Вандализм.Виды и причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 09:56, реферат

Краткое описание

В повседневной жизни приходится постоянно сталкиваться с необычными поступками, реакциями или целой системой отклоняющегося поведения детей. В подавляющем большинстве случаев отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации. Если не предупреждать подобного типа реакции, они закрепляются и могут стать причиной как асоциального, так и антисоциального поведения. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения- все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. Одним из видов девиации является молодежный вандализм, о котором пойдет речь далее.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
1.Вандализм. Виды и причины………………………………………………..4
2.Профилактика…………………………………………………………...……11
Заключение……………………………………………………………………12
Библиография…………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.08 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

Педагогика

Реферат

 

 

 

 

Исполнитель:

студент ________ группы

заочного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………3

1.Вандализм. Виды и причины………………………………………………..4

2.Профилактика…………………………………………………………...……11

Заключение……………………………………………………………………12

Библиография…………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поведение  человека  детерминировано  в  обществе.  Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.

В повседневной жизни приходится постоянно сталкиваться с необычными поступками, реакциями или целой системой отклоняющегося поведения детей. В подавляющем большинстве случаев отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации.  Если не предупреждать подобного типа реакции, они закрепляются и могут стать причиной как асоциального, так и антисоциального поведения. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения- все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. Одним из видов девиации является молодежный вандализм, о котором пойдет речь далее.

 

 

 

 

 

1.Вандализм. Виды и причины.

Вандальная преступность молодежи ежегодно возрастает, деяния молодых людей становятся более изощренными. Это очевидный вид преступности, так как результат вандализма (изуродованные сиденья в транспорте, разрушенные памятники культуры и др.) налицо, а преступники неизвестны. Согласно сводкам МВД, за последние три года вандальных преступлений стало на 40% больше, а их раскрываемость снизилась на 30%. Это свидетельствует о том, что действия подростков стали более изощренными.

Эта разновидность "вульгарной" преступности проявляется и самостоятельно, но чаще выступает побочной стороной более тяжких правонарушений: разбоев, погромов, грабежей и др. Не все вандалы привлекаются к уголовной ответственности, хотя с 1997 г. в Уголовном кодексе РФ действует соответствующая статья 214.

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 24] [Статья 214]

1. Вандализм, то есть осквернение  зданий или иных сооружений, порча  имущества на общественном транспорте  или в иных общественных местах, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные группой  лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной  или религиозной ненависти или  вражды либо по мотивам ненависти  или вражды в отношении какой-либо  социальной группы, -наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.)

Это объясняется многими причинами. В большинстве случаев сказывается безразличие окружающих или нежелание представителей администрации сообщать в милицию о внутренних "недоразумениях", чтобы не потерять свое "лицо", должность, престиж учебного заведения или организации. Зачастую акты вандализма расцениваются как результат "игры", "забавы", и им не придают должного серьезного значения. Кроме того, многие пострадавшие просто боятся мести со стороны вандалов и поэтому не предпринимают мер по пресечению их действий.

Молодежный вандализм – это девиантное поведение (совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществ), проявляющееся в порче культурных ценностей: святынь, сооружений, имущества, обусловленное рядом социально-психологически значимых причин и условий.

В основе вандализма лежит комплекс факторов: психологических, социально- психологических, социально-экономических, культурных, педагогических. Он может быть связан с нарушениями в сферах: эмоциональной (неоправданные эмоции - злость, ненависть, гнев), мотивационной (мотивы подражания, протеста), волевой (неустойчивость характера или стремление к ложному самоутверждению), нравственной (деформация характера, аномальные отклонения психики). Организаторами данного вида преступлений зачастую являются молодые люди в возрасте от 23 до 27 лет, исполнителями - подростки от 11 до 18 лет, "осведомителями" - дети от 8 до 10 лет.

Молодежный вандализм подразделяется по возрасту участников преступления, по их принадлежности к той или иной категории населения, по количеству действующих лиц, по конечной цели и, наконец, по содержанию.

Основными проявлениями политического вандализма являются разрушение материальных ценностей и погромы в процессе проведения митингов, демонстраций экстремистскими группировками, нанимающими для этой цели подростков; экономический сопровождается порчей оборудования, готовой продукции, поджогом складов; экологический - повреждением зеленых насаждений, загрязнением водоемов, засорением лесов во время походов.

Антикультурный вандализм приводит к разрушению и уничтожению культурных ценностей (памятников, строений, предметов живописи, музейных экспонатов); антирелигиозный - к разграблению храмов, нанесению вреда священнослужителям, верующим.

Националистический вандализм основывается на национальной нетерпимости; сельскохозяйственный выражается в порче посевов, уничтожении сельскохозяйственной продукции, забое скота; кладбищенский характеризуется разрушением и порчей надгробий и памятников на кладбище, разрыванием могил с целью извлечения драгоценных украшений, зубных коронок и др.

Основным признаком криминального вандализма является сокрытие преступлений.

Но лидирующее место в настоящее время стал занимать компьютерный вандализм, проявляющийся в хищении баз данных (зачастую секретных), закладывании "логических бомб", приводящих к потере информации. Побуждения компьютерных вандалов колеблются в диапазоне от добывания денег до забавы, от решения интеллектуальных головоломок до действий по принципу "а почему бы не...".

В основе вандализма лежит агрессивность - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным).

Согласно поведенческой теории, к преступности в виде вандализма подростков толкает невозможность самоутвердиться в какой-либо другой форме. Это происходит при нарушении процесса социализации, отчужденности от учебно- познавательной и других видов продуктивной деятельности.

Онтогенетическими причинами молодежного вандализма могут быть неправильные методы воспитания и неблагоприятный климат ближайшего окружения. Сложность проблемы состоит в том, что последствия этих ситуаций трудно исправить, т.к. они затрагивают психическое здоровье, приводят к неврозам и психопатиям на почве частых стрессов.

Основа правильного развития человека - нравственное воспитание, которое начинается в семье. При гипоопеке (безнадзорности) родители безразличны к своим детям или не уделяют им достаточного внимания из-за перегрузок на работе, пристрастия к алкоголю, нежелания "портить нервы", часто "откупаются" от них подарками, интересуются их проблемами лишь формально, "для вида". В случае гиперопеки (чрезмерной опеки) существует обратная "сторона медали": детям надоедают бесконечные родительские наставления, поэтому они обещают их выполнять, но все делают по-своему.

В обоих случаях из-за неадекватного отношения со стороны близких (недоверие, отвержение, чрезмерная опека) подросток лишен первичных потребностей: любви, заботы, защищенности, его самооценка нарушена, что мешает ему утвердиться в здоровом коллективе сверстников. Он испытывает дезадаптацию, пробует проявить себя в асоциальных поступках, для чего становятся приемлемыми любые способы - "лишь бы заметили". В этом случае он ищет возможности влиться в дворовые неформальные объединения молодежи с целью преодоления чувства одиночества. А там существуют свои неписаные законы, своя иерархия, механизмы подражания, внушения, которые способствуют вовлечению в групповые акты вандализма даже тех, кто в одиночку на них не способен. В таких группах деструктивная агрессия - обычное дело, она сопровождается цинизмом, высокомерием, аффектом, поэтому часто перерастает в криминальные действия.

Исследования показали, что вандалы из среды молодежи много времени тратят на "тусовки" в дворовых компаниях (40%), на просмотр телепередач (35%), увлекаясь при этом триллерами, второсортными фильмами, пропагандирующими насилие; предпочитают агрессивные компьютерные игры (25% свободного времени). Все это сильно воздействует на сознание молодежи и толкает ее на различного рода эксперименты преступного характера.

Еще одна проблема заключается в пристрастии части молодежи из среды вандалов к алкоголизму и наркомании. Эти вредные привычки сами по себе зачастую становятся причиной негативных действий, а отсутствие денег для покупки спиртного или наркотиков может привести к потребности совершать иные преступления, уже с целью обогащения. Употребление наркотиков и алкоголя оказывает на человека растормаживающее действие, приводит к нервным срывам, у него начинают формироваться черты неустойчивости, которые в неблагоприятной среде резко усиливаются. Очень часто такие молодые люди нуждаются в сопереживании, поддержке окружающих. Появляются бесхарактерность, ярко выраженная социальная дезадаптация, агрессивность и потребность в психологической разрядке. Эти черты характерны для 46% молодых вандалов.

Вандалы, как правило, отчуждены от трудовой деятельности. Они практически еще ничего не сделали своими руками, поэтому не ценят человеческий труд, могут безжалостно ломать и крушить все вокруг себя.

При потере представителями молодежи социальных и моральных ориентиров они не в состоянии принимать решения самостоятельно, поэтому вынуждены подчиняться другим, более сильным членам групп. Слабохарактерные, безвольные подростки в глубине души понимают, что действуют неправильно, но не могут противиться чужой воле и проявляют податливость. Старшие члены группы внушают им, что агрессивность достойна уважения. Часто источником вандализма является поиск развлечений, вызванный, как правило, скукой, неумением занять себя, что в большинстве случаев бывает связано с отсутствием мест отдыха, незанятостью работой, учебой, неразвитостью интеллектуальных запросов, а отсюда - желанием вырваться из однообразия жизни таким варварским и диким способом, как крушение всего.

Довольно распространенным мотивом вандализма является месть. Она побуждает к разрушению как "ответу обществу" на ущемление каких-то интересов, проявление несправедливости со стороны взрослых. К вандализму на почве мести может привести деструктивная критика, которая является причиной психического напряжения и чувства гнева.

Личностно-психологические свойства вандалов из среды молодежи можно распределить на четыре группы в зависимости от мотивации совершенного действия.

Представители первой группы имеют низкую самооценку, по преимуществу они - интроверты, обладают реакциями астенического типа (робость, застенчивость). Им свойственна инертность психических процессов, эмоциональная ригидность, склонность "застревания" на эмоциях. Такие люди могут несколько месяцев помнить о нанесенных обидах, вновь мысленно возвращаются к пережитым ситуациям, сторонятся людей, боятся выглядеть неуклюжими. Многие из них становятся молчунами, иногда впадают в депрессию. Все эти особенности связаны с небольшой задержкой психического развития.

У представителей второй группы преобладает неустойчивая психика, когда налицо диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются с опережением, другие отстают. Для этих молодых людей характерны интровертивность, перепады настроения, заниженная самооценка, подчиняемость, выражающаяся в податливости членам группы, неспособность к самостоятельным действиям, равнодушие в отношении близких, моральная неустойчивость, тяга к праздности, безделью, развлечениям, склонность к параноидальным реакциям ("зацикливание" на определенных несбыточных идеях и попытках претворить их в жизнь).

Молодежь из третьей группы отличается повышенной возбудимостью, неспособностью к реальному восприятию действительности в силу эгоизма, педагогической запущенности. В большинстве случаев эти молодые люди - выходцы из семей, в которых воспитание ведется по принципу "ребенок - кумир семьи", поэтому они обладают низким порогом адаптации, характеризуются лабильностью, экстраверты. Высокая конфликтность наряду с эгоцентризмом мешают их адаптации в школьном коллективе. Они имеют завышенные самооценку, требования к окружающим, считая, что все вокруг должны считаться с их мнением, идти на уступки. Они ворчливы, постоянно чем-то недовольны, стремятся свалить вину на приятелей, быстро сходятся с другими людьми, но желание командовать раздражает окружающих, поэтому их отношения с коллективом быстро портятся и переходят в конфликт, и они любят мстить своим обидчикам.

Для представителей четвертой группы свойственны высокая самооценка, экстравертивность, эгоцентризм. Они полностью пренебрегают морально- этическими нормами, имеют заостренное стремление к самоутверждению, поэтому готовы для привлечения внимания окружающих использовать самые неблаговидные способы. Эти молодые люди не могут справляться с трудностями, периодически выражают протест против общества проявлением аффективных вспышек гнева, агрессивности. Их поведение демонстративно, они боятся лишиться ореола исключительности, склонны к фантазированию, истерическим реакциям с разыгрыванием "спектаклей" перед окружающими ("рисовка"). Высокая конфликтность мешает их адаптации в школьном коллективе, поэтому они находят себя в неформальных внешкольных объединениях молодежи, которые в большинстве случаев имеют антисоциальную направленность.

Информация о работе Вандализм.Виды и причины