Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.
Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список………………………………………
МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Опыт работы
учителя-логопеда Поповой Ольги Сергеевны
Красное
Содержание
Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………..
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список…………………………………………………...21
Приложения ……………………………………………………………………22
Глава I Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.
По результатам диагностики выявлено следующее:
1.Увеличение количества детей с нарушением речи.
Со стороны родителей, особенно в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален.
Обоснование актуальности и перспективы опыта
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из несущих проблем, стоящих перед младшими школьниками. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи.
Цель исследования: выявить влияние артикуляционной гимнастики на становление правильного звукопроизношения у младших школьников.
Объектом являются нарушения звукопроизношения у младших школьников и их коррекция.
Предмет: артикуляционная гимнастика как средство устранения недостатков звукопроизношения у младших школьников.
Гипотеза: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей будет более эффективной, если учитывается:
- ведущий вид деятельности младших школьников
- механизм и структура нарушения звукопроизношения.
-коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием артикуляционной гимнастики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения и пути их преодоления.
2. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у младших школьников
3. Подобрать и апробировать артикуляционную гимнастику по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников.
4. Определить эффективность логопедической работы.
Принципы
1. От простого к сложному
2. Системности
3. Последовательности
4. Доступности
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Метод наглядного моделирования
Игровой метод
Словесный
Наглядный
Практический
Ведущая педагогическая идея
Преодоление недостатков звукопроизношения у детей по средством артикуляционной гимнастики.
Длительность работы
Диапазон опыта
1. Система логопедических занятий по преодолению недостатков звукопроизношения у учащихся начальных классов
2. Система артикуляционных упражнений для устранения дефектов звукопроизношения детей 7-11 лет
Практическая значимость моего исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Взгляды педагогов на звукопроизношение в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой . Начальная школа является основной ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в овладении грамотой.. Во многих «общеобразовательных» школах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова –необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу. Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом появления звуков в онтогенезе: свистящие, шипящие, соноры. Авторы не рекомендуют брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют одновременно работать над трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить». Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.
Особенности речи детей с дефектами звукопроизношения
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией.
3. Нестойкое употребление звуков в речи.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. (Приложение №1)
Коррекция звукопроизношения
Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отраженно произносится правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (кинетический анализ) и на специфические приемы постановки отдельных звуков.
Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием.
Информация о работе Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики