Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:20, реферат
Важнейшей особенностью национальной системы образования является сохранение и развитие внешкольного воспитания и обучения, которое призвано обеспечить детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, предоставить возможности для реализации их потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении.
В соответствии с Программой с 2006 года начал выходить новый журнал “Юны тэхнік-вынаходнік”, который уже завоевал популярность и стал настольной книгой для ребят. Информация о проведении многих мероприятий внешкольных учреждений отражается на страницах периодического издания “Настаўніцкая газета”.
В учебно-воспитательной работе учреждений внешкольного воспитания и обучения широко используются инновационные методы и формы работы. К примеру, в соответствии с приказом Министра образования от 11.07.06 на базе Республиканского экологиечского центра детей и юношества организована инновационная деятельность по внедрению модели актуального воспитания и обучения детей в области окружающей среды и устойчивого развития. Опыт повышения кадров по данной тематике заслуживает внимания и дальнейшего распространения для развития педагогических услуг в других внешкольных учреждениях.
Многие внешкольные учреждения имеют свои печатные издания: “Туристско-краеведческий вестник” - Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи; “Родник” - Брестский областной Дворец творчества детей и молодежи; методическую серию “Методист” и “Лидер” - Гродненский государственный Дворец детей и молодежи и т.д.
Внешкольники страны стали одними из главных организаторов республиканской акции учащейся молодежи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, целью которой является совершенствование деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитатнию детей и учащейся молодежи путем их активного включения во всестороннеее изучение истории, культуры и природы своей малой родины, родного края. Акция стала популярной у детей и педагогов страны, в каждом учреждении образования размещены стенды о ее проведении. Организационное и информационно-методическое сопровождение акции осуществляет Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи. По итогам республиканского этапа акции в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи и Республиканском центре технического творчества учащихся организованы выставки лучших работ юных художников и фотографов, в газете “Раніца” публикуются стихи, литературные зарисовки о родном крае победителей литературного конкурса.
В соответствии с Государственной программой “Молодые таланты Беларуси” на 2006 – 2010 годы открыты на базе общеобразовательных школ объединения по интересам в сельской местности, прежде всего в агрогородках. Таким образом, снимается проблема подвоза детей и расширяются возможности участия сельских ребят в творческих занятиях.
В сельской местности есть
все необходимое для развития
туристско-краеведческой и
Вместе с тем остается
слабым уровень материально-
За последние 10 лет для УВВиО в стране (кроме Дворца молодежи и школьников в Заводском районе г. Минска) не построено ни одного нового здания. Здание, в котором размещается Гомельский государственный областной центр технического творчества учащихся, построено в 1906 году и на сегодняшний день требует капитального ремонта.
Учреждениям внешкольного воспитания
и обучения зачастую передаются здания
общеобразовательных школ, других учреждений
образования без
Актуальной проблемой остается подготовка педагогических кадров для работы во внешкольных учреждениях. Отдельные средние специальные педагогические учебные заведения (Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С.Выготского, Рогачевское государственное педагогическое училище, Лидский колледж учреждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы” и др.), высшие учебные заведения (Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины, Мозырский государственный педагогический университет имени Ивана Шамякина, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и др.) ведут подготовку кадров для системы внешкольного обучения и воспитания с получением дополнительной специальности, но этого недостаточно.
Сдерживающим фактором развития системы внешкольного воспитания и обучения является недостаточная разработанность нормативной правовой базы. Ощущается потребность в подготовке положения о деятельности объединений по интересам по месту жительства, положения о проведении туристских походов учащимися, других документов.
Следует более укреплять
всестороннюю связь внешкольных
учреждений с семьей, школой, учреждениями
других министерств и ведомств, правоохранительными
органами, активнее привлекать к занятиям
в объединениях по интересам детей-сирот,
детей, находящихся в социально
опасном положении, нуждающихся
в государственной защите. Более
высокой также должна быть эффективность
научно-методического
Исходя из вышеизложенного,
Министерство образования Республики
Беларусь в настоящее время