Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эффективности профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..
9
Теоретические основы профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект ……………………………

9
Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение……………………….

9
Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение…………………………………………………

9
2.1. Реализация условий и внедрение механизмов влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение учащихся учреждения общего образования…………………………………………………………..



9

Рекомендации по педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования…………………………………………………….



9
Заключение……………………………………………………………
9
Список литературы…………………………………………………..
9
Приложения…………………………………………………………..
9

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Условия и механизмы влияния эстетического  воспитания

на  профессиональное самоопределение

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………..

9

  1. Теоретические основы профессионального самоопределения
 
    1. Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект ……………………………

 

9

    1. Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение……………………….

 

9

  1. Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение…………………………………………………

 

9

2.1. Реализация  условий и внедрение механизмов влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение учащихся учреждения общего образования…………………………………………………………..

 

 

 

9

 

    1. Рекомендации по педагогическому сопровождению

профессионального самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования…………………………………………………….

 

 

 

9

Заключение……………………………………………………………

9

Список литературы…………………………………………………..

9

Приложения…………………………………………………………..

9

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема эффективности  профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.

В этой связи  обостряется проблема  определения  деятельности системы образования, назначение которой - формировать человека, способного реализовать себя в конкретных социокультурных условиях. Возникают  вопросы: как обеспечить учащимся навыки профессионального самоопределения, необходимые человеку в нестабильных условиях современной социокультурной ситуации? В какой степени они зависят от образовательной среды?

Нерешёнными остаются вопросы взаимоотношения социального и индивидуального в развитии личности, их зависимость от условий  образовательной среды. Остаются вне пределов внимания соотношение содержательного изменения учебно-воспитательного процесса и качественного своеобразия формирующейся личности школьника, взаимовлияние социализирующих функций педагогического окружения и индивидуальных проявлений воспитуемого, недостаточно полно изучены вопросы формирования личности под воздействием взаимодополняющих процессов социализации и индивидуализации.

В истории развития образования в разное время наблюдались «перекосы» в подходах к самоопределению личности. В советской педагогике (1930-1970-гг.) приоритетным направлением являлась социализация как включение индивида в жесткий социальный алгоритм общества. Как противовес этому с середины 80-х годов в педагогике стала доминировать идея индивидуальности и личностно-ориентированного образования. Полагаем, что выход - в разумной мере, в целесообразном сочетании индивидуально-специфического и социального в воспитании ребенка.

Однако осуществляемые ныне реформы, приведшие к увеличению нагрузки педагогов, переводу многих образовательных услуг на платную основу, не в состоянии создать условия, обеспечивающие сочетание социальной направленности в развитии личности и учета индивидуальной траектории личностного становления. Поэтому важно найти и обосновать такой вариант педагогического процесса, в котором решались бы обе эти задачи.

Декларируемое гармоничное развитие личности на практике сталкивается с жесткой государственной  регламентацией образовательной среды как в общем, так и в дополнительном образовании, что в еще большей степени углубляет имеющиеся противоречия, в том числе между:

- возможностями  учреждений образования  в  эстетическом воспитании, профессиональном  самоопределении  учащихся и недостаточным использованием данных возможностей в учреждениях общего образования;

- потребностью  личности в профессиональном  самоопределении, что возможно  только в условиях выбора и  жесткой регламентации образовательной  среды учреждений общего образования.

В соответствии с выделенными противоречиями проблемное поле исследования включает следующие  вопросы: каковы условия  и механизмы  влияния компонентов эстетического  воспитания на профессиональное  самоопределения  личности? каковы пути  усиления влияния эстетической образовательной среды на процесс профессионального самоопределения учащихся?

По нашему мнению, образовательная среда учреждения общего образования, в силу объективных  причин и традиций отечественной  педагогической школы (общие стандарты образования, в подавляющем большинстве, общие образовательные программы, классно-урочная система), в основе своей социально ориентирована, её приоритетом является государственно-общественное образование, результат которого - социализация личности. В то же время система эстетического воспитания образования более ориентирована на личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, способностей личности, на содействие профессиональному самоопределению учащегося. Замысел нашего исследования состоит в том, что если объединить возможности и условия общего эстетического образования, то это задаст эффективный контекст педагогической деятельности для формирования навыков профессионального самоопределения учащихся.

Актуализация  противоречий, наличие проблемы исследования, её недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение».

Цель: изучение условий и механизмов влияния эстетического воспитания

на профессиональное самоопределение.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать современные теоретические  основы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение.
  2. Определить условия  и механизмы влияния эстетического воспитания на процесс профессионального  самоопределения учащихся.
  3. Разработать научно-практические рекомендации по педагогическому сопровождению профессионального  самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования.

Объект: процесс профессионального самоопределения.

Предмет: условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение.

Гипотеза: условием влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение является эстетическая среда как комплексное взаимодействие возможностей общего образования, педагогического потенциала искусства и условий социума.

Механизмами влияния  эстетического воспитания на профессиональное самоопределение являются:

- внутренние  механизмы становления творческой индивидуальности и базисных качеств личности;

- механизмы  профессионального  самоопределения  как части социализации;

-

Условиями влияния являются:

- эстетическая  образовательная среда (факторы микросреды, мезосреды, макросреды);

- активизирующие методики и технологии (Луцевич книга с. 5, ).

Методы  исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, методической литературы, изучение документов, педагогическое тестирование, психодиагностические методы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы профессионального самоопределения 
    1. Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект

 

Проблема, обозначаемая в настоящее время термином «профессиональное самоопределение», как с точки зрения теорий общей и профессиональной педагогики, так и с позиций практики всегда являлась многоаспектной педагогической проблемой. Вопросы участия педагога и образовательного учреждения в проектировании будущего профессионального пути молодежи, учет различных социальных, экономических, правовых и других аспектов ее развития стали особенно актуальны в настоящее время.

Одним из важнейших аспектов становления зрелой личности в организованном педагогическом процессе является развитие ее субъектности, проявляющейся, прежде всего, в способности к самоопределению. Самоопределение рассматривают с разных позиций. Социологический подход определяет этот процесс как серию задач, которые ставит общество перед личностью. Социально-психологический – как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе. Дифференциально-психологический подход – как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Наиболее важный период в  самоопределении – старший школьный возраста. Не случайно психологи Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др. основным новообразованием данной возрастной группы называют способность к самоопределению. В этот период молодой человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Психологически они уже готовы ответить на него, у них достаточно развиты способности к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции. Самоопределение ставшее актуальным еще в подростковом возрасте, в период юношества охватывает уже все основные стороны жизни и играет в ней все возрастающую роль. (Завадская, Степанов, профориентации № 13, 14)

Одной из важных становится проблема профессионального самоопределения, которое позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Профессиональное самоопределение  – это процесс формирования личностного  отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Опираясь на работы Е.А. Климова, К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, С.Н. Чистяковой самоопределение рассматривают как процесс определения человеком своего места в мире, обществе.(чистякова, климов). Этот процесс развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном. Первый аспект характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, включает такие понятия как «интересы», «направленность личности», «личный профессиональный план». Личностный смысл является основой для развертывания профессионального самоопределения.

Деятельностный аспект профессионального  самоопределения включает в себя реальные действия, труд и их результаты. Основой для самоопределения в данном случае являются качества, стабильно  проявляющиеся в действиях человека, связанных с осуществлением и выбором профессиональной деятельности.

Понимание исследователями  профессионального самоопределения как двупланового феномена является принципиально важным для понимания общего процесса социального становления. Процесс развития самоопределяющейся личности прямо и непосредственно связано с формированием системы ее ценностных ориентаций, которые реализуются  в деятельности.  Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности . При таком подходе личность является одновременно и объектом профориентационных мероприятий, субъектом ориентации в  мире профессий и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Выделяют этапы профессионального  самоопределения, которые связаны  с ходом естественного возрастного  развития. Е.А. Климов разработал первую периодизацию развития человека как субъекта труда (1996). Стадию профессионального самоопределения он назвал  «оптацией». Эту стадию соотносят с подростковым возрастом, хотя с этой стадии могут оказаться и взрослые люди, размышляющие о смене места работы или профессии. В периодизации Е.А. Климов выделяет 10 стадий становления субъекта труда, на всех этапах представлены проблемы самоопределения.

  1. Стадия предигры – от рождения до 3-х лет, когда происходит развитие познавательных процессов, которые являются основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
  2. Стадия игры – от 3 до 6-8 лет, когда происходит знакомство с профессиями  и овладение смыслами человеческой деятельности, игра дает возможность непосредственно осваивать труд взрослых.
  3. Стадия овладения учебной деятельностью – от 6-8 до 11-12 лет, когда развиваются способности планировать, навыки самоконтроля, самоанализа, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
  4. Стадия оптации (optatio – от лат желание, выбор) – от 11 – 12 до 14 – 18 лет – это стадия сознательного и ответственного планирования выбора профессионального  пути. Климов отмечал, что оптация это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.
  5. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ.
  6. Стадия адаптанта – вхождение в профессию  после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
  7. Стадия интернала – вхождение в профессию в качестве полноценного  коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
  8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
  9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров.
  10. Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста, способного передать лучший свой опыт ученикам.(Пряжников с. 7, климов)

Информация о работе Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение