Влияние физической культуры на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причем это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена ……………………….4
1.1. Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности…………………………………………………………………………………...4
1.2. Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта………………………….9
ГЛАВА 2. Содержание и форма воспитания спортивной и гармонически развитой личности………………………………………………………………………………………..12
2.1. Процесс самосознания и самосовершенствования.
Формирования воли………………………………………………………………………….12
2.2.Воспитание уверенности в себе и в своих силах. Как спорт
помогает оценивать себя…………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Представляется, что недостаток научных данных по проблеме влияния  спорта на личность спортсмена, может  приводить к заблуждениям и к  необоснованным выводам как со стороны ученых, так и спортивных публицистов. Одним из таких выводов является утверждение о том, что спортивная деятельность не может оказывать гармонизирующее влияние на личность спортсмена.

Для подтверждения или  отрицания этого вывода необходим  анализ общечеловеческих ценностей, культивируемых в спорте, так как именно в процессе принятия или не принятия этих ценностей  и происходит формирование личности.

А так как среди общечеловеческих ценностей именно проблеме гуманизации  отводится важнейшее место, то это, в свою очередь, требует рассмотрения спорта с позиции гуманизирующей функции в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Влияние физкультуры  на развитие личности. Противоречия  современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта  

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты  физкультуры и спорта, их роль в  формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели  в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким  в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Физическая культура и  спорт являются не только эффективным  средством физического развития человека, укрепления и охраны его  здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и  на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру  нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных  возможностей человека.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются  как одно из важнейших средств  воспитания человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.

Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём, то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются  и осмысливаются спортсменами по-разному.

Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в  первую очередь совершенствует и  укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это  очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой  психологии физической культуры, профессор  А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и  настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями. А утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых  человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий  спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять  собой, быстро и правильно ориентироваться  в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно  рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом  с товарищами, соревнуется с соперниками  и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.

Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.

«Для меня спорт - это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия»,- заявляет признанный в прошлом фигурист и широко известный ныне миру тренер Станислав Жук.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей  жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии  способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта  мысль близка к философскому обобщению  человеческого бытия.

«Десять лет, проведённых  в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник  Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я  столкнулся со всем, что формирует  характер. Были тяготы и лишения, радости  побед и горечь поражений, узнал  я и самое прекрасное, что есть на свете - людскую дружбу». И эти слова прямо дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова. В одном из своих выступлений он заявил: «Ведь это и есть, пожалуй, самое интересное в спорте – душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямое проявление высших нравственных достоинств человека. А чего стоит, например, борьба атлета за самого себя, за собственные возможности, за преодоление, казалось бы, недосягаемых рубежей?..».

В высказываниях представителей разных социально-политических систем много общего. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной  для спорта, видят в нём искренность  отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность – личностно значима, трудна. Она  требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда  тебе трудно, ты весь раскрываешься  в порыве. Следовательно, спорт для  человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Признавая важную роль спорта в гуманизации социальных отношений  на протяжении своего существования, ученые разных стран пытаются прежде всего дать оценку спорта в современном мире и прогнозируют пути его дальнейшего развития. Нельзя не отметить, что и по этим вопросам среди ученых нет единой точки зрения. Одни авторы утверждают, что спорт в современном мире служит гуманистическим ценностям, другие указывают на нарастание дегуманистических тенденций в спорте, особенно в спорте высших достижений.

Сторонники признания  положительной роли спорта в современном  обществе считают, что спорт оказывает  существенное позитивное воздействие  не только на физическое развитие человека, но и на его духовный - мир - мир  эмоций, эстетических вкусов и мировоззренческих  представлений. Спорт дает каждому  человеку огромные возможности для  самосовершенствования, самовыражения  и самоутверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ  ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНОЙ  И ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

2.1. Процесс самосознания  и самосовершенствования. Формирования  воли 

В продолжении моего исследования, я хочу поговорить о первой специфической особенности спорта. Итак, в спорте объект труда – сам спортсмен. Но сам спортсмен – субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь – субъект, деталь – объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт – деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Что же следует из положения: спортсмен есть одновременно и субъект  и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности?

Во – первых, то ,что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда – страшновато. Это – работа трудная, кропотливая.

Спортсмен занимается самопознанием  по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем – либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник – свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной – отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так – везде. Мастер – это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.

Конечно, бывают чемпионы и  рекордсмены, не знающие биомеханических  закономерностей, используя которые  они посылают диск или копьё дальше всех остальных, не знающие всех превращений  одиназитрифосфорной кислоты, обеспечивающих сокращение их мышц, не знающие, как видоизменяются электроэнцефалограма, записанная с двигательной зоны коры мозга при переходе от покоя к подготовке исполнения спортивного действия и от подготовки к максимальному усилию. 

Однако важно приглядываться и прислушиваться к самому себе. Начинать надо с самого простого: как я себя чувствую? Утром. Днём. До тренировки и после тренировки. Как я себя чувствую, когда всё хорошо? А если плохо? Конкретизируются вопросы, детализируются ответы. Человек анализирует, формирует самого себя, своё настроение, своё лицо на «людях». Возникают вопросы и сложнее. Сто тысяч «почему». Почему я вялый? Почему не мог заставить себя сделать ещё усилие? Почему, если разозлишься, не чувствуешь, что устал? Почему одну попытку выполняешь технически правильно: сильно, быстро, точно, а другую – как новичок? Почему в зале это получается хорошо, а на стадионе хуже? Почему так здорово сделал, хоть и разминался мало?

На эти вопросы спортсмен  ищет ответы. Вспоминает, сопоставляет своё самочувствие и настроение с  результатом, анализирует, определяет причины, выводит следствия. В конце  концов, начинает понимать, почему иногда получается хорошо и почему не получается. Новая серия вопросов: как сделать, когда нужно?…

Из постулата, что в  спорте объект и субъект слиты воедино, выводится второе следствие: спортсмен сознательно совершенствует самого себя как атлета. Тут может быть множество уже специфически спортивных вопросов. Ответы на них разнообразны. « Надо развивать силу мышц – сгибателей большого пальца…» Это специально делал знаменитый спринтер Джесси Оуэнс, чтобы быстрее уходить со старта. «Надо рассчитать баллистическую кривую и на основе расчёта чуть изменить угол Выпуска снаряда…»    Так поступают копьеметатели, чтобы на метр – полтора улучшить результат. « Надо перед зачётной попыткой предельно точно, чуть ли не идеально представить себе упражнение - проделать его мысленно у себя в голове…»  К этому выводу пришёл замечательный наш гимнаст Борис Шахлин.

Имея на тот или иной случай прямой ответ, спортсмен начинает действовать. Он работает над развитием  силы, быстроты, выносливости, гибкости, над совершенствованием координации  движений – техникой выполнения упражнений. Но не только этим, Он формирует умение действовать в полную силу, когда  не хочется, когда устал, когда робеет. Он учится управлять настроением, справляться  с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения – овладевает умением  самоуправления, саморегуляции эмоций.  Он делает всё это осознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях. Глубже «регулируя» самого себя, человек, безусловно, становится совершеннее. А это, кстати, нужно не только спорту.

Многие наивно полагают, что в спорте самосовершенствование  касается лишь физического развития. Мол, « сила есть - ума не надо». Обманчивое суждение. Подобный аргумент не раз  ставил в тупик тех, кто действительно  «силушкой» не обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этой крылатой фразы остерегаются применить расхожую формулу. Приложима ли она, скажем, к теннису? Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… да мало ли где и когда!

Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше.

Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования  личности в разных видах спорта формируются  и совершенствуются сами психологические  процессы, на основе которых человек  управляет собственными движениями. Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без секундомера отмеривать заданные отрезки времени с отклонениями не более 1%, без зрительного контроля выполнять движения точно заданной амплитуды с заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного темпа или ритма. Основу этой саморегуляции составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной нервной системы. Вспомним коньки фигуристов. Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При исполнении упражнений обязательной программы фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька. Если он нарушит «рёберность», судьи накажут его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок со стороны. Единственный источник, который подаёт ему информацию о положении конька - проприорецепторы стопы. Но суставная и мышечная чувствительность нужна не только фигуристу. Она важна при управлении современной техникой с её стремительными скоростями.

Информация о работе Влияние физической культуры на развитие личности