Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.

Оглавление

Введение
Глава 1.Биография И.Г. Песталоцци. Становление педагогических взглядов
Глава 2.Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци
2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1.Биография И.Г. Песталоцци. Становление педагогических взглядов

Глава 2.Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци

2.1.  Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци

2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики

Заключение

Список литературы

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
          Актуальность темы обусловлена вкладом Иоганна Генриха Песталоцци в развитие дошкольной педагогики как науки, его вкладом в создание воспитательных учреждений, где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспитание, которые послужили прообразом детских садов. Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности. Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного  обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, к все более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения. Мечтая об улучшении положения народа,  Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Песталоцци полагал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности  детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Песталоцци предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.         

 Нравственное  воспитание, развитие деятельной  любви к окружающим людям занимает  ведущее место в системе Песталоции. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребёнка от  ближайшего окружения, на всё более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других,  проявить какие-то усилия и т.п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребёнок учится поступаться личными  интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим.          

 В  области умственного воспитания  И.Г. Песталоцци принадлежат два  чрезвычайно важных положения. Первое  – доказательство и пропаганда  необходимости широчайшего применения  наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания он  считал чувственное восприятие  и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребёнка следует, прежде всего, научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили  впоследствии широкое распространение.        

 Другим  важным положением Песталоцци  является идея о развивающем  обучении, т.е. таком построении процесса  учения, которое ведёт не только  к накоплению сведений, но и  развитию способностей детей, готовит  их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов. Так, Фребель использовал и развил взгляд Песталоцци на воспитание, как на саморазвитие заложенных в человеке сил и способностей. Гербарт воспринял его мысль о психологизации обучения и идею воспитывающего обучения. Дистерверг в основу своей методики положил выдвинутое Песталоцци требование самодеятельности ученика. Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию, и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребёнка об окружающем мире.

Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка, а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно Иоганн Генрих Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания. Неоспорима роль Иоганна Генриха Песталоцци в признанности наглядности высшим принципом обучения. Знание неумолимости его заслуг и подтолкнуло меня к исследованию жизни и педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци для того, чтобы понять какое влияние оказал Иоганн Генрих на развитие дошкольной педагогики как науки. В разное время изучением  данной проблемы занимались такие ведущие исследователи, как: Е.Н.Медынский, А.Н.Джуринский, Ш.Амонашвили, В.И.Ерхов, Л.Н.Литвиный, М.Ф.Шабаева.

Цель исследования: дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.

Объект исследования: педагогическая деятельность Иоганна Генриха Песталоцци.

Предмет исследования: философско-педагогический аспект идей Иоганна Генриха Песталоцци.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография И.Г. Песталоцци. Становление педагогических взглядов.       

 Иоганн  Генрих Песталоцци родился в  Цюрихе в 1746 году, в семье врача. Он рано лишился отца и большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.   

 Образование  Иоганн Генрих Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум, в котором обучался на двух младших курсах – филологическом и философском. От перехода на третий, богословский, курс Песталоцци под влиянием произведений Руссо отказался. Во время обучения на Иоганна Генриха наибольшее влияние оказали два профессора, возбуждавшие у студентов любовь к народу и стремление к свободе. Один из них был профессором философии, сторонником вольфианской философской системы, характеризующейся приверженностью к рационализму, популяризации и систематизации идей Лейбница, господствующей  в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» Канта.   Во второй половине 17 века в Швейцарии стал уже развиваться капитализм. Внедряясь в деревню, капитализм расслаивал ее. Песталоцци приводит описание крестьянских хозяйств трех типов: зажиточного, среднего и бедного. К неизжитой еще феодальной эксплуатации бедных крестьян прибавлялась эксплуатация со стороны капитала. Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочёл «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т.е.швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества…» Однако дело, начатое Иоганном Генрихом Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием «французского гражданина».

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость – моя радость… С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была и моей пищей, их питье – моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют в Станце просуществовал также недолго. Французские войска заняли помещение приюта, как единственное пригодное в Станце под лазарет, и приют был закрыт. С 1799 года Иоганн Генрих Песталоцци начинает проводить экспериментальную работу в школах города Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ по сравнению с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе. В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале 19 века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения, используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка. В1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии  – в Ивердон (немецкое название  - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт ( средняя школа и педагогическое учебное заведение ), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци  испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826), в котором подвел итоги своей педагогической работы и стремился дать синтез всех своих педагогических исканий. [7, с. 148]. Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения. Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей. Песталоцци является примером педагога, проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетавшего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-демократом, глубоко любил свой народ и искренно стремился улучшить его тяжелое положение, облегчить жизнь бедных.

Выводы:

1.     Философские взгляды Песталоцци сложились в 60-70 годах 18 в., в период назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, - экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны.

 

2.     Огромное влияние на становление философских и педагогических взглядов И.Г.Песталоцци оказали  педагогическая деятельность Ж.Ж. Руссо и его труды «Эмиль» и «Общественный договор».

3.     Мировоззрение Песталоцци являлось в целом идеалистическим, но имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.  
                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци.

2.1.  Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци.

Философские взгляды Песталоцци сложились в 60-80 годах 18 века, в период назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, - экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны. Только что появились произведения Руссо «Общественный договор» и  «Эмиль». На молодого Песталоцци они произвели огромное впечатление. Он вспоминает в «Лебединой песне», что был доведен « до высшего энтузиазма» книгой Руссо «Эмиль». Ему казалось, что только в свете «великих идей Руссо искаженное домашнее и общественное воспитание всего мира и всех сословий может найти себе исцеление». Большое влияние Руссо сказалось на демократизме, которым горел с юности Песталоцци, на первом произведении Песталоцци «Вечерние часы отшельника»(1780г.), на его философском трактате «Мои исследования о ходе природы в развитии рода человеческого» (1797г.), сама тема которого навеяна мыслями Руссо. Подобно последнему, Песталоцци противополагает два состояния человеческого рода – «естественное состояние» и «общественное состояние», которое является будто бы «ограничением естественного».

Но философские и социологические взгляды Песталоцци сложились не только под влиянием Руссо, а представляют собой сложный продукт перекрестных влияний швейцарской действительности того времени, Французской буржуазной революции 18 века, Руссо и немецкой философии (Лейбница-Вольфа, Канта, Фитхе). В юности своей в Каролинском коллегиуме Песталоцци получил систематическое философское образование, причем, как отмечено выше, один из любимейших его профессоров (Брейтингер) был сторонником философской системы Лейбница-Вольфа. И действительно, эта система оказала на развитие философских и педагогических взглядов Песталоцци огромное влияние. Мысли Песталоцци относительно теории познания, этики и религии во многом близки  к установкам Лейбница. Иоганн Генрих говорит о возвышении духа от смутных наблюдений до ясных понятий и в некоторой степени на этой, повторяющей Лейбница, мысли строит основное понятие Песталоцци, большую роль играет саморазвитие, нравственные силы и их совершенствование, любовь и активная деятельность. Песталоцци считает, что в каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой, - формулировка, близкая к учению Лейбница о саморазвитии монад. Нравственность, по Песталоцци (как и по Лейбницу), - это деятельная любовь к людям; эта же деятельная любовь к людям составляет, по взглядам Песталоцци, и сущность религии. Одно из писем Иоганна Генриха Песталоцци (1794г.) говорит нам о влиянии философии Канта на развитие его взглядов, в котором он пишет, что «ход его опыта привел его по существу довольно близко к результатам кантовской философии». Близость к философии Канта особенно выявляется у Песталоцци в его понятии «созерцания», положенном в основу обучения. По Канту, «всякое наше знание начинается с чувственного восприятия, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, который представляет высшую в нас инстанцию для обработки материала наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления». К этой идеалистической схеме познания очень близко понимание Генрихом Песталоцци «созерцания». Последнее тоже начинается с чувственного наблюдения и восходит путем обработки представлений к идее, которая существовала у учащегося как образующая сила в неясном состоянии; эта априорная идея выявляется при помощи чувственного наблюдения и обработки конкретных представлений. Самый термин «созерцание» Песталоцци заимствовал, по-видимому, у Канта. Песталоцци считал, что познание – это выявление лежащих изначально во внутренней природе человека зародышей его развития, выявление всеобщих необходимых априорных элементов. В этом толковании сущности познания и в учении об элементах обучения – числе, форме и слове – Песталоцци в значительной степени приближается к учению Канта об априорных формах познания. Но сильнее всего близость к Канту сказалась у Песталоцци в его взглядах на нравственность и требовании воспитывать человека, в идее нравственного совершенствования и воспитании чувства долга. Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое  неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обуславливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно. «Обманщик, - обращается он к священнику,- с тех пор как мир существует, ты злоупотребляешь верой в Бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству… Ты махаешь знаменами убийства, как - будто они знамена любви». Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями. Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.

Информация о работе Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики