Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа
Проблема эффективности профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.
Введение ……………………………………………………………..
9
Теоретические основы профессионального самоопределения
Проблема профессионального самоопределения: психолого-педагогический аспект ……………………………
9
Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение……………………….
9
Влияние эстетического воспитания на профессиональное самоопределение…………………………………………………
9
2.1. Реализация условий и внедрение механизмов влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение учащихся учреждения общего образования…………………………………………………………..
9
Рекомендации по педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения общего образования…………………………………………………….
9
Заключение……………………………………………………………
9
Список литературы…………………………………………………..
9
Приложения…………………………………………………………..
9
Условия
и механизмы влияния
на профессиональное самоопределение
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
9 |
|
|
|
9 |
|
9 |
|
9 |
2.1. Реализация
условий и внедрение механизмов влияния
эстетического воспитания на профессиональное
самоопределение учащихся учреждения
общего образования………………………………………………… |
9 |
профессионального
самоопределения учащихся в условиях эстетической среды учреждения
общего образования………………………………………………… |
9 |
Заключение…………………………………………………… |
9 |
Список литературы………………………………… |
9 |
Приложения…………………………………………………… |
9 |
Введение
Проблема эффективности профессионального самоопределения молодежи предстала в полном объеме в связи с фиксацией высокой частоты неудовлетворенности молодежи профессиональной деятельностью, к которой они приступают, и в результате анализа обращений молодежи в систему переподготовки и повышения квалификации буквально сразу после получения первого профессионального образования. Реальность подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях такова, что они не только не готовы к профессиональной самореализации, но и показывают недостаточно высокий уровень самореализации и самоопределения.
В этой связи обостряется проблема определения деятельности системы образования, назначение которой - формировать человека, способного реализовать себя в конкретных социокультурных условиях. Возникают вопросы: как обеспечить учащимся навыки профессионального самоопределения, необходимые человеку в нестабильных условиях современной социокультурной ситуации? В какой степени они зависят от образовательной среды?
Нерешёнными остаются
вопросы взаимоотношения социал
В истории развития образования в разное время наблюдались «перекосы» в подходах к самоопределению личности. В советской педагогике (1930-1970-гг.) приоритетным направлением являлась социализация как включение индивида в жесткий социальный алгоритм общества. Как противовес этому с середины 80-х годов в педагогике стала доминировать идея индивидуальности и личностно-ориентированного образования. Полагаем, что выход - в разумной мере, в целесообразном сочетании индивидуально-специфического и социального в воспитании ребенка.
Однако осуществляемые ныне реформы, приведшие к увеличению нагрузки педагогов, переводу многих образовательных услуг на платную основу, не в состоянии создать условия, обеспечивающие сочетание социальной направленности в развитии личности и учета индивидуальной траектории личностного становления. Поэтому важно найти и обосновать такой вариант педагогического процесса, в котором решались бы обе эти задачи.
Декларируемое гармоничное развитие личности на практике сталкивается с жесткой государственной регламентацией образовательной среды как в общем, так и в дополнительном образовании, что в еще большей степени углубляет имеющиеся противоречия, в том числе между:
- возможностями учреждений образования в эстетическом воспитании, профессиональном самоопределении учащихся и недостаточным использованием данных возможностей в учреждениях общего образования;
- потребностью
личности в профессиональном
самоопределении, что возможно
только в условиях выбора и
жесткой регламентации
В соответствии
с выделенными противоречиями проблемное
поле исследования включает следующие
вопросы: каковы условия и механизмы
влияния компонентов
По нашему мнению,
образовательная среда
Актуализация противоречий, наличие проблемы исследования, её недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение».
Цель: изучение условий и механизмов влияния эстетического воспитания
на профессиональное самоопределение.
Задачи:
Объект: процесс профессионального самоопределения.
Предмет: условия и механизмы влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение.
Гипотеза: условием влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение является эстетическая среда как комплексное взаимодействие возможностей общего образования, педагогического потенциала искусства и условий социума.
Механизмами влияния эстетического воспитания на профессиональное самоопределение являются:
- внутренние
механизмы становления творческ
- механизмы
профессионального
-
Условиями влияния являются:
- эстетическая образовательная среда (факторы микросреды, мезосреды, макросреды);
- активизирующие методики и технологии (Луцевич книга с. 5, ).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, методической литературы, изучение документов, педагогическое тестирование, психодиагностические методы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа по теме исследования.
Проблема, обозначаемая в настоящее время термином «профессиональное самоопределение», как с точки зрения теорий общей и профессиональной педагогики, так и с позиций практики всегда являлась многоаспектной педагогической проблемой. Вопросы участия педагога и образовательного учреждения в проектировании будущего профессионального пути молодежи, учет различных социальных, экономических, правовых и других аспектов ее развития стали особенно актуальны в настоящее время.
Одним из важнейших аспектов
становления зрелой личности в организованном
педагогическом процессе является развитие
ее субъектности, проявляющейся, прежде
всего, в способности к самоопределению.
Самоопределение рассматривают с разных
позиций. Социологический подход определяет
этот процесс как серию задач, которые
ставит общество перед личностью. Социально-психологический
– как процесс поэтапного принятия решения,
посредством которого индивид формирует
баланс между собственными предпочтениями
и потребностями системы разделения труда
в обществе. Дифференциально-
Наиболее важный период в
самоопределении – старший
Одной из важных становится проблема профессионального самоопределения, которое позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.
Профессиональное
Деятельностный аспект профессионального самоопределения включает в себя реальные действия, труд и их результаты. Основой для самоопределения в данном случае являются качества, стабильно проявляющиеся в действиях человека, связанных с осуществлением и выбором профессиональной деятельности.
Понимание исследователями профессионального самоопределения как двупланового феномена является принципиально важным для понимания общего процесса социального становления. Процесс развития самоопределяющейся личности прямо и непосредственно связано с формированием системы ее ценностных ориентаций, которые реализуются в деятельности. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности . При таком подходе личность является одновременно и объектом профориентационных мероприятий, субъектом ориентации в мире профессий и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).
Выделяют этапы