Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 23:10, контрольная работа
Цель исследования: дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.
Введение
Глава 1.Биография И.Г. Песталоцци. Становление педагогических взглядов
Глава 2.Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци
2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики
Заключение
Список литературы
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причём это развитие должно быть гармоническим и разносторонним. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Иоганн Генрих, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развить силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того, чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям–на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности. Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному . По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития человека. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к со все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Физическое и трудовое воспитание
Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Иоганн Генрих Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием. Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению ( роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы, учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей». И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Иоганн Генрих придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.д. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.
Нравственное воспитание
Песталоцци полагал, что главная задача
воспитания – сформировать гармонически
развитого человека, который должен принять
в будущем полезное участие в жизни общества.
Нравственность вырабатывается в ребенке
путем постоянных упражнений в делах,
приносящих пользу другим. Простейшим
элементом нравственного воспитания является,
по мнению Песталоцци, любовь ребенка
к матери, которая возникает на почве удовлетворения
повседневных потребностей детского организма.
В семье закладываются основы нравственного
поведения ребенка. Его любовь к матери
постепенно распространяется на других
членов семьи. «Отчий дом, - восклицает
Песталоцци, - ты школа нравов»! Дальнейшее
развитие нравственных сил ребенка должно
осуществляться в школе, в которой отношение
учителя к детям строятся на основе его
отеческой любви к ним. В школе сильно
расширяется круг социальных отношений
ребенка, и задача учителя – организовать
их на началах деятельной любви школьника
ко всем, с кем он необходимо вступает
в тесные отношения. Его социальные связи,
все более расширяясь, должны привести
к тому, что он осознает себя частью общества
и распространит свою любовь на все человечество.
Песталоцци предпочитал «живое чувство
каждой добродетели разговору о ней».
Он настаивал на том, что нравственное
поведение детей формируется не путем
нравоучений, а благодаря развитию у них
моральных чувств и созданию нравственных
наклонностей. Он также считал важным
упражнения детей в нравственных поступках,
которые требуют от них самообладания
и выдержки, формируют их волю. Нравственное
воспитание у Песталоцци тесно связано
с религиозным. Критикуя обрядовую религию,
Иоганн Генрих говорит о религии естественной,
которую он понимает как развитие у людей
высоких моральных чувств. Отношение Песталоцци
к нравственности и религии – свидетельство
его идеалистического мировоззрения и
социальной буржуазной ограниченности.
Призывая воспитателей к любви и человечности,
он не помышляет о воспитании у детей протеста
против общественной несправедливости,
против поборников зла, притеснителей
народа.
Умственное воспитание
Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения. Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. У человека, считал Иоганн Генрих Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных – определенными, из определенных – ясными и из ясных – очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями». Такая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка. Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к выводу о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится, прежде всего, к умению измерять, считать и владеть речью. Иоганн Генрих Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию. Сильно расширил учебный план начальной школы и создал свою методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развить мышление и речь. Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было сделано у Коменского. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным. Обучение, по мнению, Иоганна Генриха, должно идти в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности – «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».
Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он, прежде всего, должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.
Создание частных методик начального
обучения. Исходя из своих общих дидактических
положений, Песталоцци создал основы частных
методик начального обучения. Задачей
преподавания родного языка Песталоцци
считал развитие речи ребенка и обогащение
его словарного запаса. Он отстаивал звуковой
метод обучения грамоте, что было крайне
важно в его время, когда еще господствовал
буквослагательный метод. Песталоцци
дал ценные указания по увеличению словарного
запаса детей, тесно связывая обучение
родному языку с наглядностью и с сообщением
элементарных сведений по естествознанию,
географии и истории. Однако на практике
его уроки иногда сводились к формальным
упражнениям в составлении предложений,
которые содержали перечисление внешних
признаков предметов. Путем утомительных
и зачастую однообразных упражнений Песталоцци
стремился развить в детях умение наблюдать,
устанавливать признаки предмета или
явления, выработать навыки четкого и
полного описания предмета. Сама мысль
о положительном значении таких занятий
верна, практическое же их выполнение
часто носило формальный характер. Для
приобретения навыков письма, Песталоцци
рекомендовал проводить предварительные
упражнения в изображении прямых и кривых
линий – элементов букв. Обучение письму
он связывал с измерением предметов и
рисованием, а также с развитием речи.
Большое внимание он уделял орфографической
правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерению Иоганн Генрих
предлагал брать сначала прямую линию,
а затем угол, квадрат, деление его на части
(половина, четверть и т.д.). Воспитатель
должен показывать детям и называть различные
геометрические фигуры. Они наблюдают
их, усваивают их свойства и названия,
учатся их измерять. Результаты измерений
ребенок должен зарисовать. Эти упражнения
являются основой для обучения его письму.
Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел, начиная с элемента каждого целого числа – единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношение частей и целого. На основе этой идеи, последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах до сих пор.
Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию
географии. Он ведет здесь своих учеников
от близкого к далекому, от наблюдений
окружающей местности в натуре к более
сложным представлениям. Дети, знакомясь
со школьным участком земли, со своей деревней,
приобретают сначала элементарные географические
представления, которые затем постепенно
расширяются, и в итоге они должны получить
представления о всей земле. При этом к
начальным представлениям следует постоянно
возвращаться при изучении далеких стран.
Песталоцци считал полезным соединение
родиноведения с начатками естествозн-ния.
Он рекомендовал лепить рельефы местности
из глины, а уже затем переходить к карте.
2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци
в развитие теории дошкольной педагогики
Информация о работе Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики