Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.

Оглавление

Введение
Глава 1.Биография И.Г. Песталоцци. Становление педагогических взглядов
Глава 2.Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци
2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки (от Бога), которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Именно Генрих Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Песталоцци ставил перед системой воспитания задачу гармонического – физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Он предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребенка естественных движениях; выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.

Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т.п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребенок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим. И эти моменты также актуальны и сегодня.

В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания Иоганн Генрих считал  чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов и являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка надо научить измерять, считать и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.

Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, то есть таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов таких как: Фребель, Гербарт, Дистервег, Ушинский, Корф, Бунаков и другие.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире. Несмотря на то, что Песталоцци был сторонником семейного воспитания детей дошкольного возраста именно он по достоинству оценил роль наблюдений при ознакомлении ребенка с окружающим миром, необходимость использования физических упражнений и игр в системе для полноценного развития ребенка. Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимость учитывания при обучении психологических особенностей ребенка, а также постепенного усложнения материала, необходимость использования наглядного материала при обучении. 
 
Выводы:

1. И.Г. Песталоцци раскрыл социальное, культурное, педагогическое значение языка и выделил три основные задачи: обучение звуку, обучение слову, обучение речи.

2. Иоганн Генрих Песталоцци является основоположником гуманизации процесса воспитания и обучения, что особенно актуально в наши дни и отражено в современной концепции дошкольного воспитания.

3. Иоганн Генрих Песталоцци ратовал за специальную подготовку педагогов, выдвинул требования к воспитателям: искренне любить детей и руководствоваться принципом природосообразности в работе, что является одним из важных положений в наши дни.

4. Одним из первых педагогов И.Г.Песталоцци предложил учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей, целесообразность чего была  доказана в ходе психологических исследований Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.    В настоящее время это положение является одним из основных в методике дошкольного образования. 
5.  Иоганн Генрих Песталоцци выдвинул теорию развивающего обучения, предполагающую не только накопление знаний, но и развитие своих способностей, подготовку детей к самостоятельной деятельности, что особенно актуально в современной методике дошкольного образования и является одним из основных принципов обучения и воспитания. 
6.     И.Г.Песталоцци доказал, что наглядность является важнейшей основой обучения. В настоящее время принцип наглядности является одним из ведущих принципов дошкольной педагогики.

7.   Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимость личностно-ориентированного подхода к ребёнку, что нашло отражение в наши дни, являясь одним из ведущих принципов педагогического процесса. 
8.  Иоганн Генрих Песталоцци, намного опережая своё время, сумел определить роль игр, в том числе и подвижных, в развитии ребёнка. Создал «Азбуку умений», состоящую из подобранных на различные группы мышц физических упражнений, с учётом постепенного усложнения материала, что в целом послужило базовой основой методики физического воспитания дошкольников и также является актуальным вопросом современности. 
9. Иоганн Генрих Песталоцци доказал, что важнейшим средством воспитания и развития человека является труд, который развивает не только физические силы, но также ум и нравственность, воспитание которой, Песталоцци считал самой важной стороной в развитии ребёнка. В наши дни наиболее остро стоит проблема нравственного воспитания, педагоги используют опыт Песталоцци для решения этой проблемы современности. Сохраняет  актуальность и трудовое воспитание подрастающего поколения в наши дни, истоки которого мы находим в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу – гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного обучения, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в 19 веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников. Но идея развивающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики, как в школах, так и в дошкольных учреждениях.

При всей ограниченности и утопичности общественно-политических взглядов Песталоцци его горячая любовь к народу, просветительская деятельность и выдвинутые им  идеи оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли. Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци внес большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания. Он жил  в период разрушения феодальных общественных отношений и перехода к капитализму, видел широкое обнищание народа и распад прежних моральных норм. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Утопичность его воззрений состояла в иллюзорной вере в то, что само по себе просвещение гарантирует народным массам лучшую жизнь.

Иоганн Генрих, руководствуясь принципом природосообразности, требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей при развитии заложенных задатков ребёнка. Иными словами, он первым потребовал учитывать психологические и физиологические возрастные особенности детей, что особенно важно в современном нам мире и получило дальнейшее развитие совместно с теорией дошкольного воспитания и в самостоятельных дисциплинах, например, в психологии. Учитывая особенности детского восприятия, Песталоцци предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Этот аспект также весьма важен для развития дошкольного воспитания во всем мире. В современных программах дошкольного образования соблюдается принцип постепенного и непрерывного усложнения материала, предлагаемого детям. Обучение ведётся от простого к сложному, от элементов к  целому. При ознакомлении с окружающим детей сначала знакомят с предметами ближайшего окружения, постепенно переходя от близкого к далёкому.

Песталоцци предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика», которая подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве. В настоящее время разработано немало методических пособий по физическому воспитанию, в основу которых заложена система подбора физических упражнений, разработанных Иоганном Генрихом Песталоцци. Трудовое воспитание также является отдельным разделом современных программ с разницей лишь в том, что детям прививаются навыки необходимые им в современном мире: это и навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также ручного труда, где детям прививаются трудовые навыки с учетом возраста и способностей, которые впоследствии развиваются в школе, в профтехучилищах и других учебных заведениях. И это также является заслугой Иоганна Генриха Песталоцци, так как именно он первым заговорил об этом и проверил в ходе своих педагогических экспериментов необходимость трудового обучения.

По мнению Песталоцци, средствами нравственного воспитания являются распространение доброжелательного, любовного отношения ребёнка от ближайшего окружения, на всё более широкий круг людей, явлений, предметов и собственный положительный опыт детей, накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребёнок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим. Проблема нравственного воспитания является одной из основных проблем современного времени. В ходе решения задач по нравственному воспитанию, в настоящее время используются упражнения, аналогичные предложенным Песталоцци. Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимость широчайшего применения наглядности в процессе обучения в истоках которого лежит чувственное восприятие, а также настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили широкое распространение и используются в современной методике дошкольного воспитания, наряду с его идеей о развивающем обучении, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способности детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.

Иоганн Генрих Песталоцци, являясь ярым сторонником семейного воспитания детей и считая главным и лучшим воспитателем мать, сам того не ведая заложил «фундамент» для развития теории дошкольной педагогики. Его выдающиеся и  необыкновенно-смелые, для того времени, теории, развитые впоследствии другими незаурядными педагогами, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. «История педагогики». Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, М-«Просвещение», 1982, 598с.

2. «История зарубежной педагоики. Хрестоматия. Сост. Н.Б.Мчелидзе и др., М.-«Просвещение», 1986, 464с.

3. Медынский Е.Н.«История педагогики», М., 1947, 600с.

4. «Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения в трех томах», М.-«Просвещение», 1965, 635с.

5. «Педагогическое наследие». В.М.Кларин, А.Н.Джуринский, М.-«Педагогика», 1987, 398с.

6. Пискунов Алексей Иванович «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики», М.-«Просвещение», 1981, 528с.

7. Рубинштейн М.М.«Идеи народно-трудовой педагогики Песталоцци. «История педагогических идей в ее основных чертах», М., 1916, 207с.

 

 


Информация о работе Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики