Виды занятий по развитию моторики и методы их проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Моторика (англ. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Оглавление

1. определение моторики
2. крупная моторика. Значение крупной моторики
3. значение мелкой моторики
4. общеразвивающие занятия
5. виды занятий
6. рекомендации по проведению
7. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
8. Развитие общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
9. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
10. Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
11. Упражнения для развития пространственных представлений.
12.групповые игры
13. Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

Файлы: 1 файл

к.р. по моторике.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Пространственные  представления являются базисными  для развития познавательной, личностной, эмоциональной и др. сфер личности ребенка. Используются занятия: "Маркеры", "Зеркало", "Телевизор", "Найди клад", графические диктанты на листочках в клеточку и т.д.

Рекомендации  по проведению.

В связи с тем, что  в специальной школе состав учащихся в классе разнообразен по возрастным, психическим и физическим возможностям, на уроке по развитию моторного поведения особенно необходимо осуществлять индивидуальный подход. Однако строгая индивидуализация не должна влиять на фронтальное ведение урока, так как это снижает физическую нагрузку, заинтересованность детей. Урок нужно строить таким образом, чтобы при фронтальном прохождении материала учитывались возможности всех детей и решались коррекционные задачи в работе с каждым.

         Индивидуальный подход надо осуществлять  и при оценке занимающихся. Особенно  трудно соблюдать его в играх и соревнованиях. Нельзя слабого ученика выводить из игры, нужно продумывать посильные для него действия, идущие вне зачета, или дать ему индивидуальное задание.

         В целом урок по развитию  моторики должен быть интересным, эмоциональным, побуждать детей к активной деятельности. Для поддержания интереса к уроку рекомендуется чередовать специально коррекционные упражнения с игровыми, коррекционные упражнения облекать в игровую форму, вводить элементы соревнования, применять различные формы поощрения, делать предварительное сообщение о предстоящей игре.

           Готовясь к проведению очередного  урока, учитель, прежде всего,  учитывает итоги предыдущих, и  намечает, какой материал нужно  повторить, что дать нового, и  с какой целью. Большое внимание  нужно уделять методике проведения упражнений и игр. Необходимо подробно распланировать весь ход урока, порядок перемещения детей, переходы от одного вида упражнений к другому, как и когда вводить коррекционные упражнения, какими эмоциональными моментами заинтересовать детей и.т.д.  

         Следует тщательно подготовиться  к показу упражнений и объяснению  их. Так как не все учащиеся  смогут выполнить то или иное  упражнение, учителю необходимо  заранее продумать варианты упражнений  в соответствии с их возможностями.

Упражнения  для развития тактильной чувствительности и  сложнокоординированных движений пальцев  и кистей рук.

1. Ребенок опускает  кисти рук в сосуд, заполненный  каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы,  дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. 
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. 
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.  
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 
8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. 
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. 
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. 
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук. 
9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") 
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 
10. Игры с рисованием.

Если у ребенка  плохо развита мелкая моторика и  ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 
11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных  ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для  их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 
     Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  
     Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.  
      Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: 
"У сосны, у пихты, елки 
Очень колкие иголки. 
Но еще сильней, чем ельник, 
Вас уколет можжевельник".
 
      Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:  
"В зоопарке мы бродили, 
К каждой клетке подходили 
И смотрели всех подряд: 
Медвежат, волчат, бобрят".
 
    Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: 
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам  
И в каждую входят с проверкою: что там? 
Хватит ли меда всем нам до весны, 
Чтобы не снились голодные сны?".
 
        Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:  
"Месим, месим тесто, 
Есть в печи место. 
Будут-будут из печи 
Булочки и калачи".
 
    Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.  
     Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.  
      Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: 
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, 
Мы любим забавы холодной зимы".
 
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.  
      Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.  
      Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:  
"Сильно кусает котенок-глупыш, 
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) 
Но я же играю с тобою, малыш, 
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
 
     Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.  
      Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: 
"Прищеплю прищепки ловко 
Я на мамину веревку".
 
      Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.  
      Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: 
"Я катаю мой орех, 
Чтобы стал круглее всех".
 
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. 
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори: 
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; 
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); 
- способствуют развитию речи ; 
- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием  также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и  всей кисти руки(мелкая моторика), а  это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. 
      Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Следует помнить, что  развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную  степень зрелости структур головного  мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. 
      Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо? 
      Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого  развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. 
     Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах  с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет  двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. 
Развитие общей моторики 
Упражнения на повышение уровня активации. 
     Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. 
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. 
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 
3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 
4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. 
5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. 
6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. 
     В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п. 
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. 
Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. 
1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе. 
2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго. 
3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу. 
4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног. 
5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". От сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной. 
6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации. 
7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания. 
8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе. 
9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. 
10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце". 
Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

Информация о работе Виды занятий по развитию моторики и методы их проведения