Влияние физической культуры на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причем это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена ……………………….4
1.1. Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности…………………………………………………………………………………...4
1.2. Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта………………………….9
ГЛАВА 2. Содержание и форма воспитания спортивной и гармонически развитой личности………………………………………………………………………………………..12
2.1. Процесс самосознания и самосовершенствования.
Формирования воли………………………………………………………………………….12
2.2.Воспитание уверенности в себе и в своих силах. Как спорт
помогает оценивать себя…………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Каждый человек – частица  коллектива. Совершенно естественно, что  как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции  выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в  будущем, каковы его потенциальные  возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и  на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет  достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет  право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое  побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.

Ещё в прошлом веке американский психолог Джеймс предложил формулу:

Самоуважение = успех/притязания личности

Из этой простой формулы  видно, что самооценка (пусть Джемс  называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими – то критериями, сколько  соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее  намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной  деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.

Таким образом, становиться  ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее  дело. Видно также, что влияние  это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в  связи с тем, как протекает  жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

Самооценка оказывает  влияние на многие и многие сферы  жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении  и деятельности главные отношения  человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение  к самому себе, к другим людям, к  обществу, к труду. Конечно, система  ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями  и факторами. Тем не менее, нет  оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных  – полярных – самооценок на черты  характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

Если человек оценивает  себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении  к труду. У человека с низкой самооценкой  скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству  в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности  и других подобных черт характера.

Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

Спорт способствует тому, что  формы и оттенки поведения  и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий  спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.

Наверно, правильное поведение  и способы общения, воля, способность  к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель.

 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей работы было изучить  влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В исследовании я доказываю, что  физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно  влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

Я рассмотрела,  как физкультура  и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое  воспитание. Я изучила влияние  спорта на вырабатывание уверенности  в себе и своих силах. Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес  к спорту проявляет всё большее  число людей. А значит – доля влияния  физкультуры и спорта на становление  личности человека постоянно возрастает. Рождённый нашим бурным временем, современный спорт сам как  бы олицетворяет это время, вбирает  в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его  неоднозначных проявлений и проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, В.А.  Физкультура  и спорт / В.А. Алексеев. - М.: Просвещение, 1986.

2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. -  М.: Академия 1993.

3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Просвещение, 2000.

4. Павлов, С.П. Физическая  культура и спорт в России / С.П. Павлов. - М.: Академия, 1996.

5. Пуни, А.Ц. Психология / А.Ц.  Пуни. - М.: Санкт-Петербург, 1984.

6. Родин, М.А. Физическая  культура: воспитание, образование,  тренировка / М.А. Родин // журнал. - М.: Просвещение, 1999.

7. Селиванов, В.И. Волевая  регуляция активности личности / В.И. Селиванов // Психологический  журнал. - М.: Академия, - 1982.- №4

8. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. - М.: Санкт-Петербург,  1999.

9. Столяренко, Л. Д. Основы  психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов на Дону, 1999.

10. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнсберг, Д.А. Гоулд. - М.: Киев, 1998.

11. Холодов, Ж.К. Теория  и методика физического воспитания  и спорта / Ж.К. Холодов, В.С.  Кузнецов. - М.:  Академия, 2000.

12. Спортивная психология  в трудах отечественных специалистов / - М.: Питер Принт, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

"Психологический анализ  развития волевых качеств". Цель  работы: оценить развитие волевых качеств по проявлению их признаков в спортивной деятельности.

Материалы:

  1. Описание проявления признаков волевых качеств.
  2. Протокол их оценки (в баллах).

Целеустремленность:

1. Ясность перспективной  и промежуточной целей:

а) перспективная цель намечена (выполнить норматив.......разряда, войти в состав сборной команды..... и т. д.), срок ее достижения определен (через 2—4 года);

б) промежуточная цель намечена (показать результат......), срок ее достижения определен (через год, в конце сезона и т. д.);

в) уверен в достижении перспективной и промежуточной целей.

2. Ясность частных  задач:

а) систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных  занятий (до месяца вперед);

б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные  занятия;

в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования.

3. Планомерность  действий для достижения цели:

а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется  неуклонно;

б) имеется конкретный план достижения промежуточной цели, он реализуется неуклонно;

в) детально разрабатываются  планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.

Настойчивость и упорство:

4. Устойчивость  стремления к достижению цели:

а) регулярное посещение  тренировочных занятий и участие  во всех запланированных соревнованиях;

б) систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, посещение дополнительных занятий  и выполнение домашних заданий;

в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, скучных, неинтересных, но нужных.

5. Энергия и  активность в преодолении препятствий:

а) неудачи и ошибки не ослабляют энергию и активность в процессе тренировки и соревнований;

б) энергия и активность не снижаются в связи с трудными внутренними состояниями (утомление, «мертвая точка», болевые ощущения, легкая травма и т. п.);

в) активное стремление преодолеть личные недостатки (в физической, технической  и других видах подготовки).

6. Результативность  преодоления препятствий:

а) совершенство овладения  техникой отдельных упражнений (приемов) и тактическими действиями, совершенство в развитии физических качеств;

б) систематическое выполнение планов отдельных тренировочных  занятий, этапов и периодов спортивной тренировки и всего годичного  цикла;

в) активная борьба за высокий  результат до конца соревнования.

Самостоятельность и инициативность:

7. Устойчивость  против влияния других людей  и их действий:

а) в процессе спортивного  совершенствования критическое  отношение к советам со стороны, суждениям, решениям и действиям  других спортсменов; отсутствие склонности подражать авторитетам;

б) самостоятельная подготовка к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдение за действиями других спортсменов, беседы с ними, тренерами и специалистами, выполнение специальных упражнений и т. п.);

в) самостоятельный анализ результатов овладения спортивной техникой и тактикой, подведение итогов проведенных занятий и соревнований с акцентом внимания на недостатках  и соображениями на будущее.

8. Личный почин  и новаторство в мыслях и  действиях:

а) склонность к совершенствованию  старых и к изобретению новых, оригинальных упражнений, соединений и комбинаций, приемов, атакующих  и защитных действий, способов передвижения и др.;

б) склонность к самостоятельной  творческой разработке тактических  действий, комбинаций, планов выступления  на соревнованиях;

в) стремление использовать в процессе повышения спортивного  мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной  информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки, аутогенную тренировку, приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний и др.).

9. Находчивость  и сообразительность:

а) внесение необходимых  коррективов в исполнение упражнений, приемов, тактических комбинаций в  случаях возникновения ошибок, помех  и т. д.;

б) оперативное изменение  своего поведения и действий в  соответствии с неожиданным изменением условий деятельности, особенно на соревновании (погода, соотношение  сил, собственное самочувствие и  др.);

в) оценка без посторонней  помощи целесообразности или нецелесообразности действий партнеров и соперников в процессе соревнования и выбор  в связи с этим собственных  действий.

Решительность и смелость:

10. Своевременность  принятия решений:

а) своевременное (без опоздания) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении  тактических комбинаций и т. д. в  условиях риска или опасности, когда  ситуация не позволяет медлить;

б) своевременное (не слишком  поспешное) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении  тактических комбинаций и т. д. в  условиях риска или опасности, когда  ситуация не требует спешки;

в) своевременное принятие решений о выполнении указанных  действий в условиях моральной ответственности  перед коллективом или командой.

11. Обдуманность  принимаемых решений:

а) обдуманность решений  с пониманием того, что, когда, как  и почему следует делать;

б) умение затормозить отрицательные  мотивы (сомнение, неуверенность, боязнь, страх и др.) в процессе принятия решений, связанных с моральным  и физическим риском или опасностью;

в) принятие категорических и устойчивых решений, уверенность  в своих силах, желание скорее перейти к исполнению.

12. Своевременность  исполнения принятых решений:

а) реализация принятых решений, в частности связанных с риском или опасностью, без борьбы противоположных  мотивов, поспешности или медлительности;

б) осознание совершаемых  действий и переживание эмоционального подъема при выполнении принятых решений, связанных с риском или  опасностью;

в) неотступность в выполнении принятых решений и полнота их выполнения.

Выдержка и самообладание:

13. Сохранение  ясности мысли:

а) успешное преодоление  неблагоприятных представлений  и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;

б) успешное преодоление  неблагоприятных представлений  и мыслей, возникающих в связи  с высоким результатом соперника (особенно если это неожиданно);

в) успешное преодоление  неблагоприятных представлений  и мыслей, возникающих под влиянием неполадок в организации соревнований и в судействе.

14. Владение чувствами:

Информация о работе Влияние физической культуры на развитие личности