Ушинский о значении родного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но, профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго.

Оглавление

Введение
1. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
2. Место родного языка в воспитании и обучении детей.
3. Значение родного языка.
3.1. Педагогическое значение
3.2. Социальное и духовное значение родного языка
3.3. Культурное значение родного языка
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА р.р..docx

— 140.21 Кб (Скачать)

                                                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

ВОПРОСЫ:

 

1. К.Д. Ушинский об общем  педагогическом, социальном и культурном значении родного языка.

2. Подобрать детскую книгу  – проанализировать содержание, художественное оформление с точки зрения педагогических требований (описание для какого возраста, содержание, соответствующее возрастным особенностям).

3. 2 конспекта занятий по развитию речи.

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. К.Д. Ушинский  об общем педагогическом, социальном  и культурном значении родного  языка.

ПЛАН:

Введение

1. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

2. Место родного языка в воспитании  и обучении детей.

3. Значение родного языка.

3.1. Педагогическое  значение

         3.2. Социальное и духовное значение родного языка

         3.3. Культурное значение родного языка

Заключение

Литература

 

                                            Язык есть самая живая, самая обильная

                                                                                                           и прочная связь,

            соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения

                                      народа в одно великое историческое живое целое.

                                                                                                                К.Д. Ушинский

 

                                               Введение


Ушинский – самая значительная фигура в русской педагогике. Он явился основоположником педагогической науки в России.  Ушинский дал  развернутую разработку основных вопросов педагогической теории, использовав для этого разнообразные науки, смежные с педагогикой.

Ушинский в основу разработанной им системы воспитания положил идею народности. Из этой идеи, Ушинский большое значение в воспитании придавал родному языку. Чувство народности принадлежит к самым святым и благородным чертам человека: «Поля родины, ее язык, ее придание и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Народность, по мнению Ушинского, – это единственный источник, из которого отдельный человек может черпать силы для себя и для общественной жизни. Ушинский протестует против аристократически-высокомерного отношения к народу, свойственного «высшим» слоям общества. Он высоко ставит и глубоко уважает «простой» народ, заявляя, что именно «это грубая серая масса народа» является источником огромной творческой силы, гениальных, неумирающих ценностей. «Из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песня, из которой почерпает свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант, слышится меткое, глубокое слово, приводящее в изумление своей истиной и глубиной всякого философа и филолога».

Самым сильным и ярким  выражением народного духа является язык. В народном языке, в его «светлых, прозрачных глубинах» одухотворяется весь народ, вся его родина, вся история его духовной жизни.

 

1. Жизнь и педагогическая деятельность

К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил  в Новгород-Северской гимназии. В 1840г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров (Грановского и др.). В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но, профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен.

Для Ушинского начались трудные  годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,— говорил молодой Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854—1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал  в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к “Родному слову” для учителей и родителей”. В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение “Человек как предмет воспитания”, явившееся ценным вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная  общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение  правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он в Выдубицком монастыре около Киева.

 

 

 

2. Место родного  языка 

в воспитании и  обучении детей

Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал  Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей и хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом.

По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и  тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие, посредством  которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”, К. Д. Ушинский считал главной задачей элементарного  обучения - овладение родным языком. “Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания”.

К. Д. Ушинский упорно боролся  за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и  школе на родном языке. Это было передовым  демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять “предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты”.

Ушинский много работал  над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса  начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному  языку в народной школе, чтобы  превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному  и эстетическому воспитанию детей.

К.Д. Ушинский страстно боролся  с формализмом в обучении родному  языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью - вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося.

Высказывания Ушинского  о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, боровшихся в условиях царской России за обучение детей на родном языке, за развитие национальной культуры.

Обучение родному языку должно развивать у детей дар слова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т.е. логика языка.

К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает на только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности, логику мышления.

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

Прекрасным материалом для  развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К.Д. Ушинский выступал горячим сторонником  наглядности в обучении. Детей, говорил  он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний.

К. Д. Ушинский создал учебную  книгу в двух частях «Детский мир  и хрестоматия» (1861), предназначенную  для классного чтения на уроках родного  языка в первых классах Смольного  института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов.

К. Д. Ушинский составил еще  одну замечательную книгу для  классного чтения «Родное слово» (1864–1870). Обе учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенствования  языка ребенка. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России: первая часть «Родного слова» выдержала 150 изданий. На этих книгах воспитывались многие поколения русских школьников младших классов.

Простота, образность, эмоциональность  изложения, прекрасный язык, сочетание образовательного и воспитательного элементов — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.

 
3. Значение родного  языка

3.1. Педагогическое значение

Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем несравнимую духовную ценность. В подготовительных материалах к «Педагогической антропологии» он раскрывает вопрос происхождения языка, связь языка и мышления, изучения иностранных языков, их взаимоотношениям с русским языком и особую роль придавал русскому языку в формировании личности человека.

К.Д. Ушинский подмечает, что родной язык — этот удивительный педагог — «учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Он считал, что преподавание русского языка помогает развить в детях дар слова, сознательно овладеть сокровищами родного языка, а затем усвоить его грамматические законы в их логической системе.

Усваивая родной язык, ребёнок  усваивает слова, понятия, множество  мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его внутренних глубинных сил.

Информация о работе Ушинский о значении родного языка