Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа
Моторика (англ. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
1. определение моторики
2. крупная моторика. Значение крупной моторики
3. значение мелкой моторики
4. общеразвивающие занятия
5. виды занятий
6. рекомендации по проведению
7. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
8. Развитие общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
9. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
10. Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
11. Упражнения для развития пространственных представлений.
12.групповые игры
13. Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики
Контрольная
работа на тему: «Виды занятий по
развитию моторики и методы их проведения»
Выполнила студентка группы 7701
Смирнова Елена
Романовна
План:
11. Упражнения для развития пространственных представлений.
12.групповые игры
13. Упражнения из практической
жизни для развития общей и тонкой моторики
Моторика (англ. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Крупная моторика
Мозг маленького ребенка начинает расти с момента рождения, но психика созревает асинхронично и гетерохронно, т.е. все психические функции не развиваются одновременно. Сначала развивается какая-то одна, потом, спустя некоторое время, начинается развитие другой, а первая регрессирует. Чуть позже, с первой консолидируется третья, замедляя развитие второй. Несмотря на такие сложные внутренние процессы, к старшему дошкольному возрасту развитие функций выравнивается и завершается (за исключением пространственных понятий и самоконтроля). Ребенок, идущий в школу, уже всесторонне развит.
Первой функцией, которая начинает развиваться еще до года, является «двигательная сфера», т.е. моторика. Жизнь- это система движений, и все процессы внутреннего мира ребенка, включая эмоциональные, можно выразить через них. Движения поражения и победы разные: мимика, походка, улыбка…
Познание мира через физическую активность помогает полноценному развитию, не без его участия формируется мотивация на учебу, умение слышать преподавателя, понимать его, правильно мыслить и иметь хорошо развитую и богатую речь.
Под «крупной моторикой» подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Ребенок сначала двигает глазами, потом хватает руками погремушку, потом пытается переворачиваться, держать голову, сидеть вставать, ползать и наконец, к году или в год, ходить. Но на этом развитие крупной моторики не завершается, дети только начинают учиться красиво, грациозно и быстро двигаться.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Зачем же нужно развивать крупную моторику?
Во-первых, для того, чтобы ребенок умел правильно бегать и прыгать и не скучал, играя со сверстниками.
Во - вторых: подвижный ребенок чаще здоров, чем болен, у него хороший аппетит, крепкий сон и ровное настроение. Он более ловкий и выносливый.
Правильная форма развития двигательной сферы у малышей - игра. И, поверьте, - это серьезно. Великий педагог А.С. Макаренко сказал: «У ребенка есть страсть к игре, и надо не только удовлетворять ее, но и пропитать игрой всю его жизнь»
Можно играть на детской площадке. Пусть ребенок лазит по лестнице, спускается с нее, скатывается с горки. Игра с мячиком очень помогает развивать координацию движений. Помогайте ему, формируйте двигательную память, научите его отбивать мячик или воздушный шарик ногами.
Разделите вместе с ребенком удовольствие от совместной игры. Нам этого так не хватает! Не лишайте сами себя возможности вернуться в детство, ведь на просьбу «дать до детства плацкартный билет кассирша всегда тихо ответит «Билетов нет».
Сделайте развитие двигательной сферы красивым. Пусть будут разноцветными скакалки и мячики, а в играх участвуют сказочные персонажи.
Дети непоседы, мы знаем их физиологическую потребность двигаться. Лишить ребенка движений недальновидно, это, если хотите, насилие над растущим организмом. Поэтому, фразы «не бегай», «не крутись», «сиди спокойно» не всегда уместны.
Нормативы детей- дошкольников в развитии крупной моторики.
1 год - ходит. В полтора года наклоняется назад и выпрямляется
2-3 года - пятится назад,
учится бить мяч ногой,
3-4 года. Стоит на одной ноге не более секунды, прыгает на месте на двух ногах, сидя на велосипеде, крутит педали.
4-6 лет. Может спокойно стоять и прыгать на одной ноге, ему доступны операции с мячиком (кидает и ловит), может ходить на носках и на пятках.
В дошкольном возрасте ребенку уже доступна сила движений. Он понимает разницу ходьбы «на мягких» ногах, как кошечка, или на напряженных, «тяжелых» ногах, как медведь.
Хочется отметить еще и то, что движения не только развивают моторику и координацию, не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, но и обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах. А это влияет на рост ребенка.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики
и речевой функции была подтверждена
исследователями Института
В быту человеку ежеминутно
требуется совершать какие-нибудь действия
мелкой моторики: застёгивание пуговиц,
манипулирование мелкими предметами,
письмо, рисование и т. д., поэтому от её
развития напрямую зависит его качество
жизни.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
Общеразвивающие упражнения
Занятия по развитию моторики могут носить общеразвивающий характер, когда воздействие происходит на разные системы организма в целом. Более узкую направленность воздействия имеют коррекционные развивающие комплексы упражнений. Они в свою очередь преследуют цель развития и коррекции моторики отдельных систем и функций (мелкая моторика пальцев рук, развитие дыхательной мускулатуры, укрепление глазодвигательных мышц и др.).
1.Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика
в детском учреждении рассматривается
как важный элемент двигательного режима,
средство для поднятия эмоционального
тонуса детей, велико также ее организационное
значение. Это форма занятий физическими
упражнениями призвана решать главным
образом воспитательные и оздоровительные
задачи. Такие ежедневные упражнения благоприятно
воздействует на организм, способствуют
формированию правильной осанки, актов
дыхания, воспитывают привычку регулярно
заниматься утренней гимнастикой. Коллективное
выполнение физических упражнений в школе,
детском саду. дисциплинирует, организует
и сплачивает детей, повышает их работоспособность.
Как правило, утренняя гимнастика начинается
с разминки и заканчивается восстановительными
упражнениями. Общеразвивающие упражнения
подбираются для всех групп мышц, с учетом
разных исходных положений, разной интенсивности,
темпа, с различными пособиями и ритмичными
музыкальным сопровождением в различных
построениях.
Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она должна состоять из 6-9 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения утренней гимнастики, возрасту, подготовленности детей. 3-4- из них можно проводить без остановок. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер - ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание. В начале комплекса упражнения должны быть сравнительно легкими и мало интенсивными, в середине - интенсивными, а при окончании интенсивность и трудность снижается. При выполнении упражнений внимание детей следует заострять на правильном дыхании. В некоторые комплексы специально включены слова: вдох-выдох.
Виды занятий:
1. Занятия, направленные на исправление осанки.
Неправильная осанка
влияет не только на эстетическую сторону
телосложения, но и влечет за собой множество
различных заболеваний. Материал для формирования
осанки у учащихся необходимо сосредоточить
в течение всего учебного года, включая
в каждое занятие от 2-3-минут до 8-10. При
этом, учителю, воспитателю надо знать
каковы у каждого школьника дефекты осанки,
и уже в соответствии с этим использовать
упражнения. На формирование осанки направлены
построения, перестроения в строю, выполнение
различных упражнений на осанку, включенные
в подвижные игры, разные части урока физкультуры.
Следует использовать их в малых формах
физического воспитания в школе, во внеклассной
работе.
2. Коррекционные занятия, направленные на развитие дыхания.
Специальные дыхательные
упражнения предназначены для тренировки
дыхательной мускулатуры грудной клетки
и диафрагмального дыхания. У детей-логопатов
часто нарушено физиологическое и речевое
дыхание: прерывистый вдох, короткий выдох,
что мешает при построении фраз. Большое
удовольствие детям доставляют дыхательные
упражнения со звукопроизношением в игровой
форме. Выполняются упражнения в свободной
позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед
должен следить за тем, чтобы ребенок был
расслаблен, не поднимал плечи и излишне
не напрягал мышцы дыхательного аппарата.
При выполнении дыхательных упражнений
рот должен быть приоткрытых, сопутствующие
движения органов артикуляционного аппарата
недопустимы. Вдох глубокий и медленный,
а выдох плавный и продолжительный. Все
дыхательные упражнения направлены на
выработку длительной, направленной воздушной
струи, идущей по средней линии языка.
Выполняется каждое упражнение по 5 раз.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:
а) холодную воздушную струю, направленную вниз.
б) теплую воздушную
струю, направленную вверх.
Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - "лопаткой", лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф
Используются такие
упражнения. как "Подуем на султанчики",
"Задуем свечу", "Быстрый мяч",
"Загоним мяч в ворота" и
др.
3. Коррекционные занятия,
направленные на формирование
пространственных
Информация о работе Виды занятий по развитию моторики и методы их проведения