Учение А. С. Макаренко о коллективе и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Также будут рассмотрены важнейшие принципы и законы коллектива. «

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3


Глава 1. Понятие «коллектив» и «коллективизм» в наследии А. С. Макаренко……………………………………………………………………4


Глава 2. Стадии организации детского коллектива и законы движения коллектива……………………………………………………………………11



Глава 3. Структура детского коллектива. Стиль работы с коллективом. Установление товарищеских взаимоотношений…………………………19



Глава 4.Включенность личности в коллектив……………………………..25


Заключение…………………………………………………………………….38


Библиографический список…………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курс. педагогика.doc

— 185.00 Кб (Скачать)


3

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Выполнила студентка 3курса

института ФиСТМ  группы ТИМ 302

Долидзе Э. Р.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по педагогике

 

Учение А. С. Макаренко о коллективе и современность

 

Научный руководитель

к., п., н., доцент Е. А. Заречнова

 

 

 

                           

Пятигорск

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………3

 

 

Глава 1. Понятие «коллектив» и «коллективизм» в наследии А. С. Макаренко……………………………………………………………………4

 

 

Глава 2. Стадии  организации детского коллектива и законы движения коллектива……………………………………………………………………11

 

 

 

Глава 3. Структура детского коллектива. Стиль работы с коллективом. Установление  товарищеских взаимоотношений…………………………19

 

 

 

Глава 4.Включенность личности в коллектив……………………………..25

 

 

Заключение…………………………………………………………………….38

 

 

Библиографический список…………………………………………………..41

 

 

Введение

В данной курсовой работе рассматривается теория «Воспитание в коллективе и через коллектив», выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. 

Цель курсовой работы - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга  А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов  воспитания.  Также будут рассмотрены  важнейшие принципы и законы коллектива. « Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье « Проблемы воспитания в советской школе».

А. С. Макаренко -  педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы.  Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и  Коммунистической партии. В ходе исследования рассматриваются стадии организации коллектива и установление взаимоотношений. И как личность включается в работу коллектива, и становиться ее полноправным участником.

Основные положения теории Макаренко активно применяются сегодня в современной педагогике. Эти знания необходимы для правильной организации коллектива, управления им и контролирования.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «КОЛЛЕКТИВ» И «КОЛЛЕКТИВИЗМ» В НАСЛЕДИИ А. С. МАКАРЕНКО.

Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.  По окончании городского училища начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. В 1905г. Макаренко поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 с золотой медалью. В 1920г. Полтавский губернский отдел поручил Макаренко организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение - « Трудовую колонию имени А.М. Горького. » С 1927 Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. Раньше в колонии имени Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских. В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Это производство требовало от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. В 1935г. Оставил работу в коммуне, переехав  в Москву, занялся литературной деятельностью- обобщением педагогической деятельности в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. В 1933-1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 появилась «Книга для родителей»

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

“Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста”, - говорит Макаренко в статье “Некоторые выводы из моего педагогического опыта”. Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

“Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора”, - писал Макаренко. Высшим назначением школьного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка, для воспитания коллективистов.  Более десяти лет понадобилось Макаренко, чтобы разработать модель школьного коллектива и обосновать главные принципы организации и деятельности такого коллектива . В числе этих принципов - наличие общеколлективных  целей,  постоянное движение навстречу новым перспективам, связь с другими коллективами, влияние коллектива на все стороны жизни учащихся, единство управления и самоуправления, использование игры, создание и накопление традиций, бодрый тон  жизни, эстетическая выразительность . Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал “ Принципом параллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива - “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал “закон движения коллектива”. Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал “системой перспективных линий”. “Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных” - писал Макаренко в “Педагогической поэме”.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность “системы перспективных линий” А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В “Лекциях о воспитании детей” он говорил: “Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов”.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники  (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Профессор  Е. А. Аркин в определении коллектива стоит ближе к действительности, предлагая признаки: «общность среды и организации и самодеятельность».  Фортуганов  подчеркивает «совместное удовлетворение потребностей органических или социальных потребностей. Все эти определения ближе к человеческой природе коллектива. Они сводят коллектив к понятию вида.  Когда словом коллектив именуют и все человечество, и государство, и общество, и компанию беспризорных, это знаменует отказ от классификации. Дальнейшие разветвления социальных единств направляются произвольно придуманными признаками: самовозникающие и организованные, временные и длительные, простые и сложные. Это не классификация реально существующих явлений по реальным признакам, а детская игра с примитивными терминами, не обладающими ни точностью, ни специфической социальностью признаков. Прежде всего, рассмотрим момент становления индивида членом какого-либо объединения. Уже в момент рождения человек становиться членом семьи, фамилии, рода, государства, нации. Это происходит без его ведома , основанием для такого становления является естественный признак, а по отношению к государству - определенный закон. И в дальнейшем человек продолжает быть членом указанных объединений, членом кровных единств на основании естественного права, членом государства на основании прав  государственного. Новым принципом составления социальной совокупности является принцип видимой добровольности. Пример: рабочий поступает на завод, им руководит стремление к заработку. Истинным стимулом объединения явился стимул нужды. Нужда толкает человека в определенное социальное единство, каждый член становиться им случайно. Мы могли бы назвать принцип добровольности принципом социальным. Социальным принципом мы можем признать такой, который определяет объединение людей, исходя из принципиальной позиции мирового единства трудового человечества, выраженного в  реальных формах человеческого общения и деятельности.  Социальная совокупность - действительно существующая форма жизни человечества , это совокупность людей, то есть существ мыслящих , поступки которых направляются не простыми реакциями. Человек стремится к улучшению жизни, уверен в том, что это улучшение возможно только в социальных выражениях. Влечение личности к социальному объединению это влечение масс, имеющее свою историю и развитие. Развитие это протекало диалектически: примитивные формы общения сменялись новыми, представляющими шаг вперед  в деле организации человеческого общества.

Информация о работе Учение А. С. Макаренко о коллективе и современность