Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.

Оглавление

Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

аттестация опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой ком­муникации, а не только формирование правильного произне­сения звуков. Используются приемы игровой терапии в соче­тании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над лич­ностью ребенка в целом. Логопедическая работа включа­ет развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.

                  Роль гимнастики в коррекционно – логопедической работе

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов кинем. Среди детей школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Дислалия - это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевой деятельности, благодаря силе хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Р.Е. Левина отмечала, что нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному. (Приложение №2)                                                                                                           

Для четкой артикуляции нужны сильные, другие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе жевательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                                                                                           Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов мышц и лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Этапы логопедической работы по устранению звукопроизношения

При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляю базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляю звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставлю звук з, после этого перехожу к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставлю звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляю звук ш. Затем на основе его артикуляции ставлю звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции даю поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком  д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт мне возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.  Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.   Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с  логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях.  Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).                                                                                               Обычно это четыре основных этапа. (Приложение №3)

Постановка звука может занять 1-2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5-7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.

Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы: коррекционная работа будет строиться с учётом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта. Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков

                                                

 

 

 

 

 

 

 

Технология опыта

Коррекцией звукопроизношения занимаюсь  на протяжении всего периода логопедической  работы. Владение методикой постановки звуков является  одной из главных составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова и другие.  Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения  у детей. Определена  последовательность в работе над звуком. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляю с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа.(Приложение №4) Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, так как от их выполнения во многом зависит постановка звука.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики  соблюдаю определенную последовательность, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления  придумываю новые игровые приемы. Работу организую следующим образом: рассказываю о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показываю его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а я контролирую выполнение.
Проводя артикуляционную гимнастику, я слежу за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Я никогда не говорю ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение, а показываю ребенку его достижения ("Видишь, язык уже научился быть широким"), подбодриваю ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху"). Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна. На всех этапах   рекомендую развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга.Помимо специальных упражнений  использую настольные игры "Мозаика", "Конструктор", выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью. Еще одним из видов работы является развитие фонематического слуха (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками). Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Для проведения занятий я использую различные картинки. Это просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации, различные лото. Есть специальное логопедическое лото "Подбери и назови". В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а можно и  нарисовать что-то самим. Использование картинного материала позволяет сделать мою работу интересной и разнообразной. Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.

Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая  параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия. Постановка  звука, автоматизация  и дифференциация  растягиваются на длительные сроки. Поэтому начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку.  Сразу проясняется картина, видна возможность  постановки того или иного звука. Вырисовывается  план работы: какой звук  ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается  звук «Л». Ставя его  и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием  артикуляционного уклада остальных звуков. Не происходит  взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что  их артикуляционные  уклады очень близки. Отрабатывая  артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую  их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка  свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией  занимаюсь в последнюю очередь, так как  они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи».

Особое внимание  заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно  над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук  произносится верно, а твердый искаженно. Учитывая, что продолжительность этих занятий не должна превышать  15-20 минут, потому что дети быстро утомляются, я использую это

время только на коррекцию звукопроизношения, а работу над другими сторонами речи выношу на фронтальные занятия.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции. «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть  руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука «Л» имитируем  движение языка к зубам при помощи  его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука «Р» имитируем  пальцами вибрацию переднего края  чашечки и т.д.

          Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии  хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому занятию  придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого  при автоматизации звуков  заучиваем много стихов  со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также

Практика подтверждает эффективность  этих приемов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приемов (Приложение №5)

Второй комплекс методик направлен на обследование речи.

Работа проводилась на базе Красненской средней общеобразовательной школе .               В эксперименте принимали участие дети начальной школы с различными нарушениями звукопроизношения. Работа по обследованию проводилась 2007-2008 учебного года.                                                                                                                 Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Выявить у младших школьников нарушения звукопроизношения.

2. Выявить особенности фонематического восприятия

3. Выявить нарушения звукопроизношения;

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.                                                                                                                                      В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. (Приложение 6)                    Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания (Приложение 7), которые включали динамические и статические упражнения. Исследование артикуляционной моторики.                                                                      

При обследовании детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. У двух недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.   У этих детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, они не могли:

-- удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

-- облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

-- произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

-- удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

-- пощелкать языком (3-5 раз);

-- пощелкать языком («погонять лошадок»);

-- имитировать языком положение «трубочки»;

-- произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

Нарушения строения артикуляционного аппарата у школьников с дислалией

(Приложение8). После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у 3 детей есть упражнения, где они не справились. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата. Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У двух детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения: (Приложение 9)                                                                                         

В этих упражнениях не было

-- четкости артикуляционных движений;

-- быстроты и плавности их воспроизведения;

-- умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Состояние фонематического восприятия определялось с помощью заданий: (покажи где?) Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.                                                                                                1) кот - год, 2) мишка - мышка, 3) лук - люк, 4) софа - сова, 5) шар - жар;                                                                                                            (повтори слоговые цепочки) Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.1) ба - па, па - ба, 2) са - ша, ша - са, 3)ша- жа - ша, жа - ша - жа, 4) ца - са - ца, са - ца - са, 5) ра - ла - ра, ла - ра - ла.                                                    Система оценки состояния фонематического восприятия  (Приложение 10)

Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня показал 1 человек (1%), средний уровень зафиксирован у пятерых детей, это составило (30%) и у девяти детей наблюдается высокий уровень, это составило (69%) детей.

Информация о работе Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики