Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.
Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список………………………………………
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал. Результаты показаны в таблице (Приложение 11)
1 группа - дети с нарушением шипящих;
2 группа - дети с нарушением сонорных.
Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем этапе.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
коррекционно-логопедическая работа
Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения .
На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук.
- артикуляционная гимнастика
У некоторых детей упражнение «Сделай язык широким» вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык. При выполнении упражнений «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы» детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными.Одному ребенку с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение.
Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.
В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
III период обучения
(март, апрель, май)
коррекционно-логопедическая работа
Цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.
Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению.
Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.
Заключение
Устранение нарушений звукопроизношения у младших школьников с дефектом звукопроизношения (дислалией) - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет мне сделать следующие выводы. Дислалия - это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой. Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает: - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.
Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности школьников; учитываются этапы развития звукопроизношения, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии - подтверждена.
Библиографический список
1. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М. Академия, 1998. - 400с.
2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.,1981.
4. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998
5. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. - СПб.;1992
6. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.; 1998
7. Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - М.; 1989
8. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000
9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. - М.; 2002
10. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998
11. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. - М.; Владос, 2000
12. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.; 1994
13. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1999
14. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. - СПб.;1997
15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1981
16. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983
1
Информация о работе Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики