Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.

Оглавление

Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

аттестация опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать)


МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики

 

Опыт работы

учителя-логопеда Поповой Ольги Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красное


Содержание

Глава I Информация об опыте……………………………………………………3

1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3

1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5

1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5

1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6

1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6

Глава II Технология опыта……………………………………………………..12

Заключение ……………………………………………………………………20

Библиографический список…………………………………………………...21

Приложения ……………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Информация об опыте

                                                                 “Надо уметь правильно произносить

                                       звуки,  слова, фразы.

                                                              Научившись этому так, чтобы всё

                                                                                      это вошло в привычку, — можно творить.”
                                                                                                                                                 К.С. Станиславский

Условия возникновения опыта

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.  

По результатам диагностики выявлено следующее:

1.Увеличение количества детей с нарушением речи.                                   2.Увеличение количества школьников, имеющих дефект звукопроизношения.         3.Дети с фонетическим недоразвитием имеют низкий уровень развития фонематических процессов.

Со стороны родителей, особенно в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать  и над другими сторонами речи. Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку  у каждого ребенка индивидуален.                                                                                                Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного  звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением  зачастую  нарушено полноценное  общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. 

   Обоснование актуальности и перспективы опыта

Развитие речи, включающее умение четко произносить  звуки  и  различать их,                      владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и  т.д., одна из несущих проблем, стоящих перед младшими школьниками. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к  обучению  в школе,  залог  успешного  освоения  грамоты  и   чтения:   письменная   речь формируется   на   основе   устной,   и   дети,   страдающие   недоразвитием фонематического    слуха,    являются    потенциальными    дисграфиками    и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление  фонетико-фонематического  недоразвития  достигается  путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи  и фонематического недоразвития.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи.

Цель исследования: выявить влияние артикуляционной гимнастики на становление правильного  звукопроизношения у  младших школьников.

Объектом  являются нарушения звукопроизношения у младших школьников и их коррекция.

Предмет: артикуляционная гимнастика как средство устранения недостатков звукопроизношения у младших школьников. 

Гипотеза: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей будет более эффективной, если учитывается:

- ведущий вид деятельности  младших школьников

- механизм и структура нарушения звукопроизношения.

-коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием артикуляционной гимнастики.

Для достижения цели  необходимо решить следующие задачи:

1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения и пути их преодоления.

2. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у младших школьников

3. Подобрать и апробировать артикуляционную гимнастику по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников.

4. Определить эффективность логопедической работы.

Принципы

1.      От простого к сложному

2.      Системности

3.      Последовательности

4.      Доступности

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1.      Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Метод наглядного моделирования

      Игровой метод

      Словесный

      Наглядный

      Практический

Ведущая педагогическая идея

Преодоление недостатков звукопроизношения у детей по средством артикуляционной гимнастики.

Длительность работы                                                                                                                Практическая деятельность в должности учителя-логопеда в течение пяти лет показала, что без комплексного  подхода педагогов и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Диапазон опыта

1.      Система логопедических занятий по преодолению недостатков звукопроизношения у учащихся начальных классов

2.      Система артикуляционных упражнений для устранения дефектов звукопроизношения детей 7-11 лет

Практическая значимость моего исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения.

                                             Теоретическая база опыта

Взгляды педагогов на звукопроизношение в развитии речи

Поступление ребёнка в школу –  важный  этап  в  жизни,  который  меняет социальную  ситуацию  его  развития.  К  обучению  в  1-ом  классе   ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего  возраста  владели,  прежде всего,  грамотной  фразой,  развёрнутой  речью,  объёмом   знаний,   умений, навыков,  определённых   программой . Начальная школа  является  основной ступенью  в  системе народного образования и  выполняет  важную  функцию  в овладении грамотой.. Во многих «общеобразовательных» школах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед.  Помимо  коррекции речи с детьми занимаются  развитием  памяти,  внимания,  мышления,  общей  и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике. Ведущие  учёные  (Р.Е.Левина,  Н.А.Никашина,   Г.А.Каше,   Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что  существует прямая  зависимость  между  уровнем  речевого   развития   ребёнка   и   его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с  детьми,  испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование  у  них  психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.  В  современной  методике  обучения  грамоте   общепризнанным   является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова  –необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и  письмом  на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу. Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом   появления  звуков в онтогенезе: свистящие, шипящие, соноры.  Авторы не рекомендуют  брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется  прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют  одновременно  работать над  трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению. Исследования ряда  психологов,  педагогов,  лингвистов  (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой  и др.)  подтверждают, что  элементарное  осознание  фонетических  особенностей звучащего слова влияет и на  общеречевое  развитие  ребёнка  –  на  усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и  дикции. В  свою  очередь  звуковой  анализ  и  синтез  должны  базироваться  на устойчивом  фонематическом   восприятии   каждого   звука   родного   языка.    Одновременно  с   развитием   фонематического   восприятия   происходит интенсивное  развитие  словаря  и  овладение  произношением.   Уточним,  что чёткие фонематические представления о звуке возможны только  при  правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно  мы  слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить». Заучивание  букв, когда их названия воспроизводятся неправильно,  способствует  закреплению  у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им  письменной речи.    Известно, что вторичные отклонения легче  предупредить,  чем  исправить уже сформировавшиеся нарушения. Задачи  коррекционного  обучения  включают  в  себя  не  только  исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению  в  школе, т.е. усвоение элементов грамоты.

                        Особенности речи детей с дефектами звукопроизношения

Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены  звуков. 

2.  Замены  группы  звуков  диффузной  артикуляцией.

3. Нестойкое употребление звуков в речи.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. (Приложение №1)

                                        Коррекция звукопроизношения

    Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произно­шения нескольких звуков важна последовательность в рабо­те. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наи­более просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддаю­щийся коррекции, например звук, который отраженно произ­носится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добивать­ся их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, сло­вах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и норма­лизованным звуком.

При работе над звукопроизношением опираются на зна­ние артикуляционных укладов родного языка, анализ струк­туры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (ки­нетический анализ) и на специфические приемы постановки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощу­щением, между восприятием звука на слух, зрительным об­разом артикуляционного уклада данного звука и двигатель­ным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях разви­тия фонетико-фонематической системы языка в норме.

При формировании звукопроизносительных умений и на­выков в различных ситуациях речевой коммуникации, пре­дупреждении и преодолении вторичных нарушений речи ло­гопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различ­ных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и пред­ложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писа­ние и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием.                                                Содержание и методы работы видоизменяются в зависимо­сти от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня ре­чевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недо­развитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грам­матическим строем, а также специальные мероприятия, на­правленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизноше­нием и уточнением фонематического слуха.

Информация о работе Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики