Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эффективности профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..
9
Теоретические основы профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект ……………………………

9
Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение……………………….

9
Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение…………………………………………………

9
2.1. Реализация условий и внедрение механизмов влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение учащихся учреждения общего образования…………………………………………………………..



9

Рекомендации по педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования…………………………………………………….



9
Заключение……………………………………………………………
9
Список литературы…………………………………………………..
9
Приложения…………………………………………………………..
9

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Каждый этап профессионального самоопределения  характеризуется не только содержанием, но и конкретной ситуацией. Ситуация профессионального самоопределения – это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе. Внутренние условия: особенности ценностно-смысловой сферы личности, уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности; объем предыдущего опыта личности и степень его использования; наличные знания, умения, навыки личности; индивидуально-психологические особенности личности. Внешние условия: содержание  и условия учебной или профессиональной деятельности, которой планирует заниматься человек; требования этой деятельности к человеку, его качествам; особенности влияния на личность семьи, коллектива; настроения, ориентиры, стереотипы в этих сферах.

 

Педагогическое  сопровождение самоопределения  школьников

Проблема педагогического  сопровождения профессионального  самоопределения связана с профессиональной ориентацией. В современных условиях профессиональная ориентация – это  система взаимодействия личности и  общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая особенностям личности и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах (Чистякова с. 14). Приоритетную роль в этом взаимодействии начинают играть ценностно-смысловые принципы конструирования жизненных смыслов. Компетентность специалиста предполагает помимо собственно профессиональной подготовки ряд качеств, имеющих внепрофессиональный характер. Они необходимы каждому специалисту: умение постоянно учиться и обновлять свои знания, понимание экологии, законов экономики, владение компьютером и т.д.

При этом важно  учитывать особенности ориентации современного общества на устойчивое развитие, непредсказуемость рыночных отношений и ориентировать молодых  людей на поливариативность  выбора образовательных траекторий и форм трудоустройства. В этой связи следует делать акцент на идею подготовки специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, готового проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности (потребности, знания), способного к самообразованию и развитию человеческого потенциала  на протяжении всей его жизни.

В результате научных  исследований были выявлены тенденции, доказывающие безуспешность трансляционной организации профориентации в «условиях  развивающегося полипрофессионального общества». (Лучевич стать с.15) В связи с этим становится актуальной проблема трансформации профориентационной работы с трансляционной на развивающуюся. На смену монопрофессионализма приходит полипрофессионализм. Целью таких изменений является развитие ключевых профессиональных компетенций и компетенций профессионального самоопределения учащихся.

 

 

 

 

 

 

Критерии готовности к профессиональному самоопределению

Когнитивная составляющая готовности

Мотивационно-потребностная  составляющая

Деятельностно-практическая составляющая

1. Информированность  о мире профессий и умение  соотнести информацию со своими  особенностями.

2. Автономность.

1. Умение принимать  решения.

2. Умение планировать  свою профессиональную жизнь.

3. Эмоциональная  включенность в ситуацию решения.

1. Успешность  учащихся по основным предметам

2. Успешность  учащихся при изучении школьного  компонента

3. Успешное проявление  во внеурочной деятельности


 

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

    1. Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение

 

Модель психолого-педагогического  сопровождения развития профессионально  важных компетенций и компетенций  профессионального самоопределения (Луцевич книга стр .38)

 

 

 

 

2.Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение

 

2.2. Реализация  условий и внедрение механизмов  влияния эстетического воспитания  на профессиональное самоопределение  учащихся учреждения общего образования

 

Эстетическая  образовательная среда  создается  за счет взаимообогащения содержания, форм и методов  эстетического воспитания в одном образовательном учреждении и представляет собой систему, где учащимся предоставляется насыщенный «пакет» образовательных услуг, из которого они выбирают собственный образовательный маршрут, реализация движения по которому обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением на всех ступенях обучения;

Характеристика  процесса профессионального самоопределения  учащихся, инвариантный состав которого включает следующие этапы: самоактуализация  - педагогическое содействие в осознании и формировании потребности в своем профессиональном и личностном самоопределении; самоидентификация - оказание помощи в определении учащимися своих способностей, возможностей в самоопределении; самоорганизация - определение учащимся целей, путей, форм, содержания успешного социального и личностного самоопределения и осуществление самостоятельной деятельности; самореализация - достижение результата самоопределения на этапе обучения в школе - готовности к самостоятельной жизни и деятельности в качестве разносторонне развитого члена общества, способного к разнообразной, продуктивной, творческой деятельности и социально ориентированной личности, осознающей свой социальный статус, права и -обязанности, нормы социального поведения и деятельности, уровень и характер социальных притязаний.

Механизм регулируемого  влияния эстетической образовательной  среды на процесс профессионального  самоопределения учащегося, который  включает меры педагогического содействия процессу их самоопределения и развитию эстетической направленности личности - создание ситуации выбора образовательного маршрута из имеющегося пакета образовательных услуг, мотивирование учащегося на осуществление выбора и психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах его прохождения, что и обеспечивает перевод учащегося из состояния профессиональной и личностной неопределенности в состояние готовности к самостоятельной жизни и деятельности в качестве эстетически развитой личности и члена общества, обладающего гражданской и правовой компетентностью, осознающего свой социальный статус.

Это происходит в:

  1. Обучении  - интегрированные программы, деятельность научного общества,практику бинарных уроков, синхронизацию учебных курсов, единое расписание занятий.
  2. Воспитании - деятельность детской общественной организации,   программу «Лидер», общешкольные дела, самоотчеты перед родителями.
  3. Развитии -  деятельность классных руководителей, психологической службы, индивидуальное и групповое тьюторство, введение портфолио, программу «Здоровье»,подготовительные группы для детей с 5лет.

Организационные условия: деятельность ОУ в режиме полного  дня, единое расписание занятий, единый коллектив педагогов.

Содержательные  условия: синхронизация программ общего и дополнительного образования, имеющих одно направление воздействия (математика, сольфеджио, история, мировая музыкальная культура, окружающий мир, ИЗО, музыка и т.д.), разработка авторских интегрированных программ (мировая музыкальная культура, развитие интеллектуальных способностей, этикет), совмещение программ общего и дополнительного образования (чтение, ИЗО, окружающий мир, история, литература, мировая художественная культура, музыкальная литература, физкультура, хореография и т.д.).

Методические  условия: выстраивание собственных  индивидуальных образовательных траекторий учащимися в союзе с учителями, введение в деятельность учреждения образования метода проектов как системного компонента образовательного процесса.

Воспитательные  условия — система воспитательной работы, основанная на деятельности органов  ученического самоуправления и множественности разновозрастных групп, объединенных для проведения коллективных творческих дел, деятельность классных руководителей, психологов, социальных педагогов, направленная на  разработку и внедрение в образовательную практику учреждений образования интегрированных программ содействия учащимся в их профессиональном  самоопределении, рекомендаций для родителей и других  специалистов.

Эстетическая  образовательная среда рассматривается  нами как сложная система, объединяющая микро-, мезо-, макро- среду, воздействующая на личность посредством погружения в ситуацию множественности образовательных услуг общего образования и эстетического воспитания, из которых учащийся выбирает собственный образовательный маршрут, а педагогический коллектив обеспечивает регулирование и целесообразность выбора, мотивацию деятельности и психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах обучения.

Микросреда  представляет собой собственно школьное пространство, где учащийся включен  в общеобразовательную и эстетическую деятельность. В то же время микросреда включена в мезосреду: в социальное пространство микрорайона и города, что позволяет учащимся самоопределиться профессионально и в социальных позициях (через деятельность профильных классов, работу культурно-образовательного центра микрорайона, участие в городских мероприятиях и пр.). В свою очередь мезосреда активно взаимодействует с макросредой (законодательная база государства, виртуальное информационное пространство и пр.), что позволяет определить перспективы дальнейшего профессионально-личностного развития учащихся;

Развивая положение  о педагогическом потенциале среды, который заключается не столько  в ее содержании, сколько в ситуации выбора, создаваемой для индивида, мы определили, что механизм регулируемого влияния среды на формирование навыков социально-личностного самоопределения представляет собой: а) создание единого образовательного пространства путём насыщения среды образовательными услугами общего эстетического плана; б) обеспечение мотивации при помощи педагогического коллектива на осуществление выбора учеником собственного образовательного маршрута; в) психолого-педагогическое сопровождение процесса продвижения учащегося по маршруту на всех возрастных этапах с учетом специфики каждого из них.

Таким образом, профессиональное самоопределение  учащихся - это

 интегративная  характеристика, включающая целостную  совокупность

 компетенций  и навыков, основанных на сформированности  таких качеств,

 как самопрезентация,  самоорганизация, самореализация. Эстетическое воспитание способствует в большей мере развитию индивидуального творческого потенциала и профессиональному самоопределению за счет усиления индивидуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Рекомендации по педагогическому сопровождению профессионального  самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования

 

 

 

 

Заключение

Самоопределение личности – процесс сложный и  длительный, требующий осознания  собственного Я, своего жизненного опыта, своих отношений с окружающим миром, поэтому педагогическое сопровождение данного процесса нужно осуществлять на всех этапах обучения в школе с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Особенно это важно в условиях современных перемен в нашем обществе, когда будущая жизнь человека зависит от способности к профессиональной мобильности, когда установка государства в условиях перехода к обществу знаний предполагает подготовку специалистов, владеющих полипрофильными знаниями, профессиями, обеспечивающими их конкурентоспособностью.

В своей работе ….

 

Перспективы .. дипломная работа

Список литературы

 

  1. Буткевич,  В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебное пособие для учителей нач. классов, воспитателей ГПД, организаторов  внеклассной работы / В.В.Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 144 с.
  2. Воспитание прекрасным/авт.-сост.   А.Р. Борисевич, В.М. Пунчик. – Мн.: Красико-Принт, 2009. – 128 с.
  3. Завадская, Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель социальной зрелости старшего школьника/ Ж.Е. Завадская//Адукацыя і выхаванне. – 2006. -  № 10. - С.35 – 42.
  4. Кавалевіч, М.С. Прафесійнае самавызначэнне старшакласнікаў ў інавацыйнай школе: метадалогія, тэорыя, тэхналогія: манаграфія /М.С. Кавалевіч; Пад рэд. М.К. Сцепаненкава. – Брэст: УА “БрДУ імя А.С. Пушкіна”, 2003. – 267 с.
  5. Климов,  Е.А. Психология професионального самоопределения/ Е.А. Климов. –Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 215 с.
  6. Ковалевич, М.С.  Реализация проекта «Человек». Личностное и профессиональное самоопределение: антропологический подход //  Народная асвета. -  2005. -  № 11. С. 3 – 7.
  7. Котикова, О.П. Кухаронок, В.Г.  Эстетическое воспитание младших школьников: Пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений/ О.П.  Котикова, В.Г. Кухаронок – Мн.: Научно-методический Центр учебной книги и средств обучения, 2001. – 192 с.
  8. Котикова, О.П.   Эстетическое воспитание старшеклассников: Уч. метод. пособие для педагогов/ О.П. Котикова – Мн.: Універсітэцкае, 2001. – 192 с.
  9. Кулікова, Н.П. Пошукі своей сцежкі. Метадычныя парады па эстэтычнаму выхаванню /Н.П. Кулікова - Мн.: ТАА “Аракул”. – 1997. – 79 с.
  10. Ларин, А.С. Эстетическое воспитание. Учебное пособие/А.С. Ларин – Мн.: Высшая школа, 1992. – 256 с.
  11. Луцевич, Л.В., Лях, В.В., Тарасюк, О.А.  Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.- метод. пособие/Л.В. Луцевич, В.В. Лях, О.А. Тарасюк; под общ. ред. Л.В. Луцевич; ГУО “Акад. последиплом. Образования”. – Минск: АПО, 2011. – 204 с.
  12. Луцевич, Л.В. Второй век профориентации: тенденции и перспективы/ Л.В.Луцевич // Кіраванне ў адукацыі. -  2010. -  № 10. С. 13-18.
  13. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н. Мартина// Директор школы. -  2006. -  № 3. -  С.65 -71.
  14. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004. – 176 с.
  15. Профориентация в школе / сост. С.В. Тарасевич, Н.А. Шалима, О.А. Купревич, Е.Н. Пастушкова. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.
  16. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение (методы активизации)/Н.С.  Пряжников. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 152 с.
  17. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)/Н.С.  Пряжников. –М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
  18. Степанов, П. Старшеклассники / П. Степанов. -  // Народное образование. -  2006. -  № 9. -  С. 217 – 221.
  19. Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы: манаграфія/ Г.П. Арлова,Ю С.Р. Туболец; пад агульн. Рэд. Г.П. Арловай – Віцебск: УА “ВДУ імя П.М.Машэрава”, 2008. – 162 с.
  20. «Я и мое будущее в современном мире». Программа личностного и профессионального самоопределения для старшеклассников // Первое сентября. -  2007. -  27 января.  - № 2. -  С. 18 – 19.
  21. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Учеб. пособие для студ-тов пед.институтов/ С.Н. Чистякова – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  22. Эстетическое воспитание в школах искусств: Книга для учителя: Из опыта работы/ Сост.П.В. Халабузарь. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

Информация о работе Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение