Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.

Оглавление

Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

аттестация опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.                          Результаты показаны в таблице (Приложение 11)                                                           Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показало три ребенка, средний уровень зафиксирован у десяти детей и у пятерых детей наблюдается низкий уровень.                                                                                                                          На основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена механическая дислалия. Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р - р', л - л'.                                                                                               На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.

1 группа - дети с нарушением шипящих;

2 группа - дети с нарушением сонорных.

Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем этапе.

                                                  II  период обучения

(декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения .

На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук.

- артикуляционная гимнастика                                                                                                     С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использованы упражнения. (Приложение 12)

У некоторых детей упражнение «Сделай язык широким» вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык. При выполнении упражнений «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы» детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными.Одному ребенку с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение.                                                                         Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия.                                                                                          После того как мы поставили изолированный звук л, мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложения

Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.                                                                                                                              Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.                                                                                                                Работу мы начинали с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.                                                                              Детей заинтересовала работа с карточками - символами: С - (губы) , ш - (язык ).                На развитие фонематического слуха предлагалось задание (Приложение 13).

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

III  период обучения

(март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

Цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.          Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению.                                                                                                               При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания:                                                                                                                                                      1) улыбка, 2) улыбка - трубочка, 3) лопатка, 4) иголочка, 5) часики, 6) маляр, 7) качели.                                                                                                                                             Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней.                           Полученные результаты нами проанализированы и помещены в таблицу                             ( Приложение 14 ). Данные таблицы говорят о том, что пять детей, которые имели средний уровень, показало из них 4 ребенка высокий, 1- остался на среднем уровне. Низкого уровня не зафиксировано.

Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.                          Данные результатов занесены в таблицу  ( Приложение 15).                                     Анализируя показатели данной таблицы, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 99% детей.                                                                                                Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе.                                                                                                                              Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней.                                              Показанные результаты занесены в таблицу  ( Приложение 16).                                        Данные таблицы говорят о том, что высокого уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 10 детей. Низкий уровень наблюдается у двоих детей. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу  (Приложение 17).                                                                                                                                                                                                                                     Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе школьников Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у младших школьников.

 

 

 

 

Заключение

Устранение нарушений звукопроизношения у младших школьников с дефектом звукопроизношения (дислалией)  - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет мне сделать следующие выводы.         Дислалия - это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.            Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:       - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.

- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.                                                                                                                                  Таким образом,  коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.                                .

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности школьников; учитываются этапы развития звукопроизношения, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М. Академия, 1998. - 400с.

2.      Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.

3.      Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.,1981.

4.      Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998

5.      Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. - СПб.;1992

6.      Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.; 1998

7.      Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - М.; 1989

8.      Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000

9.      Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. - М.; 2002

10. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998

11. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. - М.; Владос, 2000

12. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.; 1994

13. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1999

14. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. - СПб.;1997

15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1981

16. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983

 

 

1

 



Информация о работе Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики