Ушинский о значении родного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но, профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго.

Оглавление

Введение
1. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
2. Место родного языка в воспитании и обучении детей.
3. Значение родного языка.
3.1. Педагогическое значение
3.2. Социальное и духовное значение родного языка
3.3. Культурное значение родного языка
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА р.р..docx

— 140.21 Кб (Скачать)

Большое значение Ушинский придавал родному языку также  и в деле изучения явлений природы  родной страны и воспитания в детях  любви к родной земле. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, который облекает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.

Ушинский сравнивает педагогическую пользу родного и  иностранных языков и приходит к выводу, что в основе обучения должен лежать родной язык, а по мере того, как человек будет овладевать и овладеет родным языком, можно переходить к иностранным языкам, целью изучения которых должно быть, в первую очередь, чтение иностранной литературы, затем умственная гимнастика и далее произношение.

Но мало теоретически доказать что в основе всего образования, а если быть совсем точным, в основе содержания образования должен быть родной язык, - надо еще и создать это содержание. Ушинскому удается решить эти задачи – он пишет свои учебники, в основе которых лежит родной язык, родная литература, культура, природа, отечественная история.

По мнению автора «Родного слова», первоначальное преподавание русского языка имеет пять целей:

  • Стремление наставника к тому, чтобы «дитя все более и более вступало в духовное обладание теми сокровищами родного языка, которое оно усвоило только подражанием, подсознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически, почему и употребляет их часто некстати, не зная настоящего, полного значения употребляемых им слов и оборотов».
  •   Учитель должен постоянно заботиться о правильности, чистоте и грамотности речи учащихся, как устной, так и письменной; этого можно достичь, как считает К.Д. Ушинский, посредством пристального внимания к речи детей, исправляя и дополняя ее, причем очень важно, чтобы этим занимался не только учитель, но и сами дети.
  • Третья цель – изучение детьми грамматики; отмечая важность обучения детей этому разделу языка, автор «Родного слова» указывает на роль грамматики в развитии ребенка: «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными. Вот почему грамматику не без основания причислили к числу наук, очеловечивающих человека».
  • Четвертая цель – научить ребенка ясному пониманию письменной и печатной речи.
  • Наконец, сообразно с общепринятыми правилами научить ребенка грамотно, быстро и ясно выражать на письме свою «изустную и мысленную речь, так чтобы она совершенно была понятна каждому образованному человеку…».

Таким образом, обобщая сказанное, можно отметить, что К.Д. Ушинский в обучении родному языку самым  важным считал развитие речи детей, овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики.

 

3.2. Социальное и духовное значение родного языка

Необходимо заметить, что  высшее общество — дворянство —  в то время по существу не знало  русского языка, разговорным языком был французский язык. Детей учили  французскому, английскому языку, русский язык не изучался. К. Д. Ушинского как истинного русского человека такая ситуация в образовании не устраивала.

Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в  возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека.

К. Д. Ушинский утверждал, что  педагогика есть наука и искусство. В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших научных системах.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого  народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, и в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться как к своему, так и к другим народам.

Удивительно, насколько актуальны  сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения.

В статье «Родное  слово» Ушинский пишет: «Люди долго  пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность  и глубину его организма и  оценили его значение в своей  духовной жизни».

Ушинский подробно раскрывает значение родного языка  в духовном и социальном развитии человека: «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна. Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа мысль, в картину и   звук неба отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости,— словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».

 Язык, как  утверждал великий педагог, есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более.

 

3.3. Культурное  значение родного языка

Хотя со дня кончины  К.Д. Ушинского прошло уже более ста лет, его размышления о значении русского языка в воспитании культуры подрастающего поколения остаются актуальными и сегодня. Все мы являемся свидетелями того, как значительная часть современной молодежи утрачивает традиционную культуру родного языка. Источником пополнения словарного запаса для молодых людей становятся не сокровища народной или классической русской литературы, а загрязненный жаргоном язык развлекательных телепрограмм, желтой прессы и низкопробной эстрады. Формируемое современной информационной средой «клиповое сознание» мешает приобретению полноценных навыков связного изложения мыслей, логического рассуждения.

Учебник К.Д. Ушинского «Родное слово», адресованный не только школе, но и семье, является замечательным свидетельством творческой любви к культуре родного языка. С помощью русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, отрывков из произведений отечественных писателей К.Д. Ушинский вводит своего читателя в великий мир русского слова. Для многих поколений русских детей именно с учебником «Родное слово» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.

Ушинский доказывал, что  система воспитания, построенная  соответственно интересам народа, развивает  и укрепляет в детях ценнейшие  психологические черты и моральные  качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду, что в итоге делает общество высококультурным и эстетически грамотным. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества, их лаконичностью, воспеванием культурных ценностей народа.

Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка”. Поэтому вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.

 

Заключение

Велико значение К. Д. Ушинского  в развитии отечественной школы  и педагогики. С его именем связано  создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.

Он внес ценнейший вклад  развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал  теорию и практику воспитания и образования  за рубежом, показал достижения и  недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики, его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского - демократизм, гуманизм, идея воспитывающего обучения и другие, высоко оценены народом, который бережно хранит и развивает все ценное в наследии великого русского педагога, свято чтит память о нем.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Арканов А.К. Идеи  Ушинского. - М.: Просвещение, 2002.

2. Белозерцева Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. - М.: Роман-

    газета, 1994.

 

3. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М.:

    Педагогика, 1974 .

 

4. Исаев Л. И.  К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и

     методической школы. - М.: Ин-т общего образования, 1999.  

5. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. –  

    М.: Просвещение, 1974.

 

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: 6 т., Т. 1/Сост. С.Ф.

    Егоров. - М.: Педагогика, 1998 .

  

7. Сайт: www. school.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подобрать детскую  книгу – проанализировать содержание, художественное оформление с точки зрения педагогических требований (описание для какого возраста, содержание, соответствующее возрастным особенностям).

Книга «Коза-дереза» - издательство Харьковской книжной фабрики  «Глобус», выпуск 2008г.

Соответствие  требованиям офтальмологической

гигиены:

-  текст, согласно требованиям, напечатан одной колонкой на одной странице (напротив, короткая строка затрудняет движение глаза, спутывает различение начала и конца строки и приводит к быстрому утомлению зрительного аппарата);

- текст пропечатан прямо по картинке, но место его печати «зашумовано» в один тон, буквы  четко напечатанные, что не сказывается на напряжении глаз при чтении, т.е. контрастность изображения букв достаточно комфортная и не раздражает глаз;

- шрифт крупный, удобный  для чтения.

Соответствие  экологическим требованиям

Книга напечатана на офсетной бумаге, стоит отметка о соответствии государственным санитарным правилам и нормам с отметкой о дате проверки санитарно-эпидемиологической экспертизой.

Педагогическое  соответствие книги

 Переплет крепкий, страницы из достаточно плотной бумаги.

Иллюстрации занимают основное место в оформлении книги. Изображенные на иллюстрациях предметы конкретны и узнаваемы, что положительно воздействует на конкретность мышления и обобщенность восприятия малышей. Иллюстрации подчеркивают характерные детали, что способствует легкому восприятию и запоминанию текста.

Иллюстрации живописные, разноцветные, в меру яркие, четкие, что усиливает эмоциональное воздействие книги на детей, пробуждает у них воображение и фантазию. Они неотступно следуют за текстом, неразрывно с ним связаны.

Текст понятный детям, сказки поучительные, развивающие, соответствующие  детскому восприятию текста.

 

Вывод: данная книга соответствует требованиям и стандартам, предъявляемым к детской книге.

3.  2 конспекта занятий по развитию речи.

Занятие по развитию речи

в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»

 

Задачи:

1. Формировать правильное  представление о семье, роли  матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

2. Закрепить представления  о трудовых обязанностях членов семьи.

3. Упражнять детей в  подборе прилагательных и глаголов.

4. Воспитывать положительные  взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии,  имени, отчества и профессии  родителей.

2.Рассматривание семейных  фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

Информация о работе Ушинский о значении родного языка