчества. Меньше всего объединений  по интересам эколого-биологического и туристско-краеведческого направлений. В г. Минске охват детей такими видами деятельности остается самым  низким по сравнению с другими  регионами страны.

Большая работа по совершенствованию  внешкольного воспитания и обучения проводится управлением образования  Гродненского облисполкома, отделами образования Барановичского горисполкома Брестской области, Бешенковичского  райисполкома Витебской области, Калинковичского  райисполкома Гомельской области, Слуцкого и Солигорского райисполкомов Минской  области, Белыничского райисполкома Могилевской  области, Заводского и Московского  района г. Минска.

В Гродненской, Минской, Витебской  областях и г. Минске к участию  в реализации различных учебно-воспитательных программ и проектов деятельности УВВиО  широко привлекаются другие учреждения образования, региональные службы министерств  и ведомств, общественные объединения  БРПО и БРСМ, музеи, средства массовой информации, предприятия и др. Важную роль в организации учебно-воспитательного  процесса УВВиО играют учебно-воспитательные (образовательные) программы:

  • программы, разработанные и утвержденные в УВВиО разных уровней;
  • программы, разработанные республиканскими внешкольными учреждениями и рекомендованные в качестве типовых ;
  • программы, разработанные в системе Министерства культуры ;
  • программы, разработанные в системе Министерства спорта и туризма;
  • программы для специализированных школ.

Больше всего издано программ для объединений по интересам  технического и декоративно-прикладного  профилей. Менее всего – для  объединений по интересам художественного  профиля (оркестры, хоры, вокальные  группы и ансамбли, все виды танцевального  и театрального искусства, фольклорные  коллективы). Среди проблем, связанных  с программным обеспечением УВВиО, участники мониторинга отмечают отсутствие единых требований и критериев  при создании программ, а также  четкой процедуры утверждения учебно-воспитательных программ УВВиО.

Более продуктивное участие  при разработке учебно-воспитательных программ и программно-методического  обеспечения для внешкольных  учреждений призван принять создаваемый  в Национальном центре художественного  творчества детей и молодежи республиканский  научно-методический центр развития системы внешкольного воспитания и  обучения.

Методические службы областных  внешкольных учреждений являются сегодня  координационными центрами в своем  регионе. Повсеместно созданные  в них методические кабинеты активно  способствуют формированию единого  методического и информационного  пространства системы внешкольного воспитания и обучения.

В каждом крупном районном внешкольном учреждении существует своя модель методической службы, наиболее точно соответствующая его специфике  и нацеленная на реальную помощь педагогам  и детям. Примерами эффективных  моделей деятельности таких методических служб являются: в Гродненской  области – Сморгонский Дом  детей и молодежи, в Гомельской области – Рогачевский центр  внешкольной работы, в Брестской  области – Брестский городской  центр внешкольной работы, в Витебской  области – Полоцкие районный и городской объединения внешкольной работы, в Могилевской области – Детско-юношеский центр путешествий и краеведения “Бабраня”.

Минский государственный  Дворец детей и молодежи (далее  – МГДДиМ) инициировал создание лаборатории по проектированию образовательных  программ, проведение двух городских  конкурсов, по итогам которых издано 5 сборников образовательных программ. Проведенная целенаправленная работа МГДДиМ привела к качественному  обновлению программно-методического  обеспечения внешкольного воспитания и обучения в столичных учреждениях. В результате созданы единый электронный  банк образовательных программ Дворца, который включает 251 программу; электронная  база данных по образовательным программам внешкольных учреждений столицы, состоящая  из 1699 таких образовательных программ; формируются учебно-методические комплексы  к образовательным программам; осваиваются  новые виды методической продукции (учебно-методический фильм, электронный  урок и др.).

Повышается уровень содержания и качество представляемых УВВиО  на республиканскую выставку научно-методической литературы и педагогического опыта  работ, увеличивается их количество. Важнейшим направлением работы УВВиО  является развитие творческих и интеллектуальных способностей одаренных детей. Наряду с традиционными, сложившимися и  действующими объединениями по интересам (студиями изобразительного искусства, разнообразными танцевальными, вокальными и инструментальными коллективами, кружками авиа- и судомоделистов, картингистов, юных туристов) получили дальнейшее развитие новые, пользующиеся особой популярностью  у детей: интернет-центры, детско-юношеские  телестудии, студии фитодизайна, школы-студии раннего развития и др.

Действенный опыт накоплен в работе учреждения внешкольного воспитания и обучения г. Светлогорска “Центр внешкольной работы” Гомельской области (далее – Центр). Главной  целью Центра является подготовка детей  к активной полноценной жизни  в условиях современного информационного  общества, организация обучения и  досуга всей семьи. Обучение в Центре ведется по программам, рассчитанным на детей разного возрастного  уровня подготовки. Большое внимание уделяется языкам программирования, где обучение направлено на совершенствование  алгоритмического и логического  мышления учащихся. Немало часов уделяется  изучению иностранных языков: английского, немецкого, итальянского. Два сотрудника Центра директор, Сидоренко Р.С., и  заведующий отделом информационных технологий, Клименок Е.В., владеют европейским  сертификатом ECDL.

Центр хорошо оснащен оборудованием. Он имеет 51 современный компьютер, всевозможное периферийное оборудование, интерактивные  доски, цифровые проекторы, DVD, Интернет и т.д., что обеспечивает высокую  результативность его работы. УВВиО  принимают самое активное участие  в реализации государственных программ “Одаренные дети” и “Молодые таланты  Беларуси” на 2006 – 2010 годы.

Показателями результативности работы учреждений внешкольного воспитания и обучения являются итоги участия  их воспитанников в различных  конкурсах, олимпиадах, на фестивалях, соревнованиях.

В 2006 году в Центре технического творчества учащихся г. Калинковичи (Гомельская область) введен в строй единственный в стране полный комплекс спортивных сооружений для проведения соревнований по автомодельному спорту (автомобильный  кордодром, трасса для радиоуправляемых моделей).

В 2007 году в Малоритском  районе (Брестская область) открыта  станция детско-юношеского туризма  и краеведения, в пос. Сокол (Октябрьский  район г. Минска) – центр детского и молодежного творчества.

Здание бывшего кинотеатра в Железнодорожном районе г. Витебска после капитального ремонта передано для размещения центра внешкольной  работы, который в настоящее время  одним из лучших в стране. В ближайшее  время после капитального ремонта  вступит в строй здание для  размещения учреждения внешкольной  работы в Докшицком районе Витебской  области. Проблемным является на сегодняшний  день несоответствие современным требованиям  качества компьютерной техники в  УВВиО. Менее трети внешкольных  учреждений страны обеспечены компьютерными  классами, многие из которых морально устарели. Несмотря на постановление  Министерства образования от 29.07.2005 № 69, не открыты сайты внешкольников  в системе Интернет управлениями образования Витебского, Гродненского, Могилевского, Минского облисполкомов. У большинства УВВиО отсутствует  электронная почта.

В последние годы предприняты  конкретные меры по укреплению материально-технической  базы республиканских внешкольных  учреждений.

Заметно активизировалась международная  деятельность внешкольников страны. В 2006 году реализованы 2 проекта, которые  финансировались из бюджета Союзного государства Беларуси и России: слет юных туристов городов-героев (май) и  слет юных экологов Беларуси и России (июль). Финансирование этих мероприятий  составило более 55 млн. белорусских  рублей. В 2007 году юные туристы Беларуси примут участие в III международном  слете юных туристов Беларуси и России, который состоится на территории Псковской области (Российская Федерация). В 2006 году на базе Республиканского экологического центра детей и юношества проведена  Международная научно-практическая конференция “Экологическое образование  как условие устойчивого развития”, участниками которой стали педагоги Германии, России, Украины, Беларуси, Болгарии. Итоговые материалы названного мероприятия  используются педагогами Беларуси в  работе для определения путей  дальнейшего развития экологического воспитания и обучения в национальной системе образования нашей страны.

По приглашению немецкой стороны организацию работы Берлинского  Дворца детского творчества в 2005 году изучала группа руководителей внешкольных  учреждений Беларуси.

Дважды, на протяжении 2005 и 2006 годов, педагоги внешкольных учреждений Беларуси принимали своих коллег из Украины. В марте 2006 года руководителями ряда внешкольных учреждений страны изучался опыт организации работы в  Санкт-Петербургском государственном  Дворце творчества юных.

В 2007 году в г. Минске состоялся международный семинар членов Президиума Международной организации EAICY (Европейская ассоциация учреждений свободного времени), в котором приняли участие представители 12 стран СНГ и Европы. Важным моментом развития УВВиО является информирование широких слоев населения об услугах, предоставляемых ими, связь со средствами массовой информации.

Этому способствует проведение республиканской недели учреждений внешкольного воспитания и обучения. Открытие такой недели в 2005 году состоялось в г. Минске в Центральном детском  парке имени А.М.Горького, в 2006 году – в г. Витебске на площадке известного Летнего амфитеатра, центральном  месте проведения фестиваля “Славянский  базар”. Мероприятия Недели широко освещаются в региональных средствах  массовой информации, на радио, телевидении. С 5 сентября 2006 года на сайте Министерства образования в разделе “Уровни  образования” открыт новый подраздел  “Внешкольное воспитание и обучение”. Любой пользователь, имеющий выход  в Интернет, может узнать телефоны и адреса всех внешкольных учреждений страны, получить информацию об их деятельности с их собственных сайтов, узнать о фестивалях и конкурсах, проводимых как на республиканском, так и  на международном уровнях, познакомиться  с документами, регламентирующими  деятельность этих учреждений.

Информация о работе Внешкольная работа