Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа
Проблема эффективности профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.
Введение ……………………………………………………………..
9
Теоретические основы профессионального самоопределения
Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект ……………………………
9
Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение……………………….
9
Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение…………………………………………………
9
2.1. Реализация условий и внедрение механизмов влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение учащихся учреждения общего образования…………………………………………………………..
9
Рекомендации по педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования…………………………………………………….
9
Заключение……………………………………………………………
9
Список литературы…………………………………………………..
9
Приложения…………………………………………………………..
9
Каждый этап
профессионального
Педагогическое сопровождение самоопределения школьников
Проблема педагогического
сопровождения
При этом важно
учитывать особенности
В результате научных исследований были выявлены тенденции, доказывающие безуспешность трансляционной организации профориентации в «условиях развивающегося полипрофессионального общества». (Лучевич стать с.15) В связи с этим становится актуальной проблема трансформации профориентационной работы с трансляционной на развивающуюся. На смену монопрофессионализма приходит полипрофессионализм. Целью таких изменений является развитие ключевых профессиональных компетенций и компетенций профессионального самоопределения учащихся.
Критерии готовности
к профессиональному
Когнитивная составляющая готовности |
Мотивационно-потребностная составляющая |
Деятельностно-практическая составляющая |
1. Информированность
о мире профессий и умение
соотнести информацию со 2. Автономность. |
1. Умение принимать решения. 2. Умение планировать свою профессиональную жизнь. 3. Эмоциональная включенность в ситуацию решения. |
1. Успешность учащихся по основным предметам 2. Успешность
учащихся при изучении 3. Успешное проявление во внеурочной деятельности |
Таким образом,
Модель психолого-
2.Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение
2.2. Реализация
условий и внедрение
Эстетическая образовательная среда создается за счет взаимообогащения содержания, форм и методов эстетического воспитания в одном образовательном учреждении и представляет собой систему, где учащимся предоставляется насыщенный «пакет» образовательных услуг, из которого они выбирают собственный образовательный маршрут, реализация движения по которому обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением на всех ступенях обучения;
Характеристика
процесса профессионального
Механизм регулируемого влияния эстетической образовательной среды на процесс профессионального самоопределения учащегося, который включает меры педагогического содействия процессу их самоопределения и развитию эстетической направленности личности - создание ситуации выбора образовательного маршрута из имеющегося пакета образовательных услуг, мотивирование учащегося на осуществление выбора и психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах его прохождения, что и обеспечивает перевод учащегося из состояния профессиональной и личностной неопределенности в состояние готовности к самостоятельной жизни и деятельности в качестве эстетически развитой личности и члена общества, обладающего гражданской и правовой компетентностью, осознающего свой социальный статус.
Это происходит в:
Организационные условия: деятельность ОУ в режиме полного дня, единое расписание занятий, единый коллектив педагогов.
Содержательные условия: синхронизация программ общего и дополнительного образования, имеющих одно направление воздействия (математика, сольфеджио, история, мировая музыкальная культура, окружающий мир, ИЗО, музыка и т.д.), разработка авторских интегрированных программ (мировая музыкальная культура, развитие интеллектуальных способностей, этикет), совмещение программ общего и дополнительного образования (чтение, ИЗО, окружающий мир, история, литература, мировая художественная культура, музыкальная литература, физкультура, хореография и т.д.).
Методические условия: выстраивание собственных индивидуальных образовательных траекторий учащимися в союзе с учителями, введение в деятельность учреждения образования метода проектов как системного компонента образовательного процесса.
Воспитательные
условия — система
Эстетическая
образовательная среда
Микросреда представляет собой собственно школьное пространство, где учащийся включен в общеобразовательную и эстетическую деятельность. В то же время микросреда включена в мезосреду: в социальное пространство микрорайона и города, что позволяет учащимся самоопределиться профессионально и в социальных позициях (через деятельность профильных классов, работу культурно-образовательного центра микрорайона, участие в городских мероприятиях и пр.). В свою очередь мезосреда активно взаимодействует с макросредой (законодательная база государства, виртуальное информационное пространство и пр.), что позволяет определить перспективы дальнейшего профессионально-личностного развития учащихся;
Развивая положение о педагогическом потенциале среды, который заключается не столько в ее содержании, сколько в ситуации выбора, создаваемой для индивида, мы определили, что механизм регулируемого влияния среды на формирование навыков социально-личностного самоопределения представляет собой: а) создание единого образовательного пространства путём насыщения среды образовательными услугами общего эстетического плана; б) обеспечение мотивации при помощи педагогического коллектива на осуществление выбора учеником собственного образовательного маршрута; в) психолого-педагогическое сопровождение процесса продвижения учащегося по маршруту на всех возрастных этапах с учетом специфики каждого из них.
Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся - это
интегративная характеристика, включающая целостную совокупность
компетенций
и навыков, основанных на
как самопрезентация,
самоорганизация,
Заключение
Самоопределение личности – процесс сложный и длительный, требующий осознания собственного Я, своего жизненного опыта, своих отношений с окружающим миром, поэтому педагогическое сопровождение данного процесса нужно осуществлять на всех этапах обучения в школе с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Особенно это важно в условиях современных перемен в нашем обществе, когда будущая жизнь человека зависит от способности к профессиональной мобильности, когда установка государства в условиях перехода к обществу знаний предполагает подготовку специалистов, владеющих полипрофильными знаниями, профессиями, обеспечивающими их конкурентоспособностью.
В своей работе ….
Перспективы .. дипломная работа
Список литературы